Главное
08:58, 24 января 2005

Худна приходит и уходит… Палестино-израильский конфликт вступает в очередную фазу безнадежного перемирия

"Худна" в переводе с арабского - перемирие, прекращение огня. В последние дни это слово так часто появляется на страницах израильских СМИ и срывается с уст израильских и палестинских политиков, что может действительно показаться, будто в ближайшее время палестино-израильский конфликт войдет в фазу хотя бы временного затишья.

В принципе, именно этого и ожидал весь мир, когда приветствовал победу Махмуда Аббаса на выборах лидера Палестинской автономии 9 января. Правда, ожидания эти не спешили оправдаться. Несмотря на то, что "Абу Мазен" (а именно так называют нового палестинского раиса) обещал бросить все силы на борьбу с террором, уже 14 января два палестинских террориста-смертника взорвали себя на территории КПП "Карни" на границе Израиля и сектора Газа.

Этот теракт лишь подтвердил опасения политиков, сомневавшихся в способности Аббаса эффективно противодействовать террору. Одной из главных функций нового лидера ПА, с точки зрения Израиля, была организация переговоров с лидерами террористических организаций ХАМАС и "Исламский джихад". Абу Мазен должен был убедить их прекратить нападения на израильских граждан, однако он собирался начать этот долгий процесс лишь в феврале. Израиль эта дата явно не устраивала.

Поэтому Ариэль Шарон и его советники решили максимально усилить давление на новое руководство ПА. После теракта на КПП они прекратили всяческое общение с Абу Мазеном, всенародно объявили о подготовке к крупномасштабной операции в секторе Газа и постарались заручиться поддержкой международного сообщества. Учитывая, что как раз в январе Джордж Буш-младший готовился к инаугурации, а Кондолизза Райс - к процедуре утверждения ее на посту госсекретаря, США оказались как никогда заинтересованными в хоть каком-нибудь успехе на Ближнем Востоке. Так что Абу Мазену со всех сторон дали понять, что если он не хочет потерять доверие, то должен действовать, и действовать очень быстро.

К чести Махмуда Аббаса надо отметить, что он сориентировался просто молниеносно. Теракт на КПП произошел в воскресенье, а уже в понедельник Аабу Мазен потребовал, чтобы все палестинцы противодействовали террору. В среду "Бригады мучеников Аль-Аксы", являющиеся боевым подразделением возглавляемой Аббасом организации ФАТХ и взявшие на себя ответственность за воскресный теракт, заявили, что больше не будут нападать на израильтян. В тот же день Абу Мазен провел первый раунд переговоров с ХАМАС и "Исламским джихадом" о прекращении огня, а руководители палестинских сил безопасности встретились с израильскими силовиками, чтобы согласовать план совместной борьбы с террором.

К реализации этого плана палестинцы приступили уже к концу недели. С пятницы сотни палестинских полицейских передислоцировались в северную часть сектора Газа. Они стали следить за тем, чтобы ни одна ракета "Кассам" не долетела до израильских поселений. Кроме этого, полисмены-палестинцы патрулировали города и лагеря и устанавливали на дорогах собственные КПП. Ставка была сделана на то, что палестинские экстремисты не захотят вступать в столкновение со своими соотечественниками и предпочтут вести себя тихо.

Такой подход оправдал себя, и конец недели стал временем давно не виданного израильтянами и палестинцами затишья. Представители Израиля заявили, что если успехи палестинской полиции останутся настолько же впечатляющими, к ней может полностью перейти контроль над всей территорией сектора Газа и частью Западного берега реки Иордан. Это звучало вполне реалистично на фоне сообщений о реформе армии и полиции, которую сейчас проводит Аббас. В ближайшее время он собирается упразднить 13 силовых ведомств, существующих в ПА. Вместо них у палестинцев появятся три крупные организации - служба национальной безопасности (она совместит функции армии и пограничников), служба внутренней безопасности (проще говоря - полиция) и служба разведки. По идее, все три должны, наконец, начать эффективно функционировать.

Однако главным достижением Махмуда Аббаса стала вовсе не реформа силовых ведомств. В воскресенье днем, выступая по израильскому радио, министр обороны Израиля Шауль Мофаз заявил, что благодаря усилиям Аббаса ХАМАС и "Исламский джихад" согласились на временное прекращение огня.

Лидеры вышеназванных организаций поспешили опровергнуть слова Мофаза. Однако, хотя представители ХАМАС и "Исламского джихада" и заявили, что разговоры об окончательном достижении соглашения являются несколько преждевременными, они не стали отрицать, что худна может быть объявлена в ближайшие дни.

