В декабре, когда на Площади Независимости, Крещатике, у здания президентской администрации, Верховной Рады и кабинета министров в Киеве развернулись палаточные городки и дымили полевые кухни, а сердобольные горожане носили новоявленным революционерам горячую пищу в термосах, в коридорах украинской власти полным ходом шли переговоры и консультации. Действующий на тот момент президент республики Леонид Кучма, как казалось со стороны, уже понял, что карта "его" кандидата - Виктора Януковича - бита, и пытался любыми способами сгладить последствия победы оппозиции. Многие аналитики справедливо полагали, что главным условием, при котором Виктор Ющенко безболезненно будет допущен в здание на Банковой улице (здесь пока еще находится администрация президента), будет удаление из его команды Юлии Тимошенко.
Этого хотели все, кто так или иначе испытывал идиосинкразию к оранжевому цвету, в который окрасились улицы Киева и многих других городов Украины. Прежде всего, фигура Тимошенко не устраивала Москву, олицетворявшую силы, которые противостояли оппозиции - более точную формулировку сейчас, по прошествии нескольких недель, подобрать трудно, настолько пестрым был калейдоскоп политических событий на Украине. У России имелись веские основания выдвигать претензии к ближайшей соратнице Ющенко, которая в случае его победы могла стать одной из ключевых фигур в новом руководстве республики. Еще задолго до президентских выборов именно ей предрекали пост премьера, поскольку в окружении Ющенко, да и на Украине в целом не было фигуры более популярной и харизматичной.
Скандальные результаты второго тура голосования, взаимные обвинения в фальсификации и прочие политические передряги на Украине, от которых внимание мирового сообщества отвлекло только землетрясение в Юго-Восточной Азии, отодвинули вопрос о "симпатиях" Москвы к Тимошенко на второй план. Юлия Владимировна по-прежнему не отходила ни на шаг от Виктора Андреевича, и ее присутствие в окружении нового президента воспринималась всеми как нечто само собой разумеющееся. По сути "первой леди Украины", проигнорировав семейные связи, вполне можно было назвать именно Тимошенко (и иностранные журналисты часто впадали в эту ошибку), а не супругу Ющенко. Более того, сразу после победы вождь бывшей оппозиции, в пылу политических баталий так и не пожелавший отдалить от себя верную соратницу, назначил ее исполняющей обязанности премьер-министра, что добавило адреналина в кровь кремлевских чиновников и сторонников Виктора Януковича на Украине.
Но в конце января, когда, казалось, Москва уже со всем, что произошло в Киеве, безропотно смирилась, СМИ распространили заявление генпрокурора России Владимира Устинова. "Уголовное дело в отношении исполняющей обязанности премьер-министра Украины Юлии Тимошенко прекращено не будет. Оно будет расследоваться согласно российскому законодательству - ни больше, ни меньше", - заявил прокурор. После этого в Москве принялись безудержно шутить по поводу того, что вот, мол, приедет премьер-министр главного стратегического партнера России в Москву, а тут ее прямо с трапа самолета отправят на Лубянку или в Лефортово. Так в чем же дело? За что должна ответить Юлия Владимировна Тимошенко перед российским правосудием? В чем причина взаимной антипатии между нею и Устиновым и есть ли вообще эта антипатия?
Девушка с характером
Уроженка Днепропетровска Юлия Тимошенко, появившаяся на свет в 1960 году — смешанного русско-армянского происхождения. Как и у многих других сильных мира сего, у Тимошенко было довольно трудное детство. Впрочем, отличавшаяся уже в юности сильным характером девушка довольно быстро сумела пробиться к вершинам жизненного успеха. Юлия вышла замуж за сына днепропетровского босса областного масштаба Геннадия Тимошенко Александра и почти сразу стала реальным главой семейства. По образованию, кстати, Тимошенко - экономист-кибернетик, кандидат экономических наук. Ей принадлежит более 50 научных работ.
После развала Советского Союза Тимошенко активно занялась бизнесом. В начале 90-х она уже торговала газом совместно с Виктором Пинчуком, ставшим впоследствии зятем Леонида Кучмы. Ей также удалось войти в доверие к губернатору Днепропетровской области Павлу Лазаренко и впоследствии занять пост руководителя корпорации "Единые энергетические системы Украины" (ЕЭСУ). Тимошенко до сих пор ставит себе в заслугу "ликвидацию многомиллиардных долгов Украины перед Россией за природный газ".
На самом деле в то время, когда Тимошенко руководила ЕЭСУ, между Украиной и Россией периодически вспыхивали скандалы по поводу воровства топлива из проходящих через республику газопроводов "Газпрома". Но так видела эту ситуацию публика. В реальности никакого конфликта между многочисленными киевскими и московскими политиками не было. По словам аналитиков, "несанкционированный забор" газа осуществлялся на основе неформальной договоренности между некими деятелями двух стран. А полученные прибыли делились пополам.
В 1996 году Кучма сделал Лазаренко премьером. Оборот корпорации ЕЭСУ в том же 1996 году составил около 10 миллиардов долларов. Тогда Юлия Тимошенко еще мало интересовалась политикой, но уже в 1997 году ей пришлось наверстывать упущенное, поскольку ее покровителя Лазаренко сняли с должности премьера и впоследствии арестовали по обвинению в отмывании денег.
Тимошенко покинула своего патрона и вошла в окружение Кучмы. Вскоре после этого ее сделали вице-премьером в новом правительстве, возглавляемом бывшим шефом украинского Центробанка Виктором Ющенко. Пока Кучма потихоньку терял популярность у простых украинских граждан и у западных правительств, Ющенко, наоборот, копил свой политический капитал. Тимошенко подобный оборот событий полностью устраивал, хотя именно в это время ее давний российский партнер - глава "Газпрома" Рем Вяхирев - был снят со своего поста, а новый руководитель газового монополиста Алексей Миллер не пожелал поддерживать контакты своего предшественника.
Вскоре Тимошенко, которая вместе с премьером постепенно переходила в оппозицию к Кучме, арестовали по обвинению в финансовых махинациях, а Ющенко уволили с поста премьера. Тогда они организовали акцию "Украина без Кучмы" и даже попыталась сменить власть с помощью народного восстания. В 2001 году эта попытка не удалась, и Тимошенко пришлось 42 дня провести в тюрьме. Только в конце 2004 года оппозиция наконец-то сумела добиться своего.
Тимошенко и прокуроры
Как утверждают в Москве, в поле зрения Генпрокуратуры РФ Тимошенко попала в 1996 году, когда правительства Украины и России договорились о процедуре погашения долга Украины за поставляемый газ. Долг в это время составлял около 750 миллионов долларов. В соответствии с подписанным соглашением, ЕЭСУ, возглавляемая Тимошенко, должна была поставить российскому Минобороны РФ металлопрокат, строительные материалы и мебель на сумму, эквивалентную сумме долга. За три года для нужд Минобороны РФ было поставлено товаров примерно на 130 миллионов долларов, хотя российская сторона перечислила на счета подконтрольной ЕЭСУ компании United Energy International 450 миллионов долларов.
13 сентября 2004 года Генпрокуратура РФ вынесла постановление о привлечении Тимошенко к ответственности в качестве обвиняемой по делу о нецелевом использовании средств российского бюджета. Ей вменяется в вину дача взятки сотрудникам Центрального управления материальных ресурсов и внешнеэкономических связей Минобороны РФ Александру Изгагину и Борису Чурилову. На первый допрос, который был назначен на 16 сентября, Тимошенко, как и следовало ожидать, не явилась. Вторую встречу со следователями, перенесенную на 21 сентября, она вновь проигнорировала.
