Нападения террористов на пассажирские автобусы для Греции в последние годы стало делом обычным. Так, в 1999 году преступники, по национальности албанцы, в течение двух месяцев дважды захватывали автобусы с пассажирами, оба раза требуя свободного проезда в Албанию.
В первый раз, в мае, в центре событий оказался 25-летний албанец по имени Фламур Писили. Писили, прежде чем решиться на теракт, успел отсидеть срок в греческой тюрьме по обвинению в воровстве, однако считал, что был осужден незаконно. По данным полиции, на новое преступление он пошел после того, как правоохранительные органы из местечка Эпаноми - пригорода Фессалоник, где он проживал, потребовали, чтобы он представил разрешение на проживание и работу в Греции.
"Полицейские сломали мне жизнь после того, как я приехал сюда из Албании", - позже жаловася Писили корреспондентам по мобильному телефону из захваченного автобуса. Автобус он, вооружившись автоматом и гранатами, захватил в Фессалониках и потребовал, чтобы ему выдали 50 миллионов греческих драхм (около 160 тысяч долларов) и позволили выехать в Албанию. Деньги были ему предоставлены, и Писили отпустил часть заложников - из 17 захваченных человек до границы с Албанией вместе с ним доехали восемь.
Но на границе террорист отказался отпустить остальных заложников и заставил водителя въехать на территорию Албании. Там его встретили албанские спецназовцы: Фламур Писили был убит на месте одиночным выстрелом через лобовое стекло. Правда, не обошлось без жертв среди пассажиров - один из них, когда начался штурм, попытался самостоятельно выскочить из автобуса и был убит - по одним данным, террористом, по другим - албанскими полицейскими.
Второй захват автобуса с пассажирами произошел в июле, причем тоже в окрестностях Фессалоник. Вооруженный гранатами албанец взял в заложники семь человек, двоих из которых позже отпустил (всего в автобусе на момент захвата находились около пятидесяти пассажиров, но остальным удалось разбежаться). Террорист также требовал денег и проезда в Албанию. Однако на этот раз (видимо, уже не надеясь на аккуратность своих албанских коллег) греческая полиция не позволила похитителю выехать за пределы страны. Автобус был заблокирован возле города Флорина на севере Греции, и в дело вступили специалисты по переговорам. В какой-то момент один из остававшихся в салоне пассажиров, как потом выяснилось, бывший военнослужащий, ухитрился разоружить своего похитителя. Этого оказалось достаточно, чтобы снайперы, державшие преступника на мушке, тут же застрелили его.
Следующий подобный инцидент произошел в Греции в ноябре 2000 года, когда преступник, грек по национальности, захватил автобус с японскими туристами. Правда, на этот раз обошлось без стрельбы - террорист отпустил всех заложников и сдался полиции. Но, оказавшись в полицейском участке, он все равно погиб, каким-то образом ухитрившись выпрыгнуть (или выпасть) из окна кабинета на седьмом этаже, где шел допрос.
Наученные горьким опытом, греческие полицейские особенно тщательно отрабатывали операцию по освобождению захваченных пассажиров автобуса в ходе подготовки к Олимпийским играм 2004 года. В частности, вдоль шоссе, ведущего из Марафона в Афины (это та самая знаменитая дорога, по которой две тысячи с лишним лет назад впервые был совершен марафонский забег) установили десятки наблюдательных камер, чтобы с их помощью следить за движением автомобилей.
Олимпиада прошла без инцидентов, но камеры и наработанные навыки греческой полиции все же пригодились. В среду, 15 декабря, в шестом часу утра двое неизвестных преступников как раз под Марафоном захватили очередной пассажирский автобус, следовавший в Афины. По словам водителя и других свидетелей происшествия, которым удалось бежать в первые минуты после захвата, события разворачивались следующим образом.
Два человека вошли в автобус на остановке в местечке Пикерми. Кондуктор узнал обоих, так как видел их в автобусе этого маршрута раньше. Как только автобус тронулся с места, в руках у одного из вошедших оказался карабин. Преступник выстрелил в потолок. Однако водитель не растерялся, остановил автобус и успел выскочить и даже вытащить за собой еще одну женщину прежде, чем террористы успели ему помешать. Вместе с водителем и пассажиркой убежал и кондуктор. Остальные пассажиры тоже бросились к дверям, но преступники стали стрелять вверх и потребовали, чтобы все вернулись на свои места. Всего в руках у них оказалось 24 человека. По словам свидетелей, террористы были вооружены охотничьим карабином и пистолетом.
