Некая компания объявляет о намерении открыть торговый центр в одном российском городе и начинает его строительство. Много месяцев любители шоппинга ждут возможности пройтись по галереям центра, а владельцы торговых сетей планируют оформление и ассортимент расположенных в нем магазинов. Но компании никак не удается достичь договоренности с местными властями, поэтому открытие торгового комплекса все откладывается и откладывается.
Эта ситуация показалась бы банальной, если бы не четыре обстоятельства. Во-первых, "некая компания" в нашем случае - это крупнейшая из работающих в России иностранных сетей розничных продаж ИКЕА. Во-вторых, "торговый центр" называется "МЕГА-2", а инвестиции в его строительство достигли 300 миллионов долларов. В третьих, открытие его было не просто отложено, а скандально сорвано всего за день до церемонии, на которой должны были присутствовать такие люди, как шведский и германский послы.
Четвертое же обстоятельство является самым важным. Руководство российского офиса ИКЕА и топ-менеджеры компании Ingka, которой принадлежит сеть, намерены добиться максимального внимания к их проблеме и заставить международное деловое сообщество сделать соответствующие выводы о бизнес-климате России.
Открытие торгово-развлекательного комплекса "МЕГА-2", на территории которого будут работать такие предприятия, как супермаркет "АШАН", немецкая розничная сеть OBI, магазин электроники "М-Видео" и "Стокманн", было запланировано на 2 декабря, а затем перенесено на пятницу, 10 декабря. По утверждению представителей компании ИКЕА, лишь в четверг, 9 декабря, им стало известно о том, что власти Химкинского района запретили проводить открытие. К этому моменту все гости уже были приглашены, рекламная кампания проведена, и ИКЕА пришлось извиняться перед друзьями и клиентами.
Официальной причиной запрета властей была техническая незавершенность здания торгового центра. Однако уже в субботу, 11 декабря, представители компании озвучили совсем другую позицию, причем не где-нибудь, а на страницах ведущей британской деловой газеты Financial Times. Пользуясь разными выражениями, глава компании Ingka Ханс-Горан Стеннерт, посол Швеции в РФ Андреас Тувессон и глава российского представительства ИКЕА Леннарт Даалгрен говорили примерно одно и то же. Суть их послания сводилась к тому, что иностранные компании в России не могут работать из-за коррупции и давления местных властей, что ИКЕА страдает, потому что не хочет платить взятки, что это - система, а не частный случай, и что в такой ситуации говорить о хорошем инвестиционном климате в России не приходится.
Важно отметить, что такие слова, звучащие из уст менеджеров компании, заявлявшей ранее о своих планах вложить в РФ более полутора миллиардов долларов, не могут не повлиять на мнение зарубежных инвесторов. Тем более что статья заканчивается трогательным высказыванием основателя ИКЕА Ингвара Кампрада о том, что "приносить хорошее бедным россиянам - это социальная миссия".
Судя по всему, под "социальной миссией" в данном случае имеется в виду борьба с коррупцией. Есть основания предполагать, что вся история с сорванным открытием торгового центра - отлично спланированная пиар-акция.
ИКЕА не в первый раз испытывает проблемы во взаимоотношениях с властями населенных пунктов, в которых открывает свои магазины. В Новосибирске у компании ушло два года на то, чтобы подписать соглашение об аренде земельного участка под строительство торгового центра. В Екатеринбурге администрация в течение четырех лет отказывалась поддержать открытие гипермаркета, пытаясь вынудить ИКЕА внести деньги в некие "добровольные фонды". Ситуация на Урале разрешилась только после личной встречи представителей ИКЕА с губернатором Эдуардом Росселем. Похожими трудностями сопровождается экспансия ИКЕА почти во все российские города.
Судя по всему, отлично зная российские правила игры, ИКЕА действительно не желает им подчиняться и по принципиальным соображениям старается развивать свой бизнес, не поощряя коррупцию. Так что мы легко можем поверить ее руководству, утверждающему, что "МЕГА-2" не открывается из-за отказа компании заплатить нужным чиновникам. Способ же борьбы с создавшейся ситуацией ИКЕА выбрала довольно оригинальный.
Представитель администрации Химкинского района Московской области Валентина Скобелева сообщила корреспонденту "Ленты.Ру" о том, что ИКЕА начала рассылать приглашения на открытие торгового центра, не получив документа под названием "Акт государственной приемки завершения строительства объекта". Акт этот компания получить и не могла, так как у сотрудников инспектирующих органов оставалось к зданию множество претензий технического характера. В распоряжении Vip.Lenta.Ru оказался текст письма министра внешнеэкономических связей Московской области Караханова от 11 ноября. Письмо это было адресовано Леннарту Даалагрену, и в нем сообщалось, что ИКЕА не имеет права проводить открытие без вышеупомянутого документа.
Можно быть уверенным, что юристы торговой сети знали об этом и без министра. Просто они также подозревали, что не получат акта до тех пор, пока не заплатят соответствующим чиновникам. А платить не хотели по принципиальным соображениям. Поэтому руководство ИКЕА могло пойти на крайний шаг - назначить открытие, отлично понимая, что оно может сорваться.
Таким образом компания добивалась сразу нескольких целей. Во-первых - привлечь к своей проблеме внимание нескольких сотен приглашенных (не последних в Москве людей), с удивлением узнавших об отмене стоявшего в их графике мероприятия. Во-вторых, создать информационный повод, позволивший заговорить о проблеме российской коррупции со страниц газеты Financial Times и многих других влиятельных СМИ. В третьих - придать рядовой и рутинной для российского бизнеса ситуации статус международного скандала.
Осталось понять, насколько эффективными окажутся шведские методы борьбы с российской коррупцией и смогут ли их применять также российские бизнесмены.
Елена Любарская, Ольга Кравец