Главное
15:43, 4 марта 2005

Бензиновый рынок Петербурга становится прозрачным Смольный предлагает изменить правила распределения участков под АЗС

На 10 марта в Петербурге назначено проведение аукциона на право аренды земельных участков для строительства новых автозаправочных станций (АЗС), условия которого повергли в шок местных игроков топливного рынка.

На аукцион, помимо участков, выставляемых обычным порядком, будут выставлены и 30 участков (как считается - лучших), причем - единым лотом и по особым условиям. По словам вице-губернатора Петербурга Александра Вахмистрова, составляя этот лот, власти ориентировались на крупные интегрированные нефтяные компании.

Победитель аукциона, которому достанется этот лот, должен будет не только заплатить круглую сумму непосредственно за право аренды, но еще и гарантировать, что до конца года перечислит в бюджет города не менее 2 миллиардов рублей налогов (в том числе 100 миллионов рублей - обязательно от торговли бензином на АЗС). А кроме того - еще и материально обеспечить "словесную" гарантию: подтвердить ее 300-миллионным депозитом, который город спишет в бюджет, если не получит необходимой суммы налогов.

Петербургские операторы категорически не одобрили такой подход. По их мнению, он создает привилегии для крупных компаний и потому противоречит закону. В своих обращениях к губернатору Петербурга Валентине Матвиенко и в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) трейдеры утверждают, что установленный порядок продажи противоречит и налоговому, и гражданскому, и земельному праву, а также - и закону "О конкуренции". Они требуют, чтобы ФАС возбудила дело против Смольного и обратилась в прокуратуру и суд для отмены распоряжения о проведении торгов, а заодно - и для запрета проведения аукциона.

Причину беспокойства петербургских трейдеров понять не сложно. Им совершенно ни к чему появление в городе мощного конкурента, который не связан принятыми на петербургском рынке порядками и к тому же ориентирован на многолетнюю дружбу с городскими властями. В таких условиях даже обычная работа нового игрока, если он всего лишь начнет автономно снабжать город качественным топливом по разумным ценам, выглядит угрозой, которая, судя по всему, всерьез беспокоит петербургских операторов.

Сегодня они практически открыто диктуют свои условия топливному рынку города. Достаточно вспомнить 2 дня 1999 года, в течение которых топливо практически на всех АЗС Петербурга подорожало в 2,5 раза. Хотя Страсбургский суд по правам человека и усмотрел в этом признаки картельного сговора (официальное заключение суда имеется в петербургском территориальном антимонопольном управлении), тем дело и закончилось.

И сегодня Смольный утверждает, что на городском топливном рынке практически отсутствует конкурентная среда, качество топлива остается безобразным, а финансовая отчетность АЗС - ниже уровня критики. Мрачноватую картину лишь подтверждают практически одинаково удручающие результаты нечастых выборочных проверок.

Администрацию Петербурга, неожиданно для многих изменившую привычные условия аукциона, поймет население города, в первую очередь - автомобилисты. С их точки зрения, предпринятая властями города акция - это разумный и решительный шаг в сторону более цивилизованного топливного рынка, выгодного как городу, так и потребителю. Более того - шаг, способный принципиально изменить ситуацию на рынке.

Петербург заинтересован в крупных, прозрачных и ответственных операторах, способных как обеспечить город качественным топливом по приемлемым ценам, так и выступить заинтересованным партнером власти при реализации крайне нужных городу социальных программ. Да и бюджет такой оператор сможет пополнять более существенно и аккуратно, чем это делается сейчас.

Петербургская власть пошла путем компромисса, выразив готовность предоставить участки под строительство АЗС как местным операторам, так и крупным иногородним "пришельцам". Вопреки громким обвинениям в дискриминации, она даже приняла меры для защиты петербургских операторов. Ведь по условиям аукциона, новые для топливного рынка Петербурга компании должны будут перечислить в бюджет города втрое больше, чем уже работающие в городе (и это удовольствие им обойдется в 10 миллионов долларов!).

Однако даже такое решение вызвало болезненную реакцию петербургских операторов. Фактически они предъявили губернатору города Валентине Матвиенко ультиматум, которого она, в свою очередь, не испугалась. Валентина Матвиенко способна при необходимости демонстрировать бойцовские качества. Ближайшее будущее, скорее всего, явит этому еще одно подтверждение.

Мария Круглова