Главное
16:24, 23 декабря 2004

Ядерный щит России учится жить по средствам По планам командования РВСН, "Сатана" станет космическим грузовиком

22 декабря с полигона "Домбаровский" в Оренбургской области была запущена тяжелая межконтинентальная баллистическая ракета РС-20В ("Воевода"), более известная по классификации НАТО как SS-18, или "Сатана". Старт прошел успешно, и ракета благополучно достигла заданного района на камчатском полигоне "Кура". Этот пуск, анонсированный командующим Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) РФ генерал-полковником Николаем Соловцовым и широко разрекламированный российскими и зарубежными СМИ, интересен по двум причинам.

Во-первых, пуск ракет такого класса не с космодрома Байконур, как было в предыдущие годы, а из района позиционирования, то есть, по сути, из боевой шахты - случай весьма редкий. В последний раз российские ракетчики поступили так в 1991 году - тогда, по некоторым данным, пуск был осуществлен с космодрома "Свободный" в Амурской области. Стрельба из района позиционирования важна в качестве средства проверки боеготовности комплекса, но невыгодна из соображений секретности. Хотя в Пентагоне все стационарные пусковые установки российских РВСН знают наперечет, всегда интересно посмотреть, как ведет себя ракета, вылетая из боевой шахты. По данным американского источника MSNBC, военные спутники США и наземные радарные установки на Аляске внимательно отследили полет "Сатаны", чтобы не упустить важные особенности, характерные именно для шахты на полигоне "Домбаровский".

Вторая особенность нынешнего пуска связана с его конечной целью. Старт был учебный - "Сатана" вместо активной боевой части несла болванку, но в ходе этого запуска проверялись не только основные летно-технические характеристики ракеты, шестнадцать лет простоявшей на боевом дежурстве (в последние годы из-за невозможности регулярно обновлять парк тяжелых ракет РВСН время от времени проводит пуски отслуживших свой срок боевых единиц, чтобы на их основании продлить этот срок для ракет того же типа и года выпуска). Главная задача нынешнего старта была в другом - оценить, смогут ли ракеты РС-20В, выпущенные с территории Российской Федерации, послужить несвойственному для них делу, а именно - стать средством доставки коммерческих грузов на околоземную орбиту. Специально с этой целью пусковые объекты на Домбаровском были дооснащены измерительными средствами, позволявшими следить за состоянием ракеты при подготовке к пуску и на начальном участке полета.

О том, какое значение придавали в РВСН этому событию, свидетельствует тот факт, что запуском "Сатаны" руководил сам генерал Соловцов. Видимо, все прошло удачно, и процесс по перековке мечей в орала благополучно начался. Вскоре полигон под Оренбургом превратится в космодром - там уже идет соответствующая перестройка инфраструктуры. Это будет четвертый объект на территории России, способный запускать ракеты в космос (остальные три - "Плесецк" в Архангельской области, "Капустин Яр" в Астраханской и уже упоминавшийся "Свободный" в Сибири). Конечно, полноценный космический корабль из шахты для пуска ядерного оружия в космос не отправишь, но небольшие грузы, наподобие коммерческих спутников, - запросто.

Сама идея по превращению отработавших свой срок на боевом дежурстве тяжелых стратегических ракет РС-20В в космические грузовики не нова. Еще в 1997 году была учреждена Международная космическая компания "Космотрас" для реализации программы создания и эксплуатации космического ракетного комплекса "Днепр", основу которого как раз и составляют бывшие советские ракеты, пригодные для переоборудования в ракеты-носители (первые изделия этого рода уже получили спецификацию "Днепр-1"). "Космотрас" был создан по решению Российского космического агентства и Национального космического агентства Украины для конверсионной утилизации более 150 ракет РС-20В.

Участие Украины в этом проекте объясняется просто - ракеты типа "Сатана" были разработаны в КБ "Южное" в Днепропетровске (период их развертывания пришелся на 1988-1992 годы), поэтому доработку боевой ракеты до ракеты-носителя производят именно украинские специалисты. У "Космотраса" есть еще один зарубежный партнер - это Казахстан, на территории которого находится космодром Байконур - именно оттуда были запущены первые РН "Днепр-1". На сегодняшний день было произведено четыре орбитальных пуска, в ходе которых переделанные ракеты РС-20В вывели в космос полтора десятка коммерческих спутников. Заказчиками этих запусков были компании Великобритании, США, Италии, Саудовской Аравии, Малайзии и Германии.

