Мало найдется на нашей планете людей, чей недуг или даже легкое недомогание способны вызвать ажиотаж по всему земному шару, у людей самых различных рас, национальностей, возрастов, политических убеждений, достатка и социального положения. Для перечисления таких фигур хватит пальцев одной руки. В основном это политики или люди, так или иначе имеющие отношения к государственной власти: Джордж Буш, Владимир Путин или, например, Елизавета II. Однако даже их влияние на геополитические и социальные процессы ничто по сравнению с легким мановением руки, которым вот уже 26 лет благословляет паству 264-й преемник апостола Петра - Папа Римский Иоанн Павел II.
Нынешняя госпитализация Папы не вызвала у мировой общественности того шока, который, скажем, производят крупные теракты или стихийные бедствия. В самой болезни понтифика не было ничего неожиданного - 84-хлетний Иоанн Павел II болеет уже долгие годы и, вопреки прогнозам пессимистов, ухитряется при этом исполнять обязанности, предписанные ему высоким духовным саном. Да и причина госпитализации Папы, на первый взгляд, самая рядовая - в Италии сейчас протекает сезонная эпидемия гриппа, жертвой которого уже стал каждый шестой житель страны.
Другое дело, что время идет и с каждым годом шансы духовного отца миллиарда католиков, проживающих на планете, побороть очередную хворь становятся все слабее. Папа уже давно разговаривал с большим трудом и практически не передвигался. Последняя серьезная госпитализация понтифика была связана с переломом тазобедренной кости, который он получил, упав у себя в ванной. С тех пор глава Ватикана, получивший в свое время прозвище Атлет Бога, ни на что серьезно не жаловался, если не считать прогрессирующей болезни Паркинсона и естественного процесса старения - но от этого доктора, как известно, не лечат.
Первые симптомы гриппа Иоанн Павел II почувствовал 30 января. Ко вторнику, то есть ко 2 февраля, болезнь усилилась - из-за спазмов ему стало трудно дышать. Глава группы лечащих врачей понтифика профессор Ренато Буццонетти принял решение о госпитализации, повергнув тем самым в смятение и верующих, и журналистов, для которых болезнь понтифика стала темой номер 1.
Папа был срочно доставлен в римскую клинику Gemelli, где на десятом этаже у него имеется собственная палата - там Иоанн Павел II лежал во время предыдущих госпитализаций. С этого момента больница стала напоминать осажденную крепость. У ее ворот полицейский комиссар Рима Марчелло Фулви выставил "железный занавес", сквозь который не удалось пробраться ни одному репортеру. Больница была окружена множеством полицейских автомобилей, а в самом здании разместили специальных агентов.
Ночью была проведена компьютерная томография пациента, сделан рентген, взяты анализы крови. Медицинские исследования продолжались как минимум до часа ночи. Около половины второго Буццонетти и руководство Gemelli покинули клинику. Это было расценено как знак того, что ситуация все-таки не столь драматична, как могло показаться поначалу. Тем более что Папа находился не в реанимации, а в обычной палате.
Первые предварительные диагнозы стали поступать с утра в среду, но для людей, не посвященных в медицину, они сводились к одному: Папа болен гриппом и ему трудно дышать. СМИ приводили два названия этой болезни: ларинготрахеит или острый ларингоспазм, хотя второе заболевание, по сути, является осложнением первого. Медицинские эксперты отмечают, что острый ларингоспазм крайне редко заканчивается фатально, но в данном случае нужно принимать в расчет возраст пациента.
Представители Ватикана пообещали, что будут дважды в день информировать общественность о здоровье своего главы. Удивительно, но в среду был озвучен лишь весьма расплывчатый комментарий руководителя пресс-службы Ватикана кардинала Хоакина Наварро-Вальса. "Я думаю, что всем нужно успокоиться, так как причин для тревоги нет", - сказал он журналистам, после чего все телеканалы стали говорить том, что "здоровье Папы нормализуется". И никаких подробностей.
Вообще история папства подтверждает, что детали личной жизни, а уж тем более всевозможных хворей понтифика, никогда не становились достоянием общественности. Неудивительно, ведь, по мнению католиков, Папа - викарий Бога, Его наместник на Земле, и людям, по большому счету, не следует напоминать, что это - обычный человек со своими хворями и недугами. В то же время здоровье римских епископов почти всегда становилось не только клиническим, но и политическим фактом. Очень часто болезни пап приходилось скрывать, а зачастую, исходя из государственных соображений, их требовалось полностью отрицать. От состояния здоровья Папы напрямую зависело благополучие самой римско-католической церкви.
