Американские ударные подводные лодки класса "Лос-Анджелес" с завидной регулярностью попадают в неприятности, вызванные неудачным маневрированием. Как минимум, раз в год подобные субмарины сталкиваются со всевозможными движущимися и стационарными объектами. Однако если удар о дно на мелководье или столкновение с надводным кораблем в районах интенсивного морского движения - вещи вполне объяснимые, то авария в океане с глубинами в несколько километров, при которой десятки моряков получают серьезные ранения, а командование отказывается от комментариев, порождает массу вопросов.
8 января подводная лодка "Сан-Франциско" (USS San Francisco), совершавшая переход в Австралию, села на мель примерно в 350 милях к югу от свой базы, расположенной на острове Гуам. При столкновении 24 военнослужащих получили ранения, в основном - рваные раны и переломы. Чуть позже стало известно, что один из моряков от полученных ран скончался, еще несколько находятся в критическом состоянии. Сама лодка получила незначительные повреждения носовой части прочного корпуса, осталась на плаву и уже утром 10 января вернулась на базу Эпра-Харбор на Гуаме. Такова официальная информация, распространенная командованием Тихоокеанского флота США. Рутинный морской поход, завершившийся досрочно в результате нелепой случайности. Но это только на первый взгляд.
Первое, на что сразу хочется обратить внимание - это та скорость, с которой американские военные решили оповестить мир о произошедшей аварии. Зная природную склонность людей в погонах делать тайну из куда менее серьезных инцидентов, чем авария атомной субмарины, а также учитывая сложившуюся практику замалчивания подобных столкновений, расторопность командования ВМС США не может не вызвать удивление. Похожий случай с подводной лодкой того же класса произошел в конце октября 2003 года. Тогда субмарина "Хартфорд" села на мель в районе острова Капрера, у северной оконечности Сардинии. Несмотря на то, что столкновение произошло в Средиземном море в непосредственной близости от итальянского побережья, американским военным удалось продержать аварию в секрете почти две недели. Сведения о ней просочились в прессу совершенно случайно из-за разговорчивости родственников американских подводников.
В случае же с АПЛ "Сан-Франциско", скрыть аварию которой было бы легче, ничего подобного не произошло. Напрашивается вполне очевидный вывод: американские военные намеренно поспешили с разъяснениями, так как некие обстоятельства заведомо не позволяли им сохранить столкновение в тайне.
Подводная лодка не села на мель, а столкнулась с другим кораблем, возможно, тоже подводным. В этом случае наличие второго участника инцидента как раз и не позволяет американским ВМС скрыть сам факт столкновения. Но, в то же время, сами детали происшествия, приведшего к столь существенным людским потерям с одной стороны и неизвестным - с другой, предпочтительно не афишировать. Если столкновение произошло с надводным кораблем, то в ближайшее время об этом станет известно. Если же на просторах Тихого океана не смогли разминуться две субмарины, то дальнейшая интерпретация событий во многом будет зависеть от государственной принадлежности второй подводной лодки.
Подводная лодка действительно села на мель, но с куда более серьезными последствиями, чем сообщается в официальных пресс-релизах. Учитывая тот факт, что в районе острова Гуам глубина Тихого океана достигает своих максимальных значений (в непосредственной близости расположена известная Марианская впадина), ближайшей "приемлемой" для лодки мелью может считаться один из многочисленных островов Микронезии, находящихся как раз к югу от Гуама. Скорее всего, речь идет о грубейшей ошибке экипажа субмарины, поскольку лодки подобного класса оснащены самым современным навигационным оборудованием, позволяющим им вести эффективные боевые действия в условиях мелководья и в прибрежных зонах. К тому же рутинный поход подлодки к австралийскому побережью не требовал от экипажа какой-либо импровизации, а сам маршрут был наверняка детально просчитан. В пользу версии о преуменьшении реальных последствий аварии говорит и количество травм, полученных военнослужащими. Фактически, 20 процентов экипажа оказалось выведено из строя.
Подводная лодка действительно шла по направлению к Австралии, но это был отнюдь не рутинный поход с целью обмена опытом. Вполне вероятно, что в процессе похода проходили испытания новейших систем вооружения, которые завершились неудачно, и в результате которых более двадцати человек получили серьезные ранения. Также возможно, что на борту АПЛ "Сан-Франциско" находился некий груз, предназначавшийся австралийским партнерам, содержание которого было настолько секретным, что командование ВМС США предпочло сразу оповестить о произошедшей аварии, дабы не провоцировать дотошную прессу на собственные расследования. Косвенным доказательством здесь может служить внушительный эскорт военных кораблей, вертолетов и самолетов, сопровождавший лодку на обратном пути на базу.
Самая экзотическая. Возможно, в результате недавнего сильнейшего землетрясения в Индийском океане произошли некие существенные изменения рельефа дна и в Тихом, и следовавшая свои курсом подлодка наскочила на не существовавшую ранее, а следовательно, не нанесенную на морские карты мель. Но и в этом случае современное навигационное оборудование должно было заранее предупредить экипаж об угрозе столкновения. Против этой версии свидетельствует и упорное нежелание флотских чинов комментировать причины аварии.
Несмотря на то, что руководство Пентагона и командование ВМС гарантировали проведение тщательного расследования обстоятельств столкновения, ждать каких-либо откровений вряд ли приходится. Катастрофы атомных субмарин - события крайне болезненные не только для самих моряков, но и для политического руководства стран, обладающих подводным флотом. Американское руководство - не исключение. Скорее всего, ничего нового об аварии, которая по количеству пострадавших является одной из самых серьезных за последние годы, мир не услышит. Что с "Сан-Франциско"? Она не утонула. И слава Богу.
Андрей Воронцов