Впервые в чемпионате мира по автогонкам "Формула-1" будет участвовать российская команда. Наверняка еще в прошлом году ирландец Эдди Джордан, теперь уже бывший владелец конюшни Jordan, и не предполагал, что ему придется продать команду. Однако финансовые обстоятельства сложилась таким образом, что ему оказалось выгоднее избавиться от Jordan, чем содержать ее и дальше. Покупателем стала корпорация Midland Group, соучредителем и руководителем которой является уроженец Ленинграда, а ныне гражданин Канады Алекс Шнайдер. А Jordan теперь будет выступать под российским флагом.
Итак, Россия, которая долго и безуспешно пыталась по-настоящему прийти в "Формулу-1", станет полноправным участником королевских гонок. Только не подумайте, что в Москве или Питере уже началось строительство трассы для "Формулы-1". Проекты по созданию современного автодрома в России возникают с периодичностью раз в полгода на протяжении уже многих лет, однако до сих пор ни один из них так ничем и не увенчался. Все упирается в желание, или, скорее, нежелание богатых и влиятельных лиц вкладывать серьезные деньги в буквальном смысле в дорожную грязь без гарантий их быстрого оборота и получения прибыли. Не исключено, что автодрома мирового класса в нашей стране уже никогда не будет.
Однако своя команда в "Формуле-1" у России теперь есть. Есть и маркетинговый директор по России - Борис Ельцин. С таким брэндом можно посягнуть и на результаты "Феррари" - лет через десять, конечно. Спасибо за это нужно сказать канадцу Алексу Шнайдеру, который сначала заявил о том, что в ближайшее время будет создавать с нуля команду для участия в королевских гонках, а затем решил, что можно ускорить процесс, купив одну из уже существующих команд. Но обо всем по порядку...
Осенью прошлого года, во время Гран-при Японии, 36-летний Алекс Шнайдер сделал сенсационное заявление, пообещав уже в 2006 году выставить на трассу чемпионата мира по "Формуле-1" собственную команду. Для этого был организован проект Midland F1. Совладельцами команды стали сам Шнайдер и управляющий партнер Midland Group по России Александр Радунский. Эта информация привлекла к себе повышенный интерес, когда стало больше известно о Midland Group. Эта транснациональная корпорация территориально зарегистрирована в британском оффшоре Гернси. Занимается она металлургией и имеет представительства в 34 странах мира. Среднегодовой доход Midland Group оценивается в 2 миллиарда долларов.
То есть оказалось, что о создании собственной команды объявила достаточно серьезная в финансовом плане структура, которая и в самом деле способна "потянуть" содержание конюшни. Как пишет газета "Коммерсант", в России Midland Group владеет волгоградским металлургическим заводом "Красный октябрь" и московским рекламным агентством M Media Group. Вознамерившись создать "с нуля" новую конюшню для "Формулы-1", Алекс Шнайдер заявил, что шасси для Midland F1 будет строить Dallara. Эта итальянская автомобильная фирма уже участвовала в гонках в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века и провела 78 Гран-при.
Свое решение о создании команды Шнайдер объяснил рекламными интересами. "Для серьезной деловой компании, которая работает по всему миру, очень выгодно участвовать в "Формуле-1", - утверждает глава Midland Group. - Честно говоря, я удивлен, почему до сих пор немногие поняли, что иметь свою команду в "Ф-1" даже выгоднее, чем в НХЛ или НБА. Ведь эти гонки - одни из самых популярных соревнований в мире. Рекламный рынок здесь огромен".
По словам Шнайдера, Midland F1 может рассчитывать на победы. Был разработан план привлечения в команду ведущих технических специалистов, которые должны были помочь сконструировать конкурентоспособную машину. К январю-февралю нынешнего года штат конюшни должен был быть полностью укомплектован. Для штаб-квартиры Midland F1 было найдено помещение в Сильверстоуне. При этом канадский бизнесмен гарантировал, что бюджет конюшни составит 100-150 миллионов долларов в год. Алекс Шнайдер сообщил также, что уже ведет переговоры с потенциальными поставщиками моторов, среди которых фигурировали "Феррари", "Мерседес" и "Тойота".
Планировалось, что команда приступит к тестам в конце лета 2005 года, когда будет полностью готова первая машина. Начался набор опытных менеджеров, который могли бы помочь в создании новой команды. Спортивным директором стал настоящий "зубр" автогонок Тревор Карлин. Исполнительным директором - британский специалист Колин Коллес, хозяин команд Kolles Racing и TME Racing, выступающих в европейской "Формуле-3", а директором по маркетингу - известный раллийный штурман, двукратный чемпион мира (1980 и 1982 год в экипаже с Вальтером Рёрлем) Кристиан Гайстдорфер, имеющий многолетний опыт работы в маркетинговых агентствах Prodrive и P & W Consulting GmbH.
