Как-то стало уж совсем привычно, что бескомпромиссные борцы с терроризмом, входящие в ближайшее окружение президента США, именуются в мире не иначе как ястребами. Например, "черный ястреб" Кондолизза Райс или "белый ястреб" Дик Чейни. Данная характеристика довольно точно описывает не только степень лояльности к Джорджу Бушу, но и наклонности персонажей. Однако среди целого семейства пернатых в администрации США есть настоящий орел, по сравнению с которым все остальные хищники выглядят волнистыми попугайчиками. Министр обороны Доналд Рамсфелд.
В том, что сразу после переизбрания на второй срок Джордж Буш произведет серьезную кадровую чистку в своем "гнезде", не сомневался никто. Вполне предсказуема была отставка Колина Пауэлла, пожалуй самого умеренного "ястреба" в компании президента, с большой долей вероятности можно было прогнозировать и сальто советника по национальной безопасности Кондолиззы Райс, почти не вызывала сомнения судьба главы Министерства национальной безопасности Тома Риджа. Пожалуй, наиболее неопределенным было будущее вице-президента Дика Чейни, которому недоброжелатели всех мастей старательно припоминали то странные обстоятельства его службы в компании Halliburton, то дочь-лесбиянку, то четыре сердечных приступа. Но что было совершенно очевидно, так это незыблемость позиции самого опытного вашингтонского царедворца Доналда Рамсфелда.
И дело даже не в некой привилегированности 72-летнего министра обороны или наличия у президента Буша каких-то обязательств перед ним. Как это ни странно, Рамсфелд был и остается нужен Бушу. Его колоссальный опыт подковерных игр и умение произносить именно те слова, которые хочет услышать от него президент, в совокупности с общей приверженностью политике силового решения серьезных внешнеполитических проблем - качества, безусловно, импонирующие президенту. Именно Рамсфелд перед началом кампании в Ираке сравнивал Джорджа Буша с Уинстоном Черчиллем, отмечая его необыкновенный дар провидца, именно Рамсфелд, будучи изначально категорически против концентрации разведывательных функций в руках директора национальной разведки, позже с не меньшим воодушевлением доказывал обоснованность такой реформы. Примечательна реакция главы Пентагона на скандал с пытками в иракской тюрьме "Абу-Граиб". В то время как госсекретарь США Колин Пауэлл принес публичные извинения за действия его соотечественников, Рамсфелд запретил военнослужащим США... пользоваться в Ираке мобильными телефонами со встроенными камерами. От греха подальше.
Однако, справедливости ради стоит сказать, что Рамсфелд проявил себя как незаурядный стратег и всегда был абсолютно последователен в лоббировании интересов американских военных. Он добился увеличения оборонного бюджета почти до 500 миллиардов долларов, что позволило провести не только две крупномасштабные военные операции в Афганистане и Ираке, но и приступить к реализации нескольких амбициозных проектов, вроде строительства национальной ПРО, программ по созданию беспилотных летательных аппаратов и систем спутниковой навигации.
Под руководством Рамсфелда был разработан план глобальной перегруппировки американских войск, находящихся за пределами США, а также проект структурной перестройки армии. В целом, если отвлечься от рассуждений о демократических и иных ценностях и сконцентрировать внимание исключительно на "должностной инструкции", стоит признать, что со своей работой главы военного ведомства Доналд Рамсфелд справляется и особых поводов для недовольства им у президента США быть не должно.
Вообще привлечение в команду столь разных чиновников как Рамсфелд и Пауэлл, являлось несомненной кадровой удачей Джорджа Буша. Откровенный "ястреб" Рамсфелд и умеренный "голубь" Пауэлл удачно дополняли друг друга, поддерживая в администрации определенный баланс сил. С воцарением в Госдепартаменте госпожи Райс, являющейся представительницей столь же хищной породы птиц, что и шеф Пентагона, этот баланс может нарушиться, что несомненно скажется на адекватности решений, принимаемых в Вашингтоне. Казалось бы, столь очевидный факт не должен был ускользнуть от внимания стратегов, стоящих за спиной Буша, но последние демонстрируют абсолютную индифферентность к происходящему. Хотя такое впечатление может быть совершенно обманчивым.
Если предположить, что Колин Пауэлл рассматривается республиканцами как потенциальный участник президентских выборов 2008 года, то выведение его "из-под удара" выглядит вполне логичным. Рамсфелд же в этом смысле - человек "конченный". С другой стороны, Джорджу Бушу в ближайшие четыре года, несомненно, понадобятся его организаторские способности, умение вовремя напугать законодателей грядущими катаклизмами, от которых может спасти только дополнительное увеличение военного бюджета, и странная близорукость главы Пентагона, теряющего временами способность разглядеть очевидные нарушения всевозможных международных соглашений, допускаемые его подчиненными.
Доналд Рамсфелд родился 9 июля 1932 года в Чикаго. Окончив в 1954 году Принстонский университет, будущий министр обороны отдал три года жизни службе в ВМС. В начале 60-х он являлся помощником конгрессменов от его родного штата и занимал ряд постов в коммерческих структурах. В 1962 году Рамсфелд выдвигает свою кандидатуру на выборах в Конгресс и одерживает победу. До 1969 года он занимается законотворчеством, а затем получает приглашение войти в качестве советника в администрацию президента Никсона.
В 1973 году Рамсфелд занимает пост посла США в НАТО, а уже в ноябре 1975 года становится самым молодым в истории США министром обороны. Именнно во время работы в администрации президента Форда Рамсфелд знакомится с нынешним вице-президентом США Диком Чейни. Во главе Пентагона Рамсфелд, умело манипулируя страхом американских законодателей перед "советской угрозой", добивается существенного увеличения военных расходов до астрономической по тем временам суммы в 107,5 миллиардов долларов. Однако после поражения Форда на выборах в политической карьере Рамсфелда наступил спад. Вплоть до 1983 года он преподавал в различных высших учебных заведениях США и занимал ответственные посты в крупной фармацевтической компании G. D. Searle and Company. В годы правления Рональда Рейгана Рамсфелд являлся специальным посланником президента на Ближнем Востоке. Написал большое количество статей по вопросам национальной безопасности США. В 90-е годы был одним из основных республиканских экспертов по проблемам национальной безопасности и руководил комиссией по оценке ракетной угрозы. С 2000 года вновь занял пост главы Пентагона.
Андрей Воронцов