Условия возможного прекращения огня не являются секретом ни для кого. ХАМАС и "Исламский джихад", в принципе, готовы отправить во временный отпуск своих бойцов, если их представителям будут гарантированы места в правительстве и право на участие в муниципальных и парламентских выборах, а Израиль освободит палестинских политзаключенных и полностью откажется от военных операций и ликвидации лидеров террористов.

При этом из прошлого опыта переговоров с ХАМАС известно, что дело обстоит не совсем просто. Например, лидеры этой организации могут потребовать, чтобы Израиль пошел на прекращение огня первым, или захотеть, чтобы несколько сотен палестинцев, сидящих в израильских тюрьмах, были отпущены разом. Израиль, со своей стороны, тоже может оказаться не очень сговорчивым.

Добиться того, чтобы обе непримиримые стороны договорились, и есть нынешняя задача Абу Мазена. Многим наблюдателям кажется, что сейчас Ариэль Шарон и другие израильские политики очень заинтересованы в том, чтобы оказать новому лидеру ПА всю необходимую поддержку, и поэтому с радостью пойдут на уступки. Многие из них, включая премьер-министра, уже заявили, что прекратят военные операции, если в ближайшее время не случится крупных терактов.

Анонимный источник в ХАМАС уже сообщил журналистам, что обсуждаемая сейчас договоренность предполагает тридцатидневное перемирие, которое будет, в случае, если ни одна из сторон его не нарушит, продлено на неопределенный срок. Казалось бы, израильтяне и палестинцы находятся сейчас в шаге от мира. Почему же тогда нигде не звучат фанфары, а международные информационные агентства не трубят о скором завершении самого затяжного конфликта современности?

Дело в том, что ситуация с нынешним перемирием вызывает у многих наблюдателей острое ощущение "дежа вю". ХАМАС, "Исламский джихад" и "Бригады мучеников Аль-Аксы" уже несколько раз за время последней интифады заключали перемирие с Израилем или обсуждали перспективы прекращения огня. Наиболее запоминающимися стали события лета 2003 года. Премьер-министром автономии тогда был как раз Абу Мазен.

События 2003 года развивались в абсолютном соответствии с нынешним сценарием. Тогда Махмуд Аббас потратил полгода на то, чтобы уговорить ХАМАС присоединиться к соглашению о прекращении огня. Первый раунд переговоров прошел в январе-феврале в Каире и был сорван. Договор о трехмесячном перемирии был заключен лишь 29 июня. После этого израильтяне начали выводить войска из сектора Газа и готовиться к выполнению других условий договора.

Однако единичные теракты не прекратились. За некоторыми из них стояли террористы-одиночки. За некоторыми - люди, объявлявшие себя представителями ХАМАС, "Джихада" или мучеников Аль-Аксы и объяснявшие свои действия, например, тем, что Израиль не спешил освобождать из тюрем политзаключенных. Израиль, в свою очередь, обвинял палестинские власти в нежелании бороться с террористами на территориях, с которых ушли бойцы ЦАХАЛ.

В принципе, конец перемирию был положен 8 августа 2003 года, когда израильская армия провела рейд в палестинском городе Наблус, в результате которого погиб один из местных лидеров военизированного крыла ХАМАС. В ответ ХАМАС сообщил, что больше не несет перед Израилем никаких обязательств, а уже через несколько дней началась серия жестоких терактов, один из которых - взрыв иерусалимского автобуса - стал самым крупным за три года.

Все это еще не значит, что нынешнее перемирие обречено на провал. Неудачу предыдущей попытки можно объяснить хотя бы тем, что тогда все еще был жив Ясир Арафат, что, вполне возможно, сводило на нет усилия Абу Мазена по борьбе с терроризмом силами самих палестинцев.

Тем не менее, нельзя забывать, что любое перемирие между палестинцами и Израилем является временным хотя бы потому, что никак не помогает сторонам сойтись по принципиальным вопросам. Большой победой Махмуда Аббаса является тот факт, что на днях ХАМАС впервые в истории признал право государства Израиль на существование. Теперь и лидер ПА, и лидеры различных палестинских организаций хотят одного. Они будут добиваться образования палестинского государства в границах 1967 года, превращения Восточного Иерусалима в его столицу и предоставления палестинским беженцам права на возвращение на территорию Израиля.

Как минимум с двумя из этих трех требований Израиль не согласится никогда. Поэтому никакое перемирие нельзя будет считать окончательным.

Елена Любарская