А директором по маркетингу в России стал Борис Ельцин-младший - внук первого президента России. В его обязанности будет входить работа со спонсорами, организация промоушн-акций и тому подобных мероприятий. "Борис Ельцин-младший просто по складу своего характера, по способностям - человек, который подходит для этой работы. Он почти сразу согласился на мое предложение. К тому же "Борис Ельцин" - это брэнд, от этого никуда не уйдешь. И потенциал, заложенный в нем, надо использовать", - отметил Александр Радунский в интервью "Коммерсанту".
Midland F1 позиционировалась как российская команда, чтобы, с одной стороны, привлечь иностранные компании к работе в России, а с другой - помочь российским компаниям выйти на рекламный рынок "Формулы-1". Но все оказалось не так просто. Перед глазами у Шнайдера и Радунского был пример японского автогиганта "Тойоты", пришедшего в "Формулу-1" с собственным проектом три года назад. Бюджет команды просто огромен - более 500 миллионов евро в год. Однако до сих пор японцам еще ни разу не удавалось приблизиться к победе в гонках "Формулы".
По всей видимости, досконально изучив опыт "Тойоты", Шнайдера почел за лучшее купить одну из уже существующих команд. Поначалу выбор канадского металлурга пал на Jaguar, от которого отказался "Форд", но стороны не смогли договориться об условиях сделки. Затем Шнайдер переключил свое внимание на клуб Jordan, который в 2004 году занял предпоследнее, девятое место в чемпионате мира, опередив только Minardi, из года в год плетущуюся в хвосте пелотона.
Команда Эдди Джордана с годовым бюджетом в 75 миллионов долларов явно не могла претендовать на серьезные успехи. Кроме того, ирландскому владельцу конюшни приходилось всячески изворачиваться, чтобы найти деньги на содержание технического штата и участие в чемпионатах мира. По словам самого Джордана, ему приходилось ежемесячно выкладывать из собственного кармана по миллиону фунтов стерлингов, чтобы не допустить распада Jordan, как это в недалеком прошлом произошло с Prost и Arrows. В такой ситуации Джордану не оставалось ничего другого, как продать команду другому владельцу.
Ирландец даже обратился к представителям правящей династии ОАЭ Аль-Мактумам, но те, поразмыслив, отказались от участия в королевских гонках. Так что предложение Шнайдера пришлось как нельзя кстати. Для обеих сторон оно, безусловно, выгодно. Для главы Midland Group - хотя бы тем, что он экономит 48 миллионов долларов на вступительном взносе для участия новой команды в чемпионате мира по "Формуле-1". Плюс ко всему он получает готовую базу, опытный технический персонал и инженерные наработки. А также "Тойоту" в качестве поставщика двигателей. И, наконец, он же принимает участие в распределении прибылей от продажи коммерческих прав на телетрансляции королевских гонок. А для самого Джордана выгода состоит в получении прямой прибыли размером не то в 50, не то в 70 миллионов долларов, сохранении определенного влияния в команде в качестве одного из ее коммерческих директоров и существенном уменьшении затрат нервных клеток.
Теперь две главные задачи Алекса Шнайдера - найти пилотов для Jordan на предстоящий сезон и довести до конца работу над новым болидом. Если со второй из них все более или менее ясно - сотрудники прежнего технического штата сохранили свои рабочие места, то вот с пилотами пока ничего не получается. Руководство Midland Group рассчитывало на 29-летнего мексиканца Марио Домингеса, звезду чемпионата Champ Car, однако гонщик, некоторое время назад вроде бы давший согласие на переход в Jordan, в конце концов отказался от всех предложений и решил остаться в команде Keith Wiggins, с которой у него сохраняется действующий контракт.
Не исключено, что в Jordan может перейти 22-летний россиянин Роман Русинов - уже ведутся переговоры о том, что он станет тест-пилотом. Напомним, что пока единственным представителем России, получившим тестовый опыт участия в "Формуле-1" в составе Minardi, является Сергей Злобин. Однако в силу возраста его вряд ли можно рассматривать как кандидата на роль даже тест-пилота. Скорее можно предположить, что места в Jordan (или Midland F1) получат юные Михаил Алешин или Сергей Афанасьев.
Пока ясно только одно - изменений в Jordan в нынешнем году будет мало. За исключением бюджета. Дело в том, что Алекс Шнайдер не намерен прекращать работу и над Midland F1, который развивается как самостоятельный проект. А вот когда в 2006 году произойдет слияние Jordan и Midland F1, тогда уже в чемпионате мира точно примет участие настоящая российская команда.
Андрей Сенцов