Убегая, водитель не забыл захватить с собой, помимо женщины, ключи от автобуса. Глава транспортной компании KTel, которой принадлежит захваченная машина, Никос Кутсойоргос, заявил, что водитель действовал в точном соответствии с инструкцией, разработанной на случай захвата автобуса террористами, так как благодаря его действиям преступники не смогли взять управление машиной в свои руки. Каковы бы ни были их изначальные планы, теперь им прежде всего пришлось требовать водителя с ключами обратно.
Вскоре к месту событий прибыли полицейские и машины "Скорой помощи". Спецназовцы окружили место происшествия и на всякий случай перегородили дорогу еще одним автобусом. Начались переговоры, за ходом которых взялся следить сам премьер-министр страны Костас Караманлис, отложивший из-за происшествия свой визит на саммит Евросоюза. По утверждению комментаторов, переговоры, в целом, идут успешно - преступники начали освобождать заложников, и к вечеру в их руках осталось меньше двадцати человек. Кстати, видимо, из-за раннего времени, когда был захвачен автобус, детей среди пассажиров не было. Одной из заложниц, отпущенной в середине дня - Кондилии Стефани - пришлось оказывать медицинскую помощь, так как террористы нанесли ей травму головы.
Судя по всему, отсутствие водителя действительно сбило террористов с толку. Сначала они довольно долго не выдвигали никаких требований, лишь настаивали, чтобы им вернули шофера и освободили проезд. Время от времени, чтобы подкрепить свои требования угрозами, преступники стреляли из окон автобуса в воздух. Лишь к полудню одна из захваченных пассажирок, Стелла Матара, связалась по мобильному телефону с греческим телевидением и передала требования террористов. По ее словам, они настаивали, чтобы их пропустили в Афинский аэропорт, так как они хотят покинуть Грецию. Матара сказала, что преступники обещают отпустить всех женщин, если им позволят проехать туда.
На связь с местной радиостанцией "Альфа" вышли и сами похитители, один из которых по-гречески сообщил, что он русский, что его зовут Хасан и что он хочет вылететь в Россию. Это сообщение привело в замешательство греческих полицейских, потому что все были уверены, что имеют дело с албанцами. По крайней мере, на этом настаивали водитель и кондуктор, которые видели преступников в лицо. Сотрудники российского и албанского посольств прибыли к месту происшествия, и через несколько часов было официально установлено, что разговоры о России - это уловка, а на самом деле террористы - действительно албанцы 25 и 32 лет, причем уже знакомые греческим правоохранительным органам. Также представитель российского МИДа Александр Яковенко заявил, что российских граждан нет и среди пассажиров автобуса, захваченных в заложники.
Еще одна женщина, отпущенная позже, заявила, что террористы, помимо водителя и проезда в аэропорт, требуют еще миллион евро, но полиция пока эту информацию не подтверждает. Неизвестно также, есть ли у преступников взрывчатка, о которой упомянула Стелла Матара. Наконец, неясно, куда на самом деле двинутся албанцы, если получат водителя, и тем более - куда полетят, если доберутся до самолета. Очень маловероятно, что в Москву и вообще в Россию - в любом здешнем аэропорту их ждет не менее жесткий прием, чем, например, в Израиле, где с террористами, берущими в заложники людей, не церемонятся.
Но вся эта информация пока поступает от журналистов и других лиц, не участвующих в спецоперации. Полицейским удалось установить постоянный контакт с террористами, но в целях безопасности они не раскрывают планы преступников и не говорят, что собираются предпринимать сами. Впрочем, догадаться об этом не трудно. Убедившись, что они имеют дело не с политическими требованиями, а с обычной уголовщиной, полиция, скорее всего, ни в какой аэропорт албанцев не пустит, так что выбор у преступников не богатый - либо сдаться, либо готовиться к штурму. Видимо, полицейские тянут время, настаивая на освобождении все большего числа заложников, чтобы на основании их расспросов убедиться, есть ли у террористов взрывчатка, а также уменьшить число потенциальных жертв при штурме.
Скорее всего, полицейские ждут наступления темноты.
Дмитрий Иванов