Все смешалось в администрации США. Если ранее любой здравомыслящий человек, будучи разбужен глубокой ночью, не задумываясь, ответил бы на вопрос о том, как называется главная разведывательная структура США и враг всего прогрессивного человечества, то теперь у него будет повод поразмыслить. В недрах Пентагона дотошные журналисты обнаружили шпионское подразделение, фактически дублирующее функции ЦРУ. Подразделение функционирующее давно и, видимо, успешно. При полном неведении американских законодателей.
Как выяснилось, департамент со скромным названием Отдел стратегической поддержки (Strategic Support Branch) существует в структуре министерства обороны США без малого два года. Создан он был по личному указанию министра обороны Доналда Рамсфелда в рамках проекта "Икона" (Project Icon) и сейчас является "дочерним предприятием" Службы военной разведки (Defense Intelligence Service), в подчинении которой находились все военные атташе и представительства при посольствах США.
Официальным мотивом создания Отдела стратегической поддержки стало желание Рамсфелда избавить американскую армию от тотальной зависимости от разведданных, поставляемых ЦРУ. Желание вполне объяснимое, поскольку известная нескоординированность действий американских спецслужб уже привела к катастрофе 11 сентября 2001 года. С другой стороны, заявленные цели новой разведывательной структуры - промышленный шпионаж, создание разведывательных сетей, вербовка иностранных агентов, следственные действия в отношении пленных - слишком уж далеки от стандартных задач Пентагона.
По данным газеты The Washington Post, эксперты Отдела могут заниматься разведкой не только на территории противников, но и вполне дружественных или нейтральных стран. Ранее подобная деятельность являлась исключительной прерогативой Оперативного директората ЦРУ, однако, по мнению высокопоставленных чиновников Пентагона, главенствующая роль Министерства обороны в войне с мировым терроризмом обязывает его проводить превентивные мероприятия, которые будут неэффективны без адекватной оценки потенциальных угроз. А в этом смысле интересы ЦРУ несколько расходятся с интересами Пентагона.
В списке стран, на которые Отделу стратегической поддержки рекомендовано обратить особое внимание значатся как неоднократно обвиняемые в поддержке терроризма Сомали и Йемен, так и некоторые другие, никогда не упоминавшиеся в связи с войной с терроризмом страны. Например... Грузия. На необходимость "приглядеться" к ней указывал еще на ранних стадиях проекта "Икона" глава Объединенного комитета начальников штабов генерал Ричард Майерс. Какую именно потенциальную опасность для Вашингтона представляет Тбилиси, неясно, поскольку представители комитета отказываются от каких-либо комментариев, однако теперь можно с уверенностью сказать, что находившиеся в течение последних нескольких лет на территории Грузии американские военные инструкторы занимались не только подготовкой вооруженных сил этой страны.
В целом, инициатива армейского руководства не так уж необычна и, вероятно, вполне отвечает требованиям по обеспечению национальной безопасности. В иной стране подобные реорганизации или вообще никогда не стали бы достоянием гласности, или были бы восприняты значительно спокойнее. Но американских законодателей, привыкших контролировать свои силовые структуры, или во всяком случае воображать, что они их контролируют, обеспокоила проблема полномочий. Ведь согласно действующим законам, Пентагон, равно как и Объединенный комитет начальников штабов, обязаны ставить Конгресс в известность о любом "приказе развертывания", в результате издания которого жизнь американских военнослужащих может подвергнуться опасности. Кроме этого, все государственные структуры должны регулярно информировать профильные комитеты Конгресса об осуществляемой ими разведывательной деятельности, кроме тех случаев, когда речь идет о "традиционных военных операциях или подготовке к ним".
Претензии законодателей не вызвали особого смущения у руководства Пентагона. Как отмечает The Washington Post, курирующий военную разведку заместитель министра обороны Стивен Кэмбоун в специальном меморандуме рекомендовал своим подчиненным "проводить разведывательные миссии... до издания "приказа развертывания"", что позволяет военным ставить Конгресс в известность постфактум. Что касается необходимости отчитываться перед соответствующими комитетами, то здесь был найден еще более изящный выход. Юристы ведомства Доналда Рамсфелда посоветовали ему просто несколько шире рассматривать определение "традиционная военная операция".
Подпольная деятельность Рамсфелда сотоварищи выглядела бы вполне рутинной - в конце концов, все подобные преобразования не ставят под угрозу национальную безопасность страны - если бы не одно "но". В свете стремления Джорджа Буша создать единый координационный центр разведывательного сообщества с учреждением соответствующего министерского поста, усилия министра обороны приобретают совсем иную окраску. Достаточно вспомнить, что изначально Рамсфелд был категорически против такой централизации, а затем, уже перед самыми президентскими выборами, внезапно изменил свое отношение. Что стоит за этим? Вполне возможно, что Джордж Буш предоставил своему главному "ястребу" карт-бланш в деле получения контроля над всеми областями шпионской деятельности, что в итоге позволит Рамсфелду стать серым кардиналом разведывательного сообщества.
С учетом этого обстоятельства по иному выглядит и отставка госсекретаря США Колина Пауэлла, единственного из чиновников американской администрации, неоднократно выступавшего с критикой действий Пентагона. Пришедшая ему на смену Кондолизза Райс занимает в этом смысле куда более лояльную позицию. Таким образом, можно предположить, что вопрос об избрании пресловутого "царя разведки" фактически уже решен, независимо от того, кто займет этот пост де-юре.
Андрей Воронцов