Клиническая картина папских болезней весьма разнообразна. Папа Пий III страдал подагрой, у Иннокентия XIII и Пия V были камни, у Пия IX - эпилепсия, у Александра VI - сифилис, у Григория VII, Калиста II, Иннокентия III, Григория IX и Иннокентия IV - малярия. Первым Папой, подвергшимся хирургическому вмешательству, стал Пий III: его оперировали 27 сентября 1503 года. Врач Людовико Де Франциски сделал два глубоких надреза на правой ноге понтифика, чтобы удалить опухоль, возникшую из-за подагры. В 1572 году врачи хотели сделать Пию V литотомию, то есть удалить камень, но, как пишут историки, понтифик отказался "по причине своей глубокой целомудренности", оказавшейся сильнее, чем боль.
Однако еще ни один Папа Римский не перенес столько операций, сколько Иоанн Павел II. До него лишь Павел VI подвергался действию полного наркоза, когда его оперировали по поводу воспаления простаты 4 ноября 1967 года. Следует также отметить, что Иоанн Павел II больше, чем все остальные Папы, любит рассказывать о своем здоровье. Первый раз в клинику Gemelli нынешний понтифик был доставлен в мае 1981 года, после того как в него выстрелил турецкий экстремист Али Агджа из группировки "Серые волки". Через несколько месяцев Папа был вновь госпитализирован, поскольку при переливании крови ему была занесена инфекция. В 1992 году понтифику в этой же больнице удалили опухоль в кишечнике. И, наконец, уже упомянутый эпизод с переломом бедра еще раз привел его на больничную койку. При том диагнозе, который врачи ставят Папе сейчас, ему в худшем случае может грозить трахеостомия - рассечение передней стенки трахеи над грудиной или введение в трахею трубки, что позволяет обеспечить искусственную вентиляцию легких.
Пока остается только догадываться (или молиться) о том, как будут развиваться события. Болезнь Папы породила множество вопросов, актуальных не только для конклава кардиналов, который сам Иоанн Павел II назначил для избрания своего преемника, но и для миллиарда католиков. Именно при действующем понтифике католическая церковь восстановила свои позиции, сильно пошатнувшиеся после Второй мировой войны. Римско-католическая церковь за 26 лет правления Иоанна Павла II настолько расширила свое влияние в странах Третьего мира, что стали поговаривать о возможности назначения на папский престол представителя одной из развивающихся стран. Правда, у итальянцев, которые имеют в конклаве большинство, иное мнение - они убеждены, что новым Папой должен стать житель Аппенинского полуострова. В этой связи следует напомнить, что Иоанн Павел II стал первым папой-неитальянцем, который возглавил католическую церковь за последние 455 лет. При этом поляк Кароль Войтыла (имя Папы в миру) стал еще и первым славянином на престоле святого Петра.
Кароль Йозеф Войтыла родился в 1920 году. В 1939 году он поступил на философский факультет Ягеллонского университета и вместе с отцом переехал в Краков. В эти годы будущий понтифик серьезно увлекался театром - даже во время войны он продолжал выступать на сцене, а депортации и заключения избежал лишь благодаря тому, что работал на каменном карьере. В 1942 году Войтыла стал студентом богословского факультета Ягеллонского университета, а сразу после войны полностью посвятил себя церкви и переехал в Рим, где стал штудировать богословие в университете Анджеликум.
4 июля 1958 года по назначению Папы Пия XII Войтыла стал викарным епископом Краковского архиепископства, а 28 сентября был рукоположен в сан епископа. 13 января 1964 года Папа Павел VI назначил его архиепископом и митрополитом Кракова, а 26 июня 1967 года возвел в сан кардинала.
Папой Римским Войтыла был избран 16 октября 1978 года. За время своего понтификата Иоанн Павел II совершил более ста зарубежных поездок - чем не мог бы похвастаться ни один из его предшественников на папском престоле - и выступил с проповедями в десятках стран мира. Папа опубликовал ряд энциклик богословского и социального содержания, среди которых наиболее известными являются: "Redemptor hominis" (1979), "Dives in misericordia" (1980), "Laborem exercens" (1981), "Slavorum apostoli" (1985), "Divinum et vivificantem" (1986), "Sollicitudo reu sociale" (1987).
Иоанн Павел II стал первым главой католической церкви, переступившим порог мусульманской мечети. В мае 2001 года, в ходе поездки по Сирии, он посетил мечеть Омейядов, по преданию, стоящую на том месте, где апостол Павел обратился в христианство.
Несмотря на то, что Иоанн Павел II давно стал для большинства людей на планете символом милосердия, человеколюбия и терпимости, по отношению к некоторым вопросам понтифик придерживается весьма жесткой позиции. Он, в частности, выступает категорически против однополых браков, использования контрацептивов и рукоположения женщин в священный сан.
Так или иначе, но без человека, почти уже признанного у себя на родине святым при жизни, представить современный мир практически невозможно. И кто бы ни пришел на смену Иоанну Павлу II, ему придется приложить немало усилий, чтобы Ватикан не растерял того влияния, которого добился под руководством папы-славянина.