В субботу вечером в эфире катарского телеканала "Аль-Джазира" прошла трансляция видеозаписи с предсмертным обращением предполагаемого исполнителя пятничного теракта в Тель-Авиве - молодого человека по имени Абдулла Бадрам. Среди прочего Абдулла решил сообщить современникам, что его теракт, в результате которого погибли четверо посетителей израильского ночного клуба Space и еще сорок человек получили ранения, был направлен против руководства Палестинской автономии.
Вряд ли кому-нибудь придет в голову спорить с этим утверждением. После объявленного 8 февраля перемирия между Израилем, властями ПА и палестинскими группировками, лидер автономии Махмуд Аббас (Абу Мазен) оказался в одной связке с Ариэлем Шароном, израильтянами и едва ли не всем еврейским народом. Перед выборами Аббасу удалось убедить немалую часть собственных избирателей в том, что он в состоянии уговорить Израиль прекратить проведение военных операций на палестинских территориях и вообще облегчить жизнь простых палестинцев.
Стоит Израилю отреагировать на пятничный теракт обычным образом, - то есть провести несколько ликвидаций и перекрыть КПП, - и палестинцы поймут, что обещания Аббаса - пшик. Они начнут с еще большей охотой, чем прежде, вербоваться в смертники, Кондолизза Райс и эксперты в Вашингтоне разочаруются в новом палестинском лидере, и Аббас потеряет поддержку как внутри ПА, так и за ее пределами. Правда, в таком случае Ариэль Шарон, поставивший свою политическую карьеру на кон ради достижения перемирия и реализации плана одностороннего отделения Израиля от ПА, также окажется в проигрыше.
Поэтому пока что Израиль изо всех сил старается обойтись без резких движений. На встрече кабинета министров в воскресенье Ариэль Шарон заявил, что ради развития мирного процесса следует воздержаться от военных операций. Кабинет ограничился более скромными мерами. Махмуд Аббас получил список террористов, подлежащих немедленному аресту. От него также потребовали жестких действий в отношении действующих на территории ПА группировок. И только в случае непринятия Абу Мазеном ожидаемых от него мер Израиль грозится вернуться к практике точечной ликвидации террористов.
Правда, до того момента, как Абу Мазен проявит серьезную активность в борьбе с терроризмом, никаких новых шагов по улучшению отношений с ПА Израиль делать не собирается. В частности, по словам министра юстиции Ципи Ливни, ее ведомство отложило встречу израильско-палестинской комиссии по освобождению политзаключенных в связи с тем, что палестинская сторона не предпринимает достаточных усилий для противодействия террору. Процесс передачи властям ПА контроля над палестинскими городами, в которых пока находится ЦАХАЛ, также временно приостановлен.
Махмуд Аббас, со своей стороны, был бы рад услужить израильтянам. Уже в воскресенье власти ПА объявили об аресте троих человек из израильского списка, пообещав провести еще несколько арестов на наступающей неделе. А в среду - за два дня до теракта - стало известно, что палестинские правоохранительные органы выявили и ликвидировали 12 туннелей, по которым оружие контрабандой переправлялось с территории Египта в сектор Газа. Говорят, что и министр внутренних дел ПА Нассер Юсуф готов к выполнению возложенной на него антитеррористической миссии - якобы он еще в 1996 году "с удовольствием" руководил арестами активистов ХАМАС, подозреваемых в организации терактов.
Однако даже увлеченный своей работой Юсуф вряд ли сможет в ближайшее время гарантировать Израилю полную безопасность. И дело не только в том, что он, как и другие палестинские министры, едва успел вступить в должность и пока что работает прямо из дома. Людям, которые всерьез вознамерятся свести на нет палестинскую террористическую активность, придется решать множество сложнейших уравнений с неопределенным количеством неизвестных.
Одним из таких уравнений является, например, вопрос о том, кто несет ответственность за пятничный теракт. Следуя новой политической моде, основные палестинские организации (ХАМАС, "Бригады мучеников аль-Аксы" и "Исламский джихад") еще в пятницу позвонили в редакции израильских газет и заявили, что не имеют никакого отношения к произошедшему. Кстати, нежелание этих структур увеличить свою популярность и заслужить благодарность определенной части спонсоров за счет приписывания себе подготовки смертника была сама по себе воспринята израильским обществом как позитивный сигнал.
Зато потом оказалось, что 21-летний Абдулла Бадрам имел отношение чуть ли не ко всем организациям, действующим на территории ПА, сразу.
Сначала анонимные источники в автономии сообщили, что Бадрам поддерживал контакты с представителями "Танзим" - боевого крыла находящейся у власти в Палестинской автономии организации ФАТХ. Затем руководство "Бригад мучеников аль-Аксы", пытаясь доказать свою непричастность к теракту, указало на "Хизбаллу" - исламскую группировку со штаб-квартирой в Ливане. Люди из "Бригад" сообщили журналистам, что им позвонил некий член "Хизбаллы" по имени Кейс Убейд, который признался в том, что завербовал Бадрама, и попросил, чтобы "Бригады" взяли на себя ответственность за теракт. А некий источник в правоохранительных органах ПА вообще рассказал о якобы перехваченных телефонных переговорах Абдуллы Бадрама с представителями "Хизбаллы". Правда, сама "Хизбалла" отказалась признаться в подготовке смертника, назвав разговоры об этом "клеветой сионистов".
Впрочем, к этому моменту все внимание СМИ было уже приковано к "Исламскому джихаду". На видеозаписи, упоминавшейся в начале этой статьи, Абдулла Бадрам заявил, что являлся членом "Аль-Кудс" - подразделения этой организации. А вскоре в Associated Press позвонил человек, представившийся Абу Тареком из сирийской штаб-квартиры "Исламского джихада", и заявил, что его организация несет ответственность за теракт и что он был проведен, так как срок перемирия истек.
Отделения "Исламского джихада", расположенные в Бейруте и на Западном берегу реки Иордан, также подтвердили эту информацию. Зато боевики этой группировки, действующие в секторе Газа, сообщили, что соблюдают перемирие с Израилем. Это навело наблюдателей на мысль о возможном расколе в рядах этой организации. Еще большую путаницу в дело внес заместитель генерального секретаря "Исламского джихада" Зияд ан-Нахаля, заявивший телеканалу "Аль-Джазира", что его организация не имеет к взрыву в Тель-Авиве никакого отношения.
Так что выяснить, кто же на самом деле завербовал Абдуллу Бадрама, скорее всего, не удастся. Что касается израильских властей, то они свое решение уже приняли. В создавшейся ситуации они не нашли ничего лучшего, чем обвинить во всем Сирию, якобы оказывающую поддержку "Исламскому джихаду" при подготовке терактов. Перенос внимания на сирийский след, с одной стороны, лишил Шарона необходимости портить отношения с Аббасом, а с другой - должен был понравиться США. В ближайшие дни сотрудники израильского Министерства обороны предъявят американским, британским и французским дипломатам доказательства причастности Сирии к теракту в Тель-Авиве.
Для Дамаска, чьи отношения с США и так находятся в плачевном состоянии, это утверждение Израиля весьма опасно. Глава сирийского МИДа уже заявил, что его страна не поддерживает "Исламский джихад" и что офис этой организации в его стране закрыт. Однако это вряд ли прозвучит убедительно для Вашингтона.
Елена Любарская