"Совершенно неожиданную" поимку Аслана Масхадова и Шамиля Басаева пообещал журналистам президент Чечни Алу Алханов. Как сообщил он информационному агентству "Интерфакс" 15 января, поисками лидеров чеченских боевиков "занимаются прекрасно подготовленные подразделения, которые, установив место их нахождения, способны разгромить любую группировку, охраняющую их, и задержать указанных лиц". В тот же день выяснилось, что это за подразделения и насколько эффективно они могут действовать.
Утром 15 января в Махачкале началась операция по ликвидации группы боевиков, которые, как выяснилось, оборудовали себе в городе зимнюю базу. Эта база размещалась на одной из Магистральных улиц на окраине Махачкалы (по данным "Российской газеты" - на Второй Магистральной улице), в непосредственной близости от школ, городской больницы и дома престарелых. Сообщалось, что операция по ликвидации боевиков была тщательно спланирована и проведена на достойном уровне.
Предусматривал ли план операции открытое нападение на базу или же бойцы федеральных сил должны были окружить ее незаметно, пока не известно. Но план явно не учитывал, что база оснащена системой видеонаблюдения - или не учитывал, что террористы способны включать видеокамеры и следить за изображением на экране монитора. В противном случае придется признать, что план предусматривал перенесение боевых действий в находящиеся поблизости жилые дома.
Потому что боевики, как сообщили 17 января информационному агентству РИА "Новости" в Региональном штабе по проведению контртеррористической операции, благодаря этим камерам заметили приближение федералов и отступили, укрывшись в одном из жилых домов - метрах в ста от базы, на Шестой Магистральной улице. Проживавшие в доме люди превратились в заложников.
Здание было окружено спецназовцами, однако штурмовать его не пытались - до тех пор, пока (примерно через час, по информации газеты "Время новостей", а по данным "Российской газеты" - через три часа) боевики не дали фактического согласия на штурм. Они отпустили всех жильцов дома, причем, по официальной версии, последнего из заложников выставили за дверь с посланием для осаждающих.
В послании говорилось, что осажденные сдаваться не намерены, хотя руководивший спецоперацией первый заместитель министра внутренних дел Дагестана генерал-майор Владислав Чертов и предложил боевикам добровольно сложить оружие. Таким образом, "федералам" ничего не оставалось, кроме как атаковать здание.
Взять его штурмом антитеррористическое подразделение ФСБ "Альфа" пыталось в течение 17 часов. Дом обстреливали не только из автоматов, но и из гранатометов и огнеметов, и он был основательно разрушен. Однако пятеро боевиков укрылись в подвале и продолжали стрелять. Они убили капитана спецподразделения Андрея Скрябина и ранили бойцов "Альфы" Романа Масленникова и Григория Мылорищикова. После этого осаждавшие дом ввели в действие тяжелую бронетехнику, а затем и танк, который сравнял развалины дома с землей - и столь тщательно, что отыскать тела террористов удалось лишь днем 17 января.
По последним данным, днем 17 января было опознано тело одного из боевиков. Сообщалось, что это Расул Макашарипов, известный под кличкой Муслим. Про данным спецслужб, он возглавлял диверсионную группу, которая за период с 2002-го года убила более 30 сотрудников МВД и ФСБ, и подчинялся приказам Шамиля Басаева. Как уточнил телеканал НТВ, опознание было предварительным - его провели оперативники, признавшие, что, судя по фотографиям, один из убитых очень похож Макашарипова. Окончательное опознание должно пройти вечером 17 января или утром 18 января с участием родственников Макашарипова.
Однако еще 16 января представители МВД и ФСБ Дагестана утверждали, что им известны имена всех пятерых боевиков. Более того, как сообщил тогда же информационному агентству "Интерфакс" глава управления ФСБ по Дагестану Николай Грязнов, спецслужбам известны были и планы этих граждан. И в планах этих, по словам представителя МВД, было совершение теракта, подобного захвату заложников в Беслане в сентябре 2004 года.
Как заявили информационному агентству РИА "Новости" в Региональном оперативном штабе по управлению контртеррористической операцией на Северном Кавказе, совершить подобные теракты в сопредельных с Чечней республиках приказали террористам пресловутые Аслан Масхадов и Шамиль Басаев. В подтверждение этому указывалось, что с Басаевым был связан не только убитый 15 января в Махачкале Расул Макашарипов, но и убитый в тот же день в ходе спецоперации в Каспийске Магомедзагир Акаев. Еще двоих пособников Акаева, находившихся в федеральном розыске, взяли живыми, но про их связь с Басаевым ничего не сообщалось.
Кто из убитых в обоих городах был связан с Масхадовым, не уточнялось.
По сведениям Первого канала, власти Дагестана пообещали выплатить владельцу дома компенсацию за разрушенное здание.
Операция по ликвидации боевиков в Каспийске, как сообщалось, также была хорошо подготовлена. Боевики успели закидать бойцов Специального отряда быстрого реагирования гранатами. В результате погибли командир дагестанского СОБРа полковник милиции Арзулум Ильясов и двое оперативников.
На Второй Магистральной улице Махачкалы обнаружен тайник, в котором хранились две самодельных бомбы, самодельный револьвер, пистолет иностранного производства, кусок пластита с детонатором, 450 патронов к автоматическому оружию, 12 магазинов к автомату и восемь ручных гранат, в том числе противотанковые. По сообщению Первого канала, это та самая база боевиков, с которой они утром 15 января сбежали на Шестую Магистральную. А найден тайник был лишь 17 января.
Мария Мстиславская