Главное
21:09, 23 февраля 2005

Турне Серого Волка по Европе Джордж Буш пытается помирить Америку с ЕС

Начиная свое европейское турне, Джордж Буш заявил, что стремится по-настоящему услышать своих европейских партнеров. И хотя оптимисты поверили американскому президенту, в Европе остается немало скептиков, уверенных, что Буш - не бабушка с подозрительно большими ушами, а самый настоящий Серый волк. Совсем недавно он без всякой оглядки на мнение европейских лидеров принимал решение о вторжении в Ирак и отказывался разговаривать с ЕС как с единой структурой, а сейчас заявляет, что нет большей радости для американских глаз, чем наблюдать за формированием сильной Европы. Тем не менее, многие жители Евросоюза подозревают, что Буш вовсе не готов разговаривать с ними на равных, а просто решил предоставить ЕС еще один шанс признать правоту США.

Так или иначе, "самый влиятельный человек в мире", как назвали Буша европейские СМИ, утверждает, что он перевоспитался и готов строить как минимум двухполярный мир. За три дня турне он уже успел стать первым в истории американским президентом, принявшим участие в переговорах с лидерами ЕС как представителями единого квазигосударства, и объявить о начале "новой эры в американо-европейских отношениях".

Понедельник, 21 февраля. Брюссель

Тот факт, что турне Буша началось именно в Брюсселе - городе, в котором находится штаб-квартира ЕС - носил символическое значение. Буш дал понять миру, что признает существование единой европейской политической структуры. Главным событием первого дня турне стала программная речь американского президента, посвященная американо-европейским отношениям. Для того чтобы послушать Буша, 300 человек - представителей европейской политической элиты - собрались в шикарном зале Concert Noble.

Речь эта произвела на наблюдателей двойственное впечатление. С одной стороны, Буш вел себя дружелюбно и всеми силами пытался сгладить острые углы, с другой - главной его целью оказалось все же не столько "наведение мостов", сколько презентация собственной программы.

Например, говоря о вторжении в Ирак, Буш назвал связанный с ним разлад в отношениях между США, с одной стороны, и Германией и Францией, с другой, "рассогласованием позиций правительств разных стран" и не сказал ни слова об ошибочных разведданных, использовавшихся как обоснование для начала операции. С другой стороны, европейцам понравились его высказывания, связанные с арабо-израильским конфликтом. Чуть ли не впервые Буш ясно заявил, что Израиль должен позволить палестинцам создать государство на единой территории и что "страна, состоящая из разрозненных анклавов, не сможет существовать". Кроме этого его речь должна была вызвать вздох облегчения у представителей Германии, Франции и Великобритании, ведущих переговоры с Ираном - президент США назвал "смешными" разговоры о возможности военной интервенции Вашингтона в страну исламской революции.

При этом Буш в своей речи постоянно говорил о свободе, подчеркивая, что ЕС и США объединены в своем уважении к ней и должны вместе бороться за распространение демократии в мире. Все это Европа уже слышала от Кондолиззы Райс, и высказывания ее шефа лишь усилили уверенность скептиков в том, что Вашингтону от Брюсселя нужно одно - поддержка американской международной экспансии.

Чтобы подчеркнуть, что он готов забыть о недавнем прошлом, свой первый ужин в Старом Свете Буш разделил с Жаком Шираком - одним из самых ярых противников вторжения США в Ирак.

Вторник, 22 февраля. Брюссель

Зато завтракал Буш со своим старым союзником - британским премьер-министром Тони Блэром. После завтрака президент США отправился в штаб-квартиру НАТО, где увиделся с Сильвио Берлускони и Виктором Ющенко. В течение дня он также провел консультации с президентом Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозо. Однако главным событием дня стала встреча Буша с лидерами стран - членов ЕС, на которой он говорил об экологии, борьбе с терроризмом и своей обеспокоенности по поводу снятия эмбарго на продажу оружия Китаю.

А главной новостью стало согласие НАТО на участие в программе обучения иракской армии. "Лидеры 26 стран сели за общий стол и сказали: "Давайте оставим прошлое позади и постараемся помочь самой молодой в мире демократии", - триумфально заявил Буш.

