Американские войска, расквартированные в Ираке, столкнулись с новой напастью. Если раньше, в течение более чем полутора лет со дня окончания военной операции против режима Саддама Хусейна, повстанцы нападали в основном на патрули и на транспорты коалиционных сил, то в минувший вторник удару подверглась американская военная база "Марез" (известная также под названием аль-Гизлани), расположенная в трех милях к югу от третьего по величине иракского города Мосул на севере страны.
База "Марез", на которой служат как американские, так и иракские военнослужащие, а также проживают гражданские сотрудники компании Kellogg, Brown & Root - подразделения американской компании Halliburton, осуществляющей поставки продовольствия для военнослужащих США по контракту с Пентагоном, расположена на территории бывшего гражданского аэропорта Мосула. Периметр базы огражден специальными стенами, способными выдержать детонацию крупного взрывного устройства, и колючей проволокой. Двое ворот постоянно охраняются усиленными нарядами из американских солдат; на подъездах к базе дежурят иракские полицейские, которые досматривают все приближающиеся автомашины.
Тем не менее, все эти меры безопасности не уберегли военнослужащих базы от очень серьезных потерь, которые причинило прямое попадание некоего боезаряда (который агентство Associated Press определило как "122-мм ракету") в столовую для личного состава. Нападение боевиков произошло в обеденное время, около полудня по местному времени, когда столовая была полна солдат и офицеров, и застало американцев врасплох. Всего, по данным телекомпании CNN, по базе было выпущено четыре ракеты, из которых две вообще не попали в цель, разорвавшись за пределами охраняемой территории, одна поразила столовую и еще одна взорвалась на территории базы, никому не причинив вреда.
Военные аналитики и эксперты по борьбе с партизанами из США уверены, что это нападение было не просто тщательно спланировано, но и, что самое тревожное, основывалось на точных разведданных, полученных боевиками, скорее всего, от иракцев, работающих или служащих на территории базы. "Прежде всего, я думаю, этот инцидент свидетельствует о том, что наши военные базы открыты для проникновения извне и врагам нетрудно узнать, когда и где мы оказываемся наиболее уязвимы для нападения", - считает эксперт по вопросам безопасности, отставной полковник морской пехоты США Эдвард Бадолато.
По свидетельству солдат и офицеров, находившихся в тот момент в столовой на базе "Марез", ракета или какой-то другой снаряд, начиненный шрапнелью, влетел в помещение через крышу - сама столовая представляет собой огромную брезентовую палатку белого цвета. Взрыв был такой силы, что все присутствовавшие в буквальном смысле не смогли устоять на ногах и усидеть на стульях. Осколки поразили более восьмидесяти человек, причем точных данных относительно количества погибших до сих пор нет. Пентагон сообщает о гибели 19 военнослужащих США и еще трех человек, национальность которых пока не установлена, в то же время руководство Halliburton извещает о гибели четырех своих сотрудников и еще трех человек, работавших на Kellogg, Brown & Root по временному контракту, очевидно, из местных.
По другим данным, которые приводит Associated Press со ссылкой на сведения, озвученные американскими официальными представителями в Багдаде в среду утром, в результате взрыва на базе "Марез" погибли 22 человека, 20 из которых были американцами - 15 военнослужащих и пятеро гражданских, а также двое иракских военнослужащих. Еще 66 человек, в том числе 42 американских солдата и офицера, получили ранения.
Сразу после взрывов на базе началась паника - люди, не задетые осколками, бросились к бетонированным убежищам. Однако в самой столовой эвакуация раненых началась довольно быстро, под носилки приспособили обеденные столы, перевернув их кверху ножками. "Трудно было понять, что происходит, вокруг царила полная неразбериха, но в то же время меня поразило, что наиболее тяжелые раненые, которым требовалась срочная помощь, были эвакуированы с места взрыва уже через 20 минут. Солдатам, находившимся в столовой, пришлось постараться. На мой взгляд, их действия были безукоризненны", - сообщает с места событий корреспондент газеты Richmond (Va.) Times-Dispatch Джереми Редмон.
