Отказавшись пригласить на предстоящие в марте парламентские выборы представителей стран СНГ, Молдавия резко обострила свои отношения с Россией, которая, в отличие от других членов Содружества, имеет непосредственные интересы на территории республики. Впрочем, последнее утверждение можно считать спорным, поскольку Приднестровье, тесно связанное с московскими политиками, в самом Кишиневе воспринимается как образование искусственное и нелегитимное. А следовательно, Россия просто не имеет ни морального, ни юридического права каким-либо образом заявлять о своих интересах в этом регионе.
Каждый конфликт между Кремлем и экс-советскими республиками имеет свою специфику. Трения, возникающие в отношениях с государствами Балтии, уходят в область межнациональных вопросов и всевозможных исторических ракурсов. Некая напряженность, установившаяся в конце прошлого года между Киевом и Москвой, была связана с политическими процессами на берегах Днепра и защитой Россией своих геополитических интересов. Что касается Грузии, то тут на первый план выходит вопрос территориальной целостности республики, вызвавший в свое время обильное кровопролитие, а кровь в качестве фундамента для прочной дружбы - материал, как известно, никудышный.
Ситуация с Молдавией несколько похожа на грузинскую, но только в том, что касается целостности этой республики, нарушенной силами, тяготеющими к России. Абхазия и Приднестровье - два очень похожих государственных образования, чье существование без серьезной поддержки из Москвы представить себе невозможно. Но если сепаратистские настроения в Абхазии едва ли не ежедневно вызывают потоки взаимных обвинений в треугольнике Сухуми-Тбилиси-Москва, то отношения с Кишиневом у РФ давно не накалялись так, как это происходит в течение последней недели. Что же на самом деле стало причиной нынешнего обострения - те причины, о которых заявил Кишинев, или неугасающая тяга Приднестровья к интеграции с Россией?
Начало дипломатическому кризису между Россией и Молдавией положил визит в Приднестровье группы депутатов Госдумы РФ в начале февраля. Глава парламентской делегации Виктор Алкснис (фракция "Родина") сделал тогда ряд громких заявлений, в частности, касающихся ужесточения внешней политики Москвы в отношении Кишинева. Депутат призвал ускорить процесс предоставления российского гражданства жителям Приднестровья и заверил последних в том, что они получат юридическое признание в течение ближайших лет.
МИД Молдавии отреагировал на эти заявления нотой протеста, в которой выразил свое возмущение "вмешательством во внутренние дела Республики Молдова". Министерство выразило озабоченность "потоком и содержанием заявлений, исходящих из государственных и законодательных российских кругов относительно приднестровского региона. В этих заявлениях приднестровскому региону присваиваются полномочия, которые превосходят рамки составной части Республики Молдова".
Вслед за этим правоохранительные органы республики задержали и практически без объяснений выдворили из страны группу российских правозащитников - экспертов движения "За права человека!". Все они прибыли в республику с целью мониторинга местных СМИ и были аккредитованы в качестве международных наблюдателей на выборах в парламент Молдавии 6 марта 2005 года. Хотя конкретных обвинений никому из правозащитников предъявлено не было, их все же депортировали за пределы республики.
После этого в Кишиневе предприняли ход, который вызвал праведный гнев российских парламентариев - 18 февраля власти республики решили не приглашать на выборы наблюдателей из стран СНГ, ограничившись миссиями ОБСЕ, ЕС и законодательных собраний ряда европейских стран. В ответ Госдума РФ в довольно жесткой форме заговорила о возможности введения экономических санкций против Кишинева, в частности - ограничения закупок вин и сигарет, поставок энергоносителей по мировым ценам, а также введения виз для граждан республики. Причем все эти предложения касались только собственно Молдавии, но не Приднестровья. Любопытно и то, что обосновывались эти шаги не ущемлением интересов депутатов Думы, а экономической блокадой непризнанной республики, которую, по мнению российских парламентариев, осуществляет Кишинев.
В тот же день СМИ распространили информацию о задержании в Молдавии и высылке из страны еще 19 граждан России, Казахстана и Украины, подозреваемых в оказании помощи одному из кандидатов на выборах. Две задержанные - россиянки сестры Ольга и Елена Ромащенко - и по сей день пребывают в местном ДОПРе, так как молдавская полиция приняла решение оставить их там еще на десять суток, хотя изначально обещала отпустить спустя 72 часа. Молдавская прокуратура даже завела уголовное дело по статье 248, п. 5, местного УК - за контрабанду в особо крупном размере. Правда, обвинений сестрам Ромащенко пока не предъявили.
