Новости партнеров

Ан-2 не долетел 10 километров

13 января в ЭАО потерпел крушение самолет Ан-2

Для того чтобы найти пропавший 13 января в Эвенкийском автономном округе самолет Ан-2, спасателям понадобилось менее суток. С самого начала история его исчезновения была не лишена некоторой таинственности. Ан-2 принадлежал авиакомпании "Тувинские авиалинии" и совершал рейс из поселка Ванавар в Туру. На его борту находились двое членов экипажа и семеро пассажиров.

При этом среди людей, поднявшихся в этот день по трапу Ан-2, оказались заместитель Губернатора ЭАО Иван Сафронов, начальник Управления топливно-энергетического комплекса и транспорта Администрации ЭАО Владимир Бабушкин, заместитель начальника Управления инженерного обеспечения Администрации ЭАО Михаил Булатов, главный врач ФГУП "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" Константин Краснов, заместитель руководителя ГУ "Управление Эвенкияэнергосбыт" Сергей Подглазов, генеральный директор ГП ЭАО "Эвенкиянефтепродукт" Владимир Ткаленко, десятиклассник Максим Кирсанов, а также члены экипажа Никита Ботулу и Владимир Ясновский.

Почти до самой посадки полет развивался нормально. Около 17.05 экипаж Ан-2 связался с диспетчером аэродрома Горный в пункте назначения и сообщил, что приближается к Туре. Однако уже через несколько минут самолет пропал с экранов радаров, и связь с ним прервалась. До посадочной полосы Ан-2 не долетел и вообще бесследно исчез.

Местные спасатели сразу же начали поисковую операцию. Было ясно, что даже если Ан-2 просто совершил вынужденную посадку вблизи Туры, его пассажиры и экипаж не смогут долгое время протянуть на открытом воздухе и очень быстро замерзнут. Так что в администрации автономного округа был незамедлительно создан оперативный штаб под управлением губернатора Бориса Золотарева, а на поиски Ан-2 отправились вертолет МИ-8 и наземные спасательные группы на вездеходах.

По общему мнению, поиски были затруднены плохими метеоусловиями - снегопадом и температурой воздуха -20°C. Впрочем, вскоре оказалось, что спешить было уже некуда. Около 5:20 по московскому времени поисковая группа обнаружила Ан-2 в районе устья ручья Баженов, примерно в десяти километрах от взлетно-посадочной полосы аэропорта, куда направлялся самолет. Все девять человек, находившиеся на борту, были мертвы и скончались, судя по всему, от сильного удара о землю.

Представители спасательной группы сообщили журналистам, что взрыва самолета не было и он не горел. Причиной падения стал, судя по всему, удар машины о сопку высотой около 500 метров. Подробности удастся выяснить, когда будут известны данные бортового самописца. Пока что прокуратура округа возбудила по факту гибели самолета уголовное дело по части 2 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта).

Тем временем в Эвенкии многие считают, что причиной гибели Ан-2 могло стать некачественное топливо. Дело в том, что Ан-2 считается одним из самых надежных самолетов, хотя и был разработан в 1947 году. Это - самолет рекордсмен, и его производство продолжалось на протяжении более 45 лет. За это время конструкторы успели создать 11 модификаций Ан-2, включая такие экзотические, как поплавковый вариант Ан-2Т и самолет для зондирования атмосферы Ан-6 "Метео".

По общему мнению, создатель Ан-2 Олег Антонов в своей работе следовал девизу "делай все, летай везде". Ан-2 представляет собой одностоечный расчалочный полутораплан с почти полностью металлической конструкцией. Только на крыльях и хвостовом оперении обшивка остается полотняной. Ан-2 в своей стандартной версии рассчитан на двух членов экипажа и двенадцать пассажиров. Ан-2 особенно популярен на севере, так как его устойчивое ширококолейное шасси в сочетании с пневматиками низкого давления, поплавками или лыжами может обеспечить его применение с любой неподготовленной поверхности.

В России Ан-2 перестали производить еще в 1960-е годы. Однако лицензией на создание самолетов этого типа с удовольствием воспользовались польская компания WSK-PZL, а также китайские авиастроители. За границей Ан-2 известен под названием Type 5 Transport Aeroplane - Y-5. До 1992 года в России, Польше и Китае успели построить 15000 экземпляров самолетов этого типа, и сейчас они используются с разными целями в 17 странах мира. При этом все, кто эксплуатируют самолеты Ан-2, заявляют, что отдают им предпочтение из-за высокой надежности и безопасности.

Тем не менее, Ан-2 нередко попадают в аварии в России и за рубежом. 14 июля 2004 года проблемы с двигателем привели к крушению Ан-2 в Данковском районе Липецкой области. За один день самолет, совершавший обработку сельскохозяйственных посевов, совершил 15 полетов, а во время шестнадцатого его двигатель по неизвестной причине не смог развить необходимых оборотов, и машина поднялась в воздух всего на полтора метра. 19 мая 2004 года 12 человек пострадали в результате падения самолета АН-2 в Актюбинской области Казахстана. Самолет потерпел крушение, находясь на высоте около 50 метров, его пассажиры, к счастью, остались живы.

В марте 2004 года еще один Ан-2, принадлежавший частному лицу, разбился в России, что привело к гибели трех человек. 14 августа 2002 года Ан-2 погиб при проведении работ по химической обработке полей сельскохозяйственного предприятия "Кубань" в районе станицы Стародеревянковской Каневского района. 2 августа 2000 года Ан-2 потерпел крушение в Байкитском районе Эвенкии во время аэрофотосъемочных работ.

Короче говоря, несмотря на надежность Ан-2, самолеты этого типа попадают в аварии не реже других. Правда, чаще всего их неудачи объясняются не конструкцией, а действиями пилотов или техников.

Что, возможно, окажется справедливым и в отношении вчерашней катастрофы.

Елена Любарская

Другие материалы