Столь крупные разовые потери стали самым тяжелым случаем для американских войск в Ираке за все время боевых действий, включая собственно военную операцию против армии Саддама Хусейна в марте-апреле 2003 года. По мнению аналитиков, это обусловлено, как минимум, двумя факторами.
Во-первых, типовые американские военные базы в Ираке не приспособлены служить надежным укрытием от обстрелов со стороны боевиков. Почти на всех из них столовые, где регулярно скапливается большое количество военнослужащих, устроены в больших брезентовых палатках, которые служат отличными мишенями. Та же база "Марез" только в течение этого года более тридцати раз подвергалась минометным обстрелам противника. До сих пор потери были невелики - в результате этих обстрелов погибла лишь одна женщина-военнослужащая. Но, по данным CNN, солдаты и офицеры "Мареза" давно уже указывали своему командованию, что прямое попадание мины или ракеты в столовую в обеденное время - это лишь вопрос времени. Так, еще в апреле этого года главный военный врач базы, настойчиво предупреждавший командиров о такой возможности, получил от них приказ разработать план действий на случай массового поражения военнослужащих. Похвальная предусмотрительность - труды военного медика не пропали зря.
Командование базы даже распорядилось построить к Рождеству новую столовую из бетонных и металлических конструкций, однако работы не были закончены вовремя. Это обстоятельство лишний раз свидетельствует о том, что боевики, обстрелявшие базу, хорошо знали о том, как обстоят дела в "Марезе".
Во-вторых, с приближением первых всеобщих выборов в Ираке партизанская война на территории страны все более широкие масштабы и, главное, становится все более изощренной. По словам американских экспертов по борьбе с повстанцами, в подобной ситуации время всегда играет на руку партизанам, потому что они приобретают опыт и учатся выведывать наиболее уязвимые места в обороне противника. К тому же американское командование словно нарочно осложнило жизнь своим военнослужащим в Мосуле. Если ранее там стояла вся 101-я военно-воздушная дивизия, то впоследствии личный состав базы был сокращен примерно наполовину. "Мы заменили дивизию бригадой и думаем, что это не отразится на безопасности солдат", - считает сотрудник частной охранной фирмы, недавно вернувшийся в США из Багдада. Этот человек пожелал остаться неизвестным, потому что его мнение расходится с официальной политикой Пентагона.
Кроме того, именно Мосул стал центром боевой активности суннитских повстанцев после того, как в ноябре этого года американские войска разгромили другой их оплот - Фаллуджу, в течение весны-лета служившую крепостью для боевиков и террористов всех мастей. Ответственность за обстрел "Мареза" взяла на себя радикальная суннитская группировка фундаменталистского толка "Армия Ансар аль-Сунна". Ее представители разместили соответствующее сообщение на одном из исламистских веб-сайтов и пообещали, что позже предъявят видеосъемку этого инцидента. Ранее эта же группировка брала на себя ответственность за убийство 12 непальских заложников и другие нападения в окрестностях Мосула.
Американской администрации пока не остается ничего другого, как продолжать утверждать во всеуслышание, что, несмотря на столь прискорбный инцидент, ситуация в Ираке остается стабильной и страна по-прежнему готова к выборам. Когда во вторник журналисты спросили у пресс-секретаря Белого дома Скотта Макклелана, как же американцы намерены обеспечить безопасность на избирательных участках, если не могут уберечь от террористов солдат на своих собственных базах, он в ответ заверил собравшихся, что в 15 из 18 иракских провинций в настоящее время обстановка остается мирной и безопасной.
Но военные эксперты опасаются, что взрыв в Мосуле - лишь начало нового, очередного этапа усиления партизанского сопротивления. Остается ждать, говорят они, когда боевики от обстрелов наших баз перейдут к к попыткам ворваться на их территорию, чтобы учинить там настоящую бойню.
Дмитрий Иванов