Главное
23:40, 18 февраля 2005

Россия и Грузия меж двух миров У РФ есть шанс договориться с Саакашвили и его соратниками

Как и у всего на свете, у российско-грузинских отношений есть две стороны. Точнее - на пространстве между Москвой и Тбилиси существуют сразу два мира. В одном из них РФ и республика Грузия находятся чуть ли не в состоянии холодной войны и даже не верят в возможность когда-нибудь жить в согласии друг с другом. В другом мире соседние страны весьма выгодно сотрудничают и с каждым днем все больше друг от друга зависят.

Мир № 1

В мире номер один Грузия должна каждый день напоминать себе о том, что является суверенным государством, готовым давать отпор России, претендующей на ее самостоятельность и территориальную целостность. Вне зависимости от того, насколько соответствуют действительности эти претензии к РФ в каждый конкретный момент, такая постановка вопроса держит грузинских политиков в нужном им тонусе. В этом мире Россия также предпочитает всякий раз вспоминать вслух о том, что на территории Грузии, возможно, скрываются террористы, а сама республика является, во-первых, инициатором кровавых событий в Абхазии и Осетии, а во-вторых, марионеткой США.

В мире номер один грузинский депутат парламента Георгий Бокерия заявил 12 февраля, что законодатели собираются объявить российские базы, расположенные на территории Грузии, "вне закона", и сообщил, что прошедшие того же 12 февраля российско-грузинские переговоры оказались безрезультатными.

В мире номер один грузинский МИД решил зачем-то поставить в безвыходное положение российского министра иностранных дел Сергея Лаврова. За неделю до своего официального визита в Тбилиси высокопоставленный дипломат узнал, что в программе - посещение мемориала памяти грузинских военных, погибших в Абхазии и Южной Осетии (официально он посвящен грузинским воинам, павшим в борьбе за территориальную целостность страны). Посетить памятник он не мог, так как территориальные конфликты Грузии с непризнанными республиками еще не разрешены (причем Россия выступает посредником между ними), и люди, которых грузины считают героями, для жителей Сухуми и Цхинвали - злодеи. Поэтому Лавров отказался от этого пункта программы, а грузины в ответ снизили уровень его визита с официального до рабочего, и в мире номер один разгорелся серьезный скандал.

Например, грузинские ветераны боевых действий в Абхазии и Южной Осетии собрались перед посольством РФ в Тбилиси и возложили к его дверям траурный венок с надписью "Соболезнования в связи с кончиной российской дипломатии". А спикер парламента Нино Бурджанадзе заявила после экстренного совещания, специально собранного Михаилом Саакашвили для обсуждения действий Лаврова: "Мне стоило большого труда поверить, что министр иностранных дел России отказался посетить мемориал павших в боях за территориальную целостность Грузии. Это беспрецедентный случай в мировой истории и в практике международных отношений. Тем самым Сергей Лавров продемонстрировал свою открытую поддержку сепаратистам".

В мире номер один Россия и Грузия никогда не разрешат проблемы, связанные с присутствием на территории закавказской республики российских военных баз. Россия в этом мире не готова ни на минуту допустить отсутствия на грузинской территории своей техники и своих офицеров и поэтому хочет сохранить базы даже после их официального демонтажа, сменив вывеску и назвав их российско-грузинским антитеррористическими центрами. Грузия же в мире номер один не просто хочет избавиться от российских баз, но и не готова гарантировать отсутствие на своей территории военных представителей других держав и даже грозится, что мониторинг российско-грузинской границы будут проводить представители НАТО.

Слава богу, этим миром российско-грузинские отношения не ограничиваются.

Мир № 2

В мире номер два у Грузии нет другого выхода, кроме как поддерживать с Россией дружественные отношения. От нашей страны эта республика зависит как экономически, так и энергетически, и не особенно от этого страдает. Фактически, россияне являются для Грузии главными инвесторами после правительств США и Великобритании. В начале 2005 года в собственность Внешторгбанка России перешел контрольный пакет акций крупнейшего в республике Объединенного грузинского банка - одного из крупнейших коммерческих банков в стране, а российский "ЕвразХолдинг" за 132 миллиона долларов купил грузинские "Чиатурмарганец" и "Каскад ВарцихеГЭС".

При этом Россия остается крупнейшим торговым партнером Грузии. В частности, за январь-сентябрь 2004 года внешнеторговый оборот Грузии с Россией составил 234,4 миллиона долларов, что на 37,9% превышает показатель первых девяти месяцев прошлого года и составляет 13,7% от всего грузинского внешнеторгового оборота. И хотя Грузия говорит о необходимости диверсифицировать торговлю, чтобы меньше зависеть от
России, дискуссии эти напоминают отечественные диспуты о желании РФ слезть с нефтяной иглы.

В мире номер два Грузия начинает предоставлять россиянам визы прямо при пересечении границы. А Россия, заинтересованная в том, чтобы Грузия, хотя бы и на деньги США и хотя бы частично, но все же профинансировала демонтаж баз, готова согласиться на определенные уступки. Поэтому 18 февраля Сергей Лавров во время встречи с представителями грузинского руководства пошел на исключение из проекта рамочного договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве России и Грузии, подготовка которого находилась в центре визита главы российского МИДа в Тбилиси, положения о том, что Грузия не будет предоставлять свою территорию для военных баз других стран.

И хотя, по словам Нино Бурджанадзе, временные рамки вывода российских войск еще предстоит согласовать (Россия предполагает, что на их демонтаж у нее уйдет 7 или 8 лет, а Грузия хочет избавиться от военного присутствия РФ гораздо быстрее), за два месяца, оставшиеся до момента, когда рамочное соглашение будет подписано (а это должно случиться до визита Михаила Саакашвили в Москву на 9 мая), стороны могут успеть договориться.

Более сложно им придется, когда дело коснется вопросов, связанных со статусом Южной Осетии и Абхазии. Например, Грузия настаивает на совместном с войсками РФ патрулировании Рокского туннеля, расположенного на территории Южной Осетии. Россия не готова пойти на это "без консультаций с осетинской стороной", что, по словам представителей Грузии "делает договор заложником сепаратистских настроений". А в том, что до десятого мая все абхазские и осетинские проблемы решить не удастся, можно не сомневаться.

Тем не менее, высказывание, появившееся сегодня в официальном заявлении Саакашвили и гласящее, что Грузия "сегодня не готова к подписанию каких-либо соглашений с Россией" не стоит расценивать как реквием дипломатическим надеждам РФ.

Елена Любарская