Минувшее воскресенье стало для США днем больших кинематографических маневров, целью которых являлась финальная рекогносцировка перед вручением премии Оскар. В учениях под кодовым названием "Золотой глобус" участвовали как убеленные сединами генералы Голливуда, так и ретивый младший комсостав, стремящийся к очередному повышению в звании. Результат был вполне предсказуем: молодость победила, заставив опыт отступить с арьергардными боями. Однако бегство ветеранов может быть лишь обычной перегруппировкой сил перед грядущим генеральным сражением.
В победе "Авиатора" Мартина Скорсезе не сомневался практически никто. Дело было даже не в известной ностальгии американцев по излишне романтизируемым ими 30-м и 40-м годам и не в художественных достоинствах картины, а в личности самого командующего. Два года назад Скорсезе получил "Золотой глобус" в категории "лучший режиссер" за фильм "Банды Нью-Йорка", однако позже, на "Оскаре", произошла настоящая катастрофа. Имевшая 10 номинаций картина не получила ни одной золотой статуэтки, чему в немалой степени способствовал скандал с нелепой рекламой "Банд" во время процедуры голосования.
В этом году аккредитованные в Голливуде иностранные журналисты, ответственные за выдачу "Глобусов", поступили куда осторожнее. Сам Скорсезе остался без приза, зато его творение удостоилось сразу трех золотых шаров - в категориях "лучший драматический фильм года", "лучшая главная мужская роль" (Леонардо ди Каприо) и "лучшая музыка" (Говард Шор). Складывается впечатление, что умудренная казусом двухлетней давности пишущая братия решила не искушать судьбу и лишь намекнуть киноакадемикам, что провинившийся Скорсезе, который за свою долгую карьеру не удостоился ни одного Оскара, не только готов прийти с повинной, но и вполне заслуживает долгожданного поощрения.
Вполне симптоматичен и "Золотой глобус" Леонардо ди Каприо. Превратившийся стараниями все того же Скорсезе из "титанического мальчика" в серьезного драматического актера, ди Каприо смотрится вполне органично в обществе маститых деятелей американской культуры. Можно сказать, что его Оскар зреет на глазах, и дальнейшее игнорирование американскими киноакадемиками этого процесса неизбежно вызовет сомнения в их адекватности. Существенной поддержкой его амбициям, равно как и перспективам самого Скорсезе, может считаться сегодняшняя номинация Британской киноакадемии (BAFTA). Британцы даже пожертвовали своим природным национализмом, выдвинув "Авиатора" на соискание награды в 14 категориях, тогда как фильм "Волшебная страна", посвященный их национальному достоянию, создателю Питера Пена Джеймсу Барри, получил только 11 номинаций.
Что касается не доставшегося Скорсезе "Золотого глобуса" за режиссуру, то он попал, несомненно, в хорошие руки, а именно, в руки Клинта Иствуда за его работу над фильмом "Девушка на миллион долларов". Откровенно говоря, даже без учета художественных достоинств рассказанной им истории современной Золушки, предпочитающей мордобой всем иным способам достижения счастья в личной жизни, Иствуду хочется дать любую кинематографическую премию просто так. Ибо его присутствие на подобных мероприятиях не только символизирует пресловутую преемственность поколений, но и является гарантией наличия в списке претендентов действительно хорошего кино с действительно хорошими актерами. Причем речь идет как о настоящих монстрах, вроде того же Моргана Фримена, Джина Хэкмена или Тима Робинса, так и о совсем еще юных старлетках.
Нынешний "Глобус" не стал исключением. Приз за лучшую женскую роль как раз и достался "Золушке" Клинта Иствуда - 30-летней Хиллари Суонк, уже получавшей в 1999 году золотой шар за участие в фильме "Парни не плачут". Однако, если тогда ее успех был замечен, пожалуй, лишь искушенными кинокритиками, то теперь Суонк, отправившая в нокаут тяжеловесов вроде Умы Турман и Николь Кидман, имеет все шансы занять совершенно иную ступень в иерархии голливудских кинодив. Во всяком случае, по кислым лицам других номинанток, судорожно аплодировавших победительнице, было видно, что именно так они и предполагают.
Несомненным открытием прошедшего года стоит считать чернокожего актера Джейми Фокса, умудрившегося получить сразу три номинации, что уже само по себе является абсолютным рекордом. Фокс претендовал на "Золотой глобус" в категориях "главная роль в комедийном фильме или мюзикле" ("Рэй"), "второстепенная роль в драматическом фильме" ("Соучастник") и "главная роль в телевизионном сериале" ("Искупление").
Его победа в первой категории была предрешена с самого начала не только его собственной блестящей игрой, но и смертью человека, чей образ он воплотил на экране - знаменитого музыканта Рэя Чарльза. И сдвинуть его с пьедестала почета не смогли ни внезапно запевший директор лондонского театра Кевин Спейси, ни бывший канадский подданный Джим Керри. Компанию Фоксу в этой категории составила Анннетт Бенинг, получившая "Золотой глобус" за роль в фильме "Театр".
Второстепенные "Глобусы", если подобная характеристика в этом случае вообще уместна, также получила молодежь: Натали Портман, еще не сказавшая своего последнего слова в третьей части "Звездных войн", и Клайв Оуэн, сказавший все, что он вообще мог сказать, в провалившемся эпике "Король Артур", - удостоились приза за роли второго плана в фильме "Близость". Нет сомнений, что картина явно задумывалась как некий рекламный ролик несколько потускневшей в последнее время Джулии Робертс, однако иностранные журналисты предпочли проявить крайнюю близорукость и не оценить творческих метаний счастливой родительницы двух близнецов.
Еще одной позицией, отвоеванной ветеранами, стоит считать категорию "лучшая песня", где победителем был объявлен Мик Джаггер, сочинивший заглавную композицию "Старые привычки умирают тяжело" к фильму "Элфи", в котором главную роль сыграл Джуд Лоу. В номинации "лучший иностранный фильм" победа досталась Алехандро Аменабару за фильм "Внутреннее море". Что касается отечественных киноманов, то и у них есть, пусть относительный, но повод для торжества. Известная американская актриса Глен Клоуз получила "Золотой глобус" за роль в телевизионном сериале Андрея Кончаловского "Лев зимой", являющегося ремейком одноименного фильма 1968 года с участием Кэтрин Хэпберн и Питера О'Тула. Специальный приз за достижения в области кинематографии был вручен блистательному Робину Уильямсу, одному из немногих актеров, успешно эксплуатирующих свой талант почти во всех областях развлекательной индустрии США.
В целом, единственным сюрпризом "Золотого глобуса" образца 2005 года стоит считать полный провал отмеченной ранее всеми мыслимыми призами комедии Александра Пэйна "На обочине", которая при семи номинациях получила "утешительные" золотые шары в категории "лучший сценарий" и "лучший комедийный фильм". Сюрпризом, тем не менее, приятным, так как столь пристальное внимание всевозможных ассоциаций и союзов к истории двух друзей, занятых дегустацией вин и размышлениями об уходящей молодости и несбывшихся надеждах, выглядело несколько подозрительным. Сложилось впечатление, что американские критики нашли в этом фильме нечто до боли родное, как нельзя более точно описывающее их собственное состояние. Видимо, иностранные журналисты смотрят на жизнь несколько оптимистичнее. Что, однако, отнюдь не уменьшает шансов этого странного фильма на получение Оскара в любой из главных номинаций, ведь среди американских киноакадемиков рефлексирующих неудачников ничуть не меньше, чем среди пишущей о кино братии.
Андрей Воронцов