Человек - существо, склонное ценить разного рода проявления прекрасного. Считается, что от животных его отличает, в том числе, способность любить искусство. Поэтому он регулярно испытывает потребность в нетрадиционных для животного мира вещах - например, потребность в музыке.
История музыки и способов ее воспроизведения и записи весьма обширна. Однако нельзя не признать, что за последние 100 лет человечество в этой сфере, как и во многих других, достигло ранее невиданных высот и что в настоящее время в нашем распоряжении имеются технологии, позволяющие в кратчайшие сроки заполучить запись почти любого музыкального произведения. Среднестатистический владелец компьютера со звуковым адаптером и достаточно быстрым подключением к Интернету обладает почти неограниченными возможностями в выборе той музыки, которая наиболее ему по вкусу. Потому что в Интернете имеется почти всё. Другое дело, нужно ли за это платить и как это делать, если нужно.
Массовая компьютерная музыка начиналась с систем простейших генераций звуковых сигналов, которые оформились в единое "массовое" компьютерное устройство PC Speaker - оно и по сей день присутствует почти в любом компьютере платформы IBM PC. Во времена первичной массовой компьютеризации уже существовало достаточно программ, использующих простейшие возможности PC Speaker'а и звуковых систем других платформ для создания и прослушивания различного рода "электронной" музыки, созданной из базовых звуковых сигналов.
По мере увеличения среди компьютерщиков числа неравнодушных к музыке людей звуковые технологии стали развиваться - появились специальные звуковые карты, возможности которых были куда богаче "спикеров", и всевозможное ПО, работавшее со звуком. Когда компьютеры начали объединяться в сети - в локальные, а затем и глобальные, способность компьютеров к музицированию привела к возникновению новых социальных явлений.
Простейшие возможности массовых ПК на раннем этапе компьютеризации породили так называемые "трекеры" (от слова track - "дорожка") - программы, позволяющие сочинять музыку из коротких звуковых фрагментов, проигрывая их по заданной программе и накладывая один на другой. Готовые файлы первого массового трекера имели расширение .mod ("modules"), поэтому созданную с их помощью музыку принято называть "mod-музыкой".
В результате с распространением сетей FIDONet и Internet стали возникать своеобразные "клубы по интересам", объединявшие "трекерных" музыкантов - люди писали музыку сами и свободно обменивались ею между собой, создав музыкальный аналог программистской идеологии "open source" (свