Жизнь американских киноакадемиков трудна и незавидна. Мало того, что ежегодно им приходится просматривать около двух сотен картин, большинство из которых может вызвать стойкое нарушение глотательного рефлекса, так еще и довлеющая над ними необходимость сохранить некое подобие интриги, дабы зритель до последнего момента терялся в догадках, какое название или имя прозвучит после слов "and the Oscar goes to...". В этом году можно с уверенностью резюмировать, что академики честно отработали свои немалые гонорары: "Оскар 2005" грозит нам неимоверным количеством рекордов и жарким членовредительством.
Объявленный 25 января "шорт-лист" оскаровских номинантов можно было бы, не покривив душой, озаглавить фразой "Второе пришествие Скорсезе", так как любая иная формулировка не могла бы в полной мере проиллюстрировать триумф одного из самых почитаемых и незаслуженно обиженных деятелей современного Голливуда. После катастрофы двухлетней давности, когда его "Банды Нью-Йорка" при 10 номинациях не удостоились ни одной золотой статуэтки, вновь претендовать теперь уже на 11 Оскаров - дело нешуточное. Вернее, совершенно беспрецедентное. Для сравнения, ровно столько же номинаций было у "Возвращения короля", при том что фильм Питера Джексона не претендовал на Оскары в актерских категориях.
Другая фраза, которая могла бы венчать список номинантов этого года, - "Это наша с тобой биография". И в самом деле, по количеству фильмов, посвященных жизни всемирно известных и известных только в кругу руандийских партизан личностей, нынешний "Оскар" даст сто очков вперед любой из церемоний в его 77-летней истории. Так, в основных категориях схлестнутся насмерть такие титаны, как все тот же "Авиатор" Мартина Скорсезе, иллюстрирующий борьбу с самолетами и женщинами эксцентричного американского миллиардера Говарда Хьюза, "Волшебная страна" Марка Фостера, повествующая о соблазнителе вдов и по совместительству создателе "Питера Пена" Джеймсе Барри, "Рэй" Тэйлора Хэкфорда, рассказывающий о Рэе Чарльзе, человеке, перевернувшем музыкальный мир 20-го века, наконец, "Отель Руанда" Терри Джорджа, посвященный Полу Русесабаджине. Вот здесь стоит сделать паузу и посмотреть на ответную реакцию аудитории. Как, вы не знаете Пола Русесабаджину?? А между тем этот скромный владелец отеля спас от неминуемой гибели больше людей, чем Оскар Шиндлер или Бэтман.
Еще одним несомненным рекордом "Оскара 2005" стало количество номинаций, в которых фигурируют, как это сейчас принято говорить, афроамериканцы. Ранее самым продуктивным для них был 2001 год, когда на церемонии царствовали Дензел Вашингтон и Хэлли Берри, теперь же совершенно "черными" могут стать целых пять Оскаров. Несомненным лидером здесь является актер Джейми Фокс, претендующий сразу на две статуэтки в категориях "главная роль" ("Рэй") и "роль второго плана" ("Соучастник"). Почти ни у кого не вызывает сомнения, что именно Фокс, являющийся несомненным открытием 2004 года, станет основным конкурентом Леонардо ди Каприо ("Авиатор") в битве за главный "мужской" Оскар.
Что касается самого мистера ди Каприо, то грядущая церемония вполне может стать для него настоящей коронацией. Если ранее, оценивая его работы через призму "Титаника" и прочих вредных для женских организмов проектов, критики были настроены весьма скептически или, во всяком случае, старательно скрывали тот факт, что "в нем что-то есть", то после его участия в фильмах Скорсезе, даже самые отъявленные "титанофобы" с тоской будут вынуждены признать его серьезный актерский талант. До сих пор Ди Капри не удостаивался ни одной действительно весомой кинематографической премии, были лишь номинации. 27 февраля все может измениться, и, если это произойдет, Леонардо уверенно займет в своей возрастной группе ту нишу, которую оккупировал в своей Том Хэнкс. И дело будет даже не фактическом количестве наград, которых у многих актеров значительно больше, а в общей харизматичности ди Каприо, помноженной на признание со стороны седовласых академических старцев. С ним просто некого будет рядом поставить.
Нельзя, конечно, уж совсем скидывать со счетов и других претендентов на золото в категориях "главная и второстепенная мужская роль". Кандидаты здесь вполне достойные - Джонни Депп ("Волшебная страна"), Дон Чидл ("Отель Руанда"), Клинт Иствуд ("Девушка на миллион долларов"), Морган Фримен в том же фильме. Но их шансы оцениваются с большей долей скепсиса, хотя каждый из них, несомненно, достоин своей номинации.
Примечательной особенностью грядущего "Оскара" станет и спарринг в главной женской категории, где на ринг, в буквальном смысле этого слова, выйдут Хилари Суонк и Аннетт Бенинг. Прошлая их встреча в 1999 году закончилась победой молодости. Суонк сравнительно легко нокаутировала Бенинг, сыгравшую в "Красоте по-американски", получив Оскар за фильм "Парни не плачут". В этом году ее преимущество будет не столь очевидно, несмотря на изрядную боксерскую подготовку, которую ее заставил пройти Клинт Иствуд в фильме "Девушка на миллион долларов". Да и согласно теории вероятности, шансов у Бенинг получить долгожданный Оскар за роль в фильме "Театр" все же больше. Остальным женщинам, вероятнее всего, предстоит лишь демонстрировать свои прелести и наряды на красной ковровой дорожке, ведущей в знаменитый кинокомплекс "Кодак". На этом поприще более других может преуспеть еще один "титанический" персонаж - Кейт Уинслет. В номинации "роль второго плана" все гораздо запутаннее. Здесь можно ожидать как победы Кейт Бланшет ("Авиатор"), так и Вирджинии Мэдсен ("На обочине"). В самом крайнем случае - даже Натали Портман ("Близость"). Ни то, ни другое, ни третье не станет сюрпризом.
Что касается двух самых престижных Оскаров - за режиссуру и за лучший фильм года - то здесь молодежи, скорее всего, придется уступить место ветеранам. В этих категориях мир станет свидетелем дуэли двух монстров: Клинта Иствуда ("Девушка на миллион долларов") и Мартина Скорсезе ("Авиатор"). Семь номинаций одного и одиннадцать - другого практически не оставляют шансов иным претендентам, даже той же "Волшебной стране". Вполне возможно, что Иствуд и Скорсезе разойдутся полюбовно, поделив указанные категории поровну. Но у Скорсезе все же есть некое психологическое преимущество. Во-первых, тот факт, что режиссер, явивший миру таких звезд, как Роберт де Ниро, и такие фильмы, как "Бешенный бык", "Таксист" и "Казино", не получил до сих пор ни одного Оскара, тогда как у Иствуда золотых статуэток уже две. Во-вторых, обида двухлетней давности, которую многие академики все же постараются загладить. Как бы там ни было, результат этой схватки предсказать совершенно невозможно, академикам удалось создать настоящую интригу.
Из остальных номинаций следует отметить, пожалуй, лишь "лучший анимационный фильм", где на Оскар претендуют "Шрек 2", "Суперсемейка" и "Подводная братва", и "лучшая музыка", где соревнуются заглавные темы из фильмов "Волшебная страна", "Гарри Поттер и узник Азкабана", "Лемони Сникет. 33 несчастья", "Таинственный лес" и "Страсти Христовы". В первой категории примерно равные возможности у зеленого тролля и семьи супергероев, шансы последних предпочтительнее из-за их новизны. В музыкальной номинации силы столь равны, что стоит ожидать как победы "Гарри Поттера", так и "Страстей".
К слову сказать, с этим фильмом Мэла Гибсона, который во всех смыслах слова стал настоящим откровением года, связан один из самых забавных казусов. Обласканный кинокритиками и разгромленный религиозными ортодоксами, принесший немыслимую для своего бюджета прибыль проект не попал в основные номинации по банальной причине - его герои говорят на латыни и арамейском, а значит, сама картина может оцениваться лишь в категории "фильм на иностранном языке". Но и здесь он по какой-то причине не набрал нужного количества голосов и уступил куда менее известным претендентам.
С этой же номинацией связано и самое большое разочарование для российской аудитории. Наш доморощенный блокбастер "Ночной дозор" не произвел должного впечатления на киноакадемию и не попал в список претендентов. Но, откровенно говоря, надеяться на какой-либо успех с фильмом, который по американским меркам с трудом втискивается даже в категорию "В", вряд ли представлялось возможным, несмотря на его крайне успешный прокат по экранам отечества.
Нельзя не отметить и довольно скромное участие в этом празднике еще одной картины, которая являлась абсолютным лидером всех предваряющих "Оскар" рейтингов. Речь идет о фильме "На обочине", восторженно принятом почти всеми ассоциациями актеров и режиссеров. Несмотря на присутствие в пяти номинациях, в том числе "лучший фильм года" и "лучшая режиссура", творение Александра Пейна не смогло пробиться в главные актерские категории, дотянувшись лишь до второстепенных. Хотя ранее критики отмечали в первую очередь именно блестящую актерскую игру Пола Джиаматти сотоварищи. Однако американские академики, как известно, люди нервные и противоречивые. Вероятность того, что произойдет страшное - "На обочине" получит оба главных Оскара, исключить нельзя.
В целом, приближающееся главное кинематографическое мероприятие года должно пройти чинно и тихо. Протестовать актерской и режиссерской вольнице вроде бы нет причин, поэтому "Оскар-2005", скорее всего, обойдется без пятисекундных задержек трансляции, трагических речей и приколотых к туалетам от Армани бриллиантовых брошек в виде голубя мира. Единственная серьезная опасность кроется лишь в личности ведущего шоу - комика Криса Рока. Замена блистательного и исполненного лоска Билли Кристала на этого... афроамериканца с довольно своеобразным чувством юмора объясняется, видимо, желанием хозяев церемонии дать хорошего пинка чопорной аудитории. Действительно ли такая встряска будет стоить затраченных на нее денег, покажет лишь само шоу. Во всяком случае, прежние эксперименты с той же Вупи Голдберг себя явно не оправдали.
Андрей Воронцов