С арабского языка слово "джамаат" переводится как "община" или "сообщество". Таким образом, джамаат может появиться в любом регионе, районе или населенном пункте. Вполне возможно, что скоро мы из выпусков новостей будем узнавать о ликвидации лидеров люблинского или черкизовского джамаата или даже джамаата дома номер восемь по улице Ленина. Однако это - дело будущего, а в минувшие выходные в центре внимания оказался доселе мало кому известный карачаевский джамаат.
Первые данные о проводимых в столице Кабардино-Балкарии спецоперациях поступили утром в субботу, 19 февраля. Одна из них очень быстро увенчалась успехом, и в частном доме на улице Добровольского сотрудники МВД и ФСБ республики задержали троих "активных участников незаконных вооруженных формирований". По словам представителей МВД, эти люди находились в розыске по подозрению в совершении терактов на территории РФ. Среди задержанных оказалась, например, Мадина Кочкарова - жена Николая Кипкеева, предполагаемого исполнителя теракта на станции метро "Рижская". В ходе этой спецоперации сотрудникам правоохранительных органов удалось также изъять у боевиков оружие и боеприпасы.
Одновременно с сообщением об успешном задержании в СМИ стала поступать информация о том, что еще одна группа террористов забаррикадировалась в квартире в доме 19-А на улице Шогенцугова. Дом этот, кстати, расположен в центре Нальчика неподалеку от здания администрации. Очень скоро стало известно, что заложников боевики не захватили. Сотрудники правоохранительных органов принялись ходить по квартирам дома 19-А и соседних зданий, уговаривая жильцов эвакуироваться. Надо отметить, что, несмотря на данное властями обещание предоставить покинувшим свои квартиры людям кров и пищу, далеко не все согласились уйти из дома. Многие из тех, кто остался, ссылались на то, что привыкли к стрельбе, и говорили, что боятся воров и мародеров.
Пока шла эвакуация, в доме 19-А были отключены свет, газ и телефонная связь, к зданию начали подтягиваться силы МВД, ФСБ, МЧС и сотрудники "Скорой помощи", а также бронетехника и пожарные машины. Согласно существующим инструкциям, сначала боевикам предложили сдаться без боя. Однако те отказались идти на контакт, несмотря на то, что, по информации телеканала НТВ, из Карчаево-Черкессии был привезен отец одного из террористов, попытавшийся уговорить сына сложить оружие.
После того как около 250 мирных жителей покинули зону обстрела, а весь центр Нальчика был перекрыт военной техникой, ничто не мешало начать штурм. Попытка такового, вероятно, была предпринята около 7:30 утра в воскресенье. Находившиеся неподалеку от места осады журналисты услышали перестрелку, которая была весьма интенсивной, но вскоре прекратилась. Выяснилось, что руководители операции решили на этот раз отказаться от штурма, подобного январскому, когда после многочасовой операции в том же Нальчике были уничтожены семеро членов джамаата "Ярмук". Скорее всего, они приняли в расчет неизбежные в таких случаях разрушения и потери (во время операции 27 января жилой дом, где укрывались боевики, очень серьезно пострадал, а два сотрудника правоохранительных органов получили ранения).
Поэтому руководители спецоперации приняли решение прибегнуть к помощи слезоточивого газа "Черемуха-7". Кстати, использование этого вещества официально разрешено законодательством РФ и не противоречит международным нормам. Через полчаса после окончания перестрелки бойцы спецназа вошли в подъезд. В это время с улицы звучали отвлекающие выстрелы из автоматов. Вскоре в квартиру, где засели боевики, была пущена специальная граната с "Черемухой-7". Дождавшись момента, когда газ подействовал на террористов, спецназовцы бросили в квартиру несколько гранат, после чего она загорелась. Пожарные тушили пламя с улицы, боясь, что боевики еще живы. После того как огонь почти погас, спецназовцы вошли в квартиру и нашли в ней тела боевиков.
Точно сказать, сколько террористов находилось в квартире, нельзя до сих пор. Первоначально все были уверены, что речь шла о троих боевиках. Однако спецназовцы, проникшие в квартиру, смогли обнаружить только два тела. По одной из версий, террористов было все же трое, но один из них имел с собой самодельное взрывное устройство, которое сработало во время штурма, разорвав его тело на неопознаваемые фрагменты. Согласно версии номер два, боевики находились в квартире вдвоем, а вывод о существовании третьего бандита был сделан из-за того, что в коридоре спецназовцы нашли три пары обуви.
Не до конца выяснены и личности погибших. Если третий боевик все же существовал, то его, вероятно, звали Али Курбанов, и он был карачаевцем и главой банды. Что касается двоих террористов, чьи тела были найдены в квартире, то, по данным ИТАР-ТАСС, это были люди "славянской внешности", один из которых приехал из Волгодонска, а другой был родом из Мурманска, несколько лет назад дезертировал из воинской части, расположенной на Северном Кавказе, принял ислам и стал воевать на стороне боевиков. РИА "Новости" добавляет, что бывший солдат ВС РФ принимал участие в казнях российских солдат в Чечне. При этом газета GZT.RU утверждает, что, по ее сведениям, двое экстремистов родились в Карачаево-Черкессии и носили фамилии Кочкарев и Темирбулатов. В газете, правда, не уточняется, о каких экстремистах идет речь - о задержанных 19 февраля или о погибших днем позже.
Вполне естественно, что в первых сообщениях о новых кабардино-балкарских спецоперациях фигурировал джамаат "Ярмук", с названием которого в последнее время ассоциируется вся экстремистская активность в республике. Однако позже источники в правоохранительных органах Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии стали упоминать другую организацию - группу Ачимеза Гочияева, носящую, как оказалось, название "карачаевский джамаат". Если подтвердится, что погибшие или задержанные боевики действительно являлись соратниками Гочияева, то им вполне могут быть предъявлены обвинения в организации взрывов жилых домов в 1999 году, так как именно Гочияев является главным подозреваемым по этому делу.
Таким образом, воскресная спецоперация принесла правоохранительным органам весьма полезный улов - им удалось приблизиться к раскрытию терактов, положивших начало второй чеченской кампании, ликвидировать и задержать нескольких боевиков, которые, по словам руководившего действиями штаба замглавы МВД РФ Аркадия Еделева, готовили новые крупные теракты на Северном Кавказе, и изъять большое количество оружия и боеприпасов. Кроме этого, вчерашней операцией милиционеры и спецназовцы доказали, что для того, чтобы уничтожить банду террористов, совсем не обязательно разрушать до основания дом, в котором они находятся.
Елена Любарская