Но сотрудничество с Казахстаном обоходится России недешево. Главным образом это связано с требованиями по защите экологической обстановки в тех районах, над которыми пролетает ракета, "заряженная" 180 тоннами гептилового топлива и сбрасывающая в процессе полета отработанную ступень. Поэтому в конце концов решено было перенести опасные запуски на территорию России, и в этом смысле полигон под Оренбургом оказался наиболее удобным - траектория полета ракет проходит над безлюдными районам Тюменской области. По данным российских СМИ, отделение и падение двигателя первой ступени и топливного алюминиевого бака весом около 7 тонн с резервным запасом топлива в 2,5 тонны происходит в заболоченном районе радиусом от 30 до 50 км в на стыке границ Вагайского, Викуловского и Сорокинского районов области.

Нынешний запуск "Сатаны" и должен был подтвердить ожидания специалистов. Теперь ракетные войска России смогут осуществлять коммерческие запуски орбитальных спутников самостоятельно, не попадая в зависимость от требований казахских экологов и оставляя выручку от реализации этих проектов себе. Речь идет о немалых деньгах - около 30 миллионов долларов США в год. Такие средства ракетчики зарабатывали до 2001 года, когда произошло размежевание между собственно РВСН и Космическими войсками России, в ведение которых отошли космодромы "Байконур", "Плесецк" и "Свободный".

Однако маловероятно, что коммерческое использование ракет типа "Сатана" способно решить все финансовые проблемы российского РВСН. Сейчас Минобороны приходится придумывать способы поддержания боеготовности этих войск в условиях ограниченности денежных ресурсов. Большие надежды при этом возлагаются на процесс унификации ракетных комплексов наземного базирования "Тополь-М" и морского базирования - "Булава". Никто не отрицает, что унификация эта продиктована в первую очередь соображениями экономии. Технологии создания ракеты «Тополь-М» использовались для разработки "Булавы", которая сейчас проходит испытания на переоборудованной субмарине «Дмитрий Донской». Это позволило сократить сроки разработки «Булавы» на 15% и снизить ее стоимость на 20-25%.

Что касается самих ракет "Тополь-М", то в ближайшие годы они заменят все имеющиеся на вооружении у РВСН ракетные комплексы. Первые мобильные «Тополь-М» поступят на боевое дежурство в 2006 году. Тогда же на боевое дежурство будет поставлен очередной (уже пятый) полк, оснащенный ракетами "Тополь-М" шахтного базирования. Когда процесс переоснащения РВСН ракетами "Тополь-М" завершится полностью, жидкотопливных ракет в России просто не останется, а разработка новых ракет такого типа - очень далекая преспектива. При этом ракеты типа "Воевода" будут служить еще 10-15 лет, а более старые типы "тяжелых" ракет снимут с боевого дежурства уже в 2008 году. РВСН также планирует отказаться от эксплуатации боевых железнодорожных ракетных комплексов (БЖРК). Это связано с тем, что они создавались на Украине на не существующих ныне предприятиях, и, как заявил Командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) генерал-полковник Николай Соловцов, "продлевать этот ресурс до бесконечности" невозможно.

Некоторые опасения вызывает тот факт, что даже производство "Тополь-М" и "Булавы" находится сейчас под угрозой. Предприятие, которое выпускает ракеты этого типа - Московское НИИ теплотехники, переживает серьезный финансовый кризис. Дело в том, что оплата гособоронзаказа поступает только в середине года, продукция, поставленная НИИ еще в 2003 году, до сих пор не оплачена, а когда оплата все же производится, то инфляция при этом не учитывается. В результате предприятию приходится брать кредиты и терять на этом деньги. Недавно директор НИИ Юрий Соломонов заявил, что производство "Тополь-М" и "Булавы" может прекратиться уже в следующем году. При этом России и так не хватает производственных мощностей для выпуска необходимого для переоснащения РВСН количества ракет "Тополь-М".

Определенную надежду внушают лишь слова министра обороны Сергея Иванова. 20 декабря он заявил, что
в бюджете 2005 года на нужды национальной обороны запланировано 472 миллиарда рублей. По сравнению с прошлым годом, расходы на боевую подготовку и на материально-техническое обеспечение вооруженных сил возрастут на 16,6 миллиарда рублей, а расходы по государственной программе вооружений - на 44,1 миллиарда. Иванов считает, что "тенденция последних лет, направленная на максимально полное удовлетворение нужд армии, выдерживается".

Дмитрий Иванов, Елена Любарская