Начальник пресс-службы МВД Молдавии Андрей Слуту заявил, что у арестованных граждан СНГ "было современное оборудование, которое использовалось для оценки электорального климата в ряде населенных пунктов Молдавии, в основном в крупных городах". По его сведениям, в одной из квартир, снимаемых этими людьми, были обнаружены 373 тысячи долларов, 77,5 тысяч евро, а также документы, свидетельствующие о нелегальном финансовом учете. Слуту также указал, что ни один из арестованных не был зарегистрирован Центральной избирательной комиссией и ни у одного из них не было статуса международного наблюдателя.
Представитель молдавского МВД высказал предположение, что полиция раскрыла подпольную сеть, организованную иностранными гражданами для поддержки на выборах одного из кандидатов. На кого именно "работали" арестованные, не сообщается. Своих силовиков поддержал и президент республики Владимир Воронин. По его мнению, в Молдавии действует "подполье российских политтехнологов". "Это какой-то конспиративный пиар... Приезжают этакие политтехнологи в штатском, не регистрируются, прикрываются какими-то сомнительными "легендами" и правозащитными вывесками. Что это за партизанское подполье такое? - возмутился Воронин, но сразу же поправился: - Мы уверены, что российские политтехнологи - это не российская власть. По крайней мере, связи мы тут не видим".
Что касается Приднестровья, которое по сути является катализатором этого дипломатического скандала, то, как считает молдавский лидер, для объединения страны ей не нужны никакие миротворцы - "ни российские, ни европейские". "Мир на Днестре - реальность. Угроза миру лишь в тоталитарной клике, состоящей из полутора десятков маньяков, находящихся на содержании международной мафии", - отметил Воронин. Казалось бы, куда понятнее?
Но на следующий день Кишинев окончательно запутал ситуацию, сначала заявив, что граждане России были задержаны за контрабандный ввоз валюты, а спустя несколько часов обвинив их в профессиональной слежке за Владимиром Ворониным. После этого власти Молдавии пригрозили прекратить трансляцию программ ОРТ на территории республики и обратились в ЕС с жалобой на действия пророссийских "политических и криминальных сил" и, разумеется, их покровителей.
В результате Россия так пока и не получила от официального Кишинева ясного ответа на вопрос, в чем обвиняются российские граждане, высланные из республики. "МИД и посольство активно занимаются этим вопросом, мы не можем добиться ответа, в чем провинились наши граждане. Кроме того, что у двух женщин была обнаружена большая сумма наличных денег, ничего вразумительного нам не отвечают", - сообщил глава МИД РФ Сергей Лавров.
Проанализировав историю конфликта, можно, с одной стороны, объяснить все произошедшее крайне просто - проблема Приднестровья никуда не делась, и именно она заставляет Кишинев так болезненно реагировать на "происки" Москвы и "пророссийских" сил. Скорее всего, так оно и есть, поскольку второе объяснение суетливости молдавских властей - боязнь того, что РФ с помощью наблюдателей сможет лишить действующую (коммунистическую) партию победы на предстоящих парламентских выборах, выглядит откровенно сомнительно. Опросы общественного мнения показывают бесспорное преимущество коммунистов - за них готовы проголосовать до 60 процентов определившихся избирателей.
Можно предположить, что Молдавия, вдохновившись примером своей соседки - Украины, решила полностью сменить акценты внешней политики и полностью дистанцироваться от СНГ и всего советского прошлого. Однако и в этом случае Кишиневу, наверное, все же не следовало арестовывать и депортировать российских граждан. Экономические санкции со стороны РФ - не шутка. Сейчас на долю России приходится примерно 82 процента от общего объема экспортируемых республикой вин и половина всего экспорта ее животноводческой продукции. Ежегодно россияне выпивают молдавских рислингов и мускатов на 100 миллионов долларов, и лишиться такого рынка сбыта бюджет республики позволить себе не может. О поставках энергоносителей по мировым ценам и говорить не приходится - для молдавской казны это совершенно непосильная нагрузка. Помимо этого, на Россию приходится 24,9 процента от общего объема иностранных инвестиций, осуществленных в экономику Молдавии в 1994-2003 годы. Таким образом, РФ является крупнейшим инвестором республики.
Не стоит забывать и о Приднестровье, которое еще в начале 90-х доказало, что решительно настроено жить в дружбе с Россией и в относительной независимости от Кишинева. То, что позиция непризнанной республики не изменилась ни на йоту, свидетельствует и последнее заявление приднестровского лидера Игоря Смирнова. Он высоко оценил принципиальность депутатов российской Госдумы, заявивших о возможных санкциях со стороны Москвы, и попросил правительство Молдавии "не срывать переговорный процесс и не заводить свой народ в тупик".
Кишинев пока не отвечает ни Москве, ни Тирасполю, предпочитая апеллировать к ЕС.