В ходе последнего раунда переговоров по присоединению РФ к Всемирной торговой организации, прошедшего недавно в Женеве, Россия столкнулась с вопросом о вторжении иностранцев в банковский и страховой секторы своей экономики. Сейчас создавать прямые филиалы иностранных финансовых институтов в России нельзя. Правительство вполне резонно опасается, что иностранные банки и страховщики просто подомнут под себя весь отечественный финансовый рынок. Поэтому Москва хочет оставить за собой право ограничить доступ на него иностранцев или, по крайней мере, максимально растянуть соответствующий переходный период.
Но проблема экспансии зарубежных финансовых институтов на российскую территорию, при всей ее важности, не является непреодолимой. Вот и недавнее высказывание президента Путина о возможности завести себе карточку в Ситибанке можно отнести к разряду легких намеков Западу - со временем, дескать, все образуется. А вот вопрос о том, чем же обернется для России членство в ВТО в целом, является по-настоящему острым. Данной проблемой, которая широко обсуждается уже не первый год, озаботилась даже Счетная палата РФ, решившая проанализировать последствия вступления России во Всемирную торговую организацию
Самым, пожалуй, популярным мнением является тезис о будущем разрушении российской промышленности, которую смоет волна импорта. Но нужна ли нам промышленность, которая боится любого сквозняка из форточки? Причем, хуже того, что есть, вряд ли уже будет. Ведь нынешнее плачевное состояние многих отраслей отечественной промышленности объясняется отнюдь не происками западных конкурентов, а бездействием отечественных же руководителей. Кто мешал российскому автопрому явить миру российское чудо в виде новых конкурентоспособных моделей? Ума не хватило? Или желания хоть что-нибудь сделать в этом направлении? Теперь с ВТО или без нее дорога для отечественного автопрома одна - в могилу.
Точно так же боятся прихода иностранцев те, кто за прошедшие годы не думал об обновлении производства, о стандартах качества, уровне менеджмента и других не менее полезных для успешного ведения бизнеса вещах. Они предпочитают говорить о бюджетной поддержке и тарифных заслонах. Разумеется, существуют стратегические отрасли, которые требуют дополнительной защиты. Например, присоединение к ВТО означает допуск к различным тендерам иностранных компаний. Смогут ли, например, "Ильюшин" или "Туполев" достойно противостоять Boeing и Airbus? Вряд ли… Поэтому отменять импортные пошлины на самолеты, как того требуют иностранцы, явно никто не собирается.
Что взамен? Широкий доступ на чужие рынки и возможность использовать механизм ВТО для урегулирования торговых споров. Однако, получив на словах доступ на рынки других стран, Россия тут же столкнется с нетарифными барьерами, с которыми бороться гораздо сложнее, чем с высокими пошлинами. Что мешает нашим западным партнерам доказать, что продукция машиностроения из России не соответствует высоким требованиям к упаковке? Как действует механизм урегулирования споров в ВТО, наглядно продемонстрировали конфликты ЕС и США по поводу тарифов на сталь и субсидирования американских экспортеров. В обоих случаях, правда, победили европейцы, однако сама процедура оказалась весьма длительной.
Что касается основного выигрыша, то он лежит несколько в иной сфере. Дело в том, что от прихода иностранцев во многих случаях выигрывает отечественный потребитель. Правда, в результате банкротств неконкурентоспособных российских предприятий число граждан, которые смогут приобретать качественные товары и услуги, может уменьшиться. Для многих регионов закрытие градообразующих предприятий, вокруг которых вертится вся жизнь, станет настоящей социальной катастрофой. Кроме этого, не во всех сферах потребители станут чувствовать себя уютно. Например, любимые россиянами контрафактные CD и DVD могут окончательно попасть в разряд запрещенной продукции.
КОЕ-ЧТО ПРО КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛПравительство не знает, зачем одобрило Киотский протокол Продавцы воздуха В Йоханнесбурге ре
Сроки самого вступления постоянно отодвигаются, так как переговоры с партнерами идут непросто. Теперь в качестве вероятной даты вступления РФ в ВТО называют 2006 год. Для того чтобы этот срок стал реальным, Евросоюзу в качестве аванса за хорошее поведение уже была предложена ратификация Киотского протокола. Проблема экспортных цен на российские энергоносители, которые западные страны хотели бы видеть более низкими, в условиях высоких мировых цен на топливо также пока не является сверхактуальной для России. Да и вопрос внутренних цен на тот же газ уже практически решен в пользу Евросоюза. Тарифы на газ постепенно повышаются, и главным образом не из-за требований того же ЕС, а из-за необходимости финансировать газовую отрасль. Причем, как считает замдиректора департамента МЭРТ РФ по торговым переговорам Андрей Кушниренко, если в связи с проблемой российских цен на газ европейцы беспокоятся о конкурентоспособности своей экономики, то американцы - о состоянии внутреннего рынка удобрений. Как заявил Кушниренко, у России есть возможности для достижения договоренностей с США по ценам на энергоресурсы при вступлении в ВТО.
Кстати, о переговорах с американцами, которые являются для нас не только сложными, но и весьма важными, учитывая статус США в мире. В прошлом году российские представители на переговорах планировали завершить консультации с американцами до президентских выборов в США. Сейчас, по мнению главы российской делегации Максима Медведкова, российско-американские переговоры относительно приема России во Всемирную торговую организацию могут закончиться до конца текущего года. И здесь, к сожалению, нельзя сбрасывать со счетов политический фактор. Президент Буш, выступая в Брюсселе во время своего европейского турне, заявил, что США приветствуют вступление России в ВТО, так как соблюдение норм этой организации способствует укреплению демократических свобод. Однако сразу же Буш отметил, что и Соединенные Штаты, и Европа в своем общении с Россией должны выдвигать на первый план требования соблюдения этих самых демократических норм жизни. Так что вполне возможно, что в ходе переговоров с Москвой о вступлении в ВТО Запад одними экономическими требованиями не обойдется.
Для нас представляет интерес и мнение бывшего торгового представителя США Роберта Зеллика, который сейчас продолжает свою карьеру в администрации Буша в должности помощника госсекретаря США. Недавно, во время обсуждения его кандидатуры в Конгрессе, отвечая на вопрос сенатора Джозефа Бидена о судьбе демократии в России, Зеллик заявил о необходимости ограничить в России власть бюрократии, которая, по его словам, "имеет паразитические наклонности и глубокие коррупционные корни". Кроме этого, чтобы соответствовать требованиям ВТО, по мнению Зеллика, России необходимо преодолеть непрозрачность своей экономики, а также сломать сложившуюся в стране олигархическую систему.
В этой связи уместно вспомнить также попытки некоторых американских конгрессменов увязать отмену дискриминационной поправки Джексона-Вэника, введенной 20 лет назад, с предоставлением Конгрессу права отклонять согласованные правительствами России и США условия вступления РФ в ВТО. О том, что от политики никуда не деться, говорит и тот факт, что даже в законопроекте об отмене поправки Джексона-Вэника в отношении Российской Федерации тринадцатым пунктом в списке заслуг России стоит ее горячее желание развивать дружбу и сотрудничество с США. Ну и, наконец, в середине февраля сама ВТО по инициативе США 22-й раз за последние 4 года отвергла заявку о вступлении в эту организацию Ирана, одобрив при этом заявки Сербии и Черногории...
А поправку Джексона-Вэника Конгресс США обязательно отменит, поступив точно так же, как в случае с Китаем, то есть незадолго до вступления России в ВТО.