На самом деле речь вовсе не идет о том, что все государства Северо-Атлантического альянса, включая Германию и Францию, направят в Ирак своих военных. Помощь Франции, например, ограничится предоставлением для нужд программы одного офицера-инструктора, а Люксембург поможет молодой ближневосточной демократии суммой, не превышающей 200 тысяч долларов.

Однако согласие НАТО сделать официальный вклад в восстановление Ирака имеет, опять-таки, пропагандистское значение, позволяя придать всей операции статус международной. Этому также способствует конференция ЕС - США, посвященная координированию программ международного содействия восстановлению Ирака. Лидеры ЕС пообещали организовать эту конференцию после встречи с Бушем.

Среда, 23 февраля. Германия

В среду Джордж Буш прилетел в немецкий город Майнц, где его встретил Герхард Шрёдер. Общение двух политиков сопровождалось совместной пресс-конференцией, на которой оба постарались как можно больше говорить о том, что их объединяет, и как можно меньше вспоминать о разногласиях. "Стремление к миру и безопасности заставляет меня считать, что у Ирана не должно быть атомного оружия", - говорил Буш. "Иран должен сказать "нет" всем типам ядерного оружия", - вторил ему Шрёдер. Получалось, что европейский и американский лидеры друг с другом совершенно согласны. При этом все присутствовавшие отлично понимали, что по вопросу о том, как именно помешать Ирану владеть ядерным оружием, ЕС и США вряд ли скоро договорятся.

Тем более что до сих пор одним из важнейших разногласий между Шрёдером и Бушем оставался сравнительный вес ЕС и НАТО в американо-европейских отношениях. Немецкий лидер является одним из самых ярых сторонников переноса ведущей роли в формировании совместной евроамериканской стратегии с военного альянса на политические структуры Евросоюза. США же до сих пор больше надеялись на НАТО, а настоящее признание ЕС впервые получил от Буша лишь в понедельник.

Хорошим подтверждением того, насколько эфемерным пока является примирение США и Евросоюза, может служить отмена запланированной ранее встречи Буша с простыми жителями города Майнц. Предполагалось, что студенты, служащие, рабочие и другие представители "населения" смогут увидеть президента США и в течение часа-полутора поговорить с ним о проблемах трансатлантических отношений. Однако Белый Дом настоял на том, что такая встреча может произойти только при условии, что все вопросы будут подготовлены заранее и пройдут цензуру. Немецкие власти с таким подходом не согласились, и встреча была отменена.

Четверг, 24 февраля. Братислава

Пожалуй, подход Буша встретил бы большее понимание у привыкшего к такому способу "общения с народом" Путина, который сейчас готовится к назначенной на 24 февраля встрече с президентом США в столице Словакии Братиславе. Правда, пока все говорит о том, что встреча эта будет напряженной. Еще не встретившись с Путиным, Буш уже заявил, что Россия должна хранить верность демократии и законности, и дипломатично дал понять, что именно эти проблемы окажутся главными в ходе его переговоров с президентом РФ, которые пройдут в древнем замке на берегу Дуная - братиславском Граде.

Среди вопросов, стоящих на повестке дня, все тот же Иран, Северная Корея, Болижний Восток, вступление России в ВТО. Вполне вероятно, что в своей беседе лидера коснутся также и связанных с "цветными революциями" событий на территории СНГ. В своем интервью словацким журналистам Путин заявил следующее: " необходимо внедрять на постсоветском пространстве законность и институты демократии - не уличной, что тоже возможно, но в рамках действующего закона, - а решать, повторяю, проблемы в рамках конституции и стабильности, что очень важно для всего постсоветского пространства".

Встреча Путина и Буша займет около двух часов. Первоначально планировалось, что она продлится в два раза дольше, однако затем ее продолжительность была сокращена. В то время, как Путин "не ждет от встречи с президентом США ничего выдающегося", хотя и рад будет видеть своего американского друга, для Буша поездка в Братиславу обещает оказаться важным экзаменом. Во время своей инаугурационной речи Джорд Буш-младший пообещал бороться за развитие демократии в Европе. Чтобы доказать, что это обещание не оказалось голосоловным, Бушу придется проявить в общении с Путиным не свойственную их отношениям жесткость.

Елена Любарская