Тогда 23 сентября Московский гарнизонный военный суд по ходатайству прокуратуры выдал санкцию на арест Тимошенко и объявил украинского политика в международный розыск, а 7 декабря объявление о ее розыске появилось на официальном сайте Интерпола. Впрочем, в тот же день Интерпол снял с сайта объявление и потребовал от РФ дополнительной информации по делу Тимошенко.
Однако не стоит думать, что дела против Тимошенко велись только российскими следственными органами. Украинская Генпрокуратура также предъявила будущему премьер-министру, а также ее мужу и целому ряду других руководителей ЕЭСУ, обвинения в подлоге документов, уклонении от уплаты налогов в особо крупных размерах, даче взятки, сокрытии валютной выручки и хищении государственных средств. Однако сразу же после того, как стало ясно, что именно Тимошенко возглавит новый украинский кабинет министров, эти обвинения были сняты, а бюро Интерпола республики направило в центральный орган этой организации письмо с просьбой прекратить розыск Тимошенко и проходящих с ней по делу людей.
Российская прокуратура в этом вопросе оказалась принципиальней, хотя накануне назначения "газовой принцессы" на пост главы правительства первый заместитель главного военного прокурора РФ Анатолий Пономаренко все же вернул следствию для исправления ошибок уголовное дело, одним из фигурантов которого является Юлия Тимошенко. Решение отправить дело на доработку, как заявили в прокуратуре, было принято после многочисленных жалоб, заявленных тем самым чиновником Минобороны Изгагиным. Он потребовал проведения дополнительных экспертиз по делу с участием сотрудников Минэкономики и Госкомстата, а также заявил, что за время следствия он ни разу не был вызван на допрос.
Премьер в законе
Так обстояли дела на день назначения нового украинского премьера. До этого момента в Кремле как бы откладывали решение "проблемы Тимошенко" (а то, что она существует, никто не отрицал) "на потом". Теперь России предстоит серьезно задуматься над тем, как строить свои отношения с правительством соседнего государства, главу которого российские следственные органы называют потенциальным жуликом и взяточником.
Сама Тимошенко в многочисленных интервью, которые ей пришлось дать уже в качестве "без пяти минут" премьер-министра, утверждала, что всегда видела в России ближайшего партнера и стратегического союзника Украины. Свои довольно резкие высказывания в адрес Кремля, сделанные в период баррикад и оранжевых палаток на Крещатике, Тимошенко предпочитает не комментировать. "Отношения между Украиной и Россией будут теплыми и дружескими, ведь нам никуда не деться от тех связей, которые существуют между нашими странами и выходят далеко за рамки политики", - заявляет Тимошенко сегодня.
Накануне своего назначения она была еще более откровенной: "Я буду делать все возможное, чтобы отношения между Украиной и Москвой были как можно лучше. Когда я была вице-премьером, у Москвы ко мне не было претензий. Если бы я была в команде Кучмы, моих "дел" вообще бы не было". На каверзный вопрос по поводу ее объявления в розыск российской прокуратурой Тимошенко ответила: "Я готова поехать в Москву и пожать руку российской власти. Премьер обязан это сделать. С моей рукой все будет в порядке". Остается только догадываться, как поведет себя в данной ситуации Кремль, но сомнительно, чтобы, увидев протянутую руку Юлии Владимировны, он попытался достать из кармана наручники.
Один российский бизнесмен, имевший общие дела с Юлией Тимошенко в середине 90-х годов, утверждал, что в то время политика, в отличие от бизнеса, нынешнего украинского премьера не интересовала. Она с одинаковым равнодушием относилась и к украинским националистам, и к России, так как главным для нее тогда была материальная выгода. Став политиком, Тимошенко националистов полюбила, что доказывает не только ее прическа в стиле Леси Украинки, но и все поведение в период "оранжевой революции". Теперь, если новый украинский премьер хочет продолжать оставаться политиком, ей предстоит полюбить и Россию. А иначе и быть не может. По крайне мере, так говорит сама госпожа Тимошенко.