С начала второй чеченской войны прошло почти шесть лет. За это время каждый из ключевых участников этих событий получил то или почти то, что хотел.
Кремлю, принявшему в 1999 году решение о вводе войск в ЧР, достались Чечня и политический капитал, накопленный благодаря решительным действиям на ее территории. Чеченцам, дальновидно присоединившимся примерно в то же время к федералам - помощь Москвы в деле победы над остальными чеченскими кланами и группировками. Аслану Масхадову - стабильное финансирование и признаваемый европейским сообществом статус официального представителя "чеченских сепаратистов". Шамилю Басаеву - слава главного террориста на территории России и деревянный протез. Борису Березовскому - политическое убежище в Великобритании.
Однако вышеперечисленные лица и структуры не могут просто почивать на лаврах. Для поддержки своего статус-кво всем людям, так или иначе связанным с проблемой Чечни, приходится время от времени делать заявления. Иначе спонсоры Масхадова перестанут давать ему деньги, британцы откажут Березовскому в политическом убежище, а россияне перестанут понимать, кто виноват в том, что теракты на территории РФ продолжают происходить, хотя чеченцы давно полюбили Россию и готовятся получать ипотечные кредиты.
Поэтому кто бы ни поднимал тему мирных переговоров с Асланом Масхадовым, она всегда встречает живой отклик в прессе и сердцах многих политиков и общественных деятелей. Согласно существующим правилам игры, каждый из ее участников занимает в ней определенную позицию, иногда, правда, забывая о том, что говорил накануне.
Последняя волна дискуссий о Чечне началась с историй о том, как спецслужбы захватили родственников Масхадова, чтобы заставить его сдаться властям. В ноябре прошлого года "Новые Известия" высказали подобное предположение на правах гипотезы. В январе международные правозащитные организации уже вполне серьезно требовали, чтобы Россия освободила родственников ичкерийского президента, а агентство "ИТАР-ТАСС" рассказывало о том, что чеченские власти никого не захватывали, а, наоборот, ищут неизвестных похитителей, жертвами которых стали несколько представителей семьи Масхадовых.
В феврале же умы граждан захватил сюжет, связанный с мирными инициативами Масхадова. Неизвестно, пришла ли к президенту Ичкерии идея заявить о временном прекращении огня после просмотра телерепортажа о перемирии с Израилем, объявленном ХАМАС, или Масхадов черпает творческое вдохновение из других источников. В любом случае, 2 февраля "Кавказ-центр" сообщил, что лидер боевиков решил сделать "жест доброй воли" и отдал своим подчиненным приказ прекратить всяческие военные действия против федералов до 22 февраля, надеясь таким образом склонить РФ к переговорам.
Сам Масхадов заговорил только 7 февраля со страниц газеты "Коммерсант". Он подтвердил факт объявления перемирия, отказался признать, что принял подобное решение из-за захвата его родственников в заложники, сообщил о готовности сесть за стол переговоров "без всяких предварительных условий" и пригрозил Басаеву международным трибуналом.
В этот момент многие считали, что Басаеву на подобные угрозы наплевать, так как он снова умер. В начале февраля сообщения о смерти Басаева начали поступать из Абхазии, где у полевого командира живет одна из жен и где находятся его друзья по грузино-абхазским сражениям 1992-1993 годов. О том, что Шамиль то ли погиб во время "разборки" с арабскими наемниками, то ли скончался от болезни почек, сообщил заместитель председателя службы госбезопасности Абхазии Юрий Ашуба. И хотя представители российских спецслужб отнеслись к этой информации скептически, за нее сразу же ухватился президент ЧР Алу Алханов, который "еще 8 месяцев назад получал данные о заболеваниях Басаева и его ухудшающемся состоянии".
PRO ET CONTRAПророссийские сайты о Чечне:ЧечняFree.RuЧечня.РуСепаратистские сайты о ЧечнеChechen-press<
Согласно давно отработанному сценарию, Басаев дал всем несколько дней на свое оплакивание и появился на телеэкранах. Правда, персональная пиар-кампания этого лидера боевиков началась еще 2 февраля. Именно с его слов "Кавказ-центр" сообщал об объявленном Масхадовым перемирии. Сам же Шамиль также заявил "о приостановлении моджахедами в одностороннем порядке всех видов боевых действий наступательного характера на февраль месяц", однако порекомендовал боевикам по-прежнему защищать свои базы в горнолесистой местности.
А 3 февраля в эфире частного британского телеканала Channel 4 состоялась трансляция неизвестно когда записанного интервью с Басаевым. Росту упоминаемости имени этого человека в СМИ способствовал и МИД РФ, потребовавший, чтобы британские власти запретили трансляцию.
В интервью Channel 4 Басаев пообещал устроить в России еще несколько крупных терактов. А чтобы все поняли, что на смерть главного боевика рассчитывать не приходится, 7 февраля на сайте "Кавказ-центр" был размещен видеоролик с его участием. Басаев успокоил общественность, заявив, что на почки никогда не жаловался. Чтобы доказать, что с его протезом также все в порядке, видный чеченец воткнул в него нож. В завершение выступления Шамиль Басаев подтвердил, что перемирие с Москвой объявлено и действует до 22 февраля.
Так как инициатива в развернувшейся пиар-игре на этот раз принадлежала сепаратистам, представителям российских и чеченских властей оставалось лишь старательно комментировать их высказывания. При этом каждый из чиновников явно говорил первое, что приходило ему в голову в момент общения с журналистами.
Например, комментируя объявленное перемирие, председатель Госсовета Чечни Таус Джабраилов обвинил Масхадова и Басаева в желании создать иллюзию наличия у чеченских сепаратистов единого командования. А пресс-служба Регионального оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией на Северном Кавказе, наоборот, заявила, что Масхадов с Басаевым здесь вообще ни при чем, а текст заявлений о прекращении огня - плод фантазии "идеолога сепаратистов" Мовлади Удугова.
Официальные чеченские источники продолжали утверждать, что переговоры с Масхадовым не имеют смысла хотя бы потому, что он ничего в Чечне не контролирует, одновременно призывая его сдаться "ради установления мира в республике". А заместитель Генпрокурора РФ по ЮФО Николаю Шепель в это же время сообщал о предъявлении этому "ничего не контролирующему" лидеру обвинения в организации теракта в Беслане и называл его вдохновителем нападений на Грозный (21 августа 2004 года) и Назрань (22 июня 2004 года).
Как это часто бывает, когда дело касается Чечни, не обошлось и без заявлений Бориса Березовского. Вторничный номер "Комсомольской Правды" вышел с интервью, взятым у этого лондонского предпринимателя. Кроме анализа нынешней ситуации в Чечне и вокруг нее Березовский также порадовал журналистов сообщением о том, что у чеченцев есть своя портативная атомная бомба, для эффективной работы которой недостает лишь какого-то элемента, и пригрозил Путину Гаагским трибуналом.
Таким образом, к 8 февраля практически все заинтересованные лица успели высказаться по поводу чеченской проблемы, и можно ожидать, что в ближайшее время общественное внимание к этой теме стихнет. Тем временем сама Чечня живет так, будто никакого перемирия, как, впрочем, и мирного восстановления экономики, да и самих Алханова, Басаева и Березовского вообще не существует. Этой зимой, как, впрочем, и всегда, там обстреливают блокпосты, взрывают автобусы с мирными жителями, нападают на военнослужащих, а люди в масках, как и прежде, ходят ночью по домам и квартирам и уводят их жильцов туда, откуда они, чаще всего, не возвращаются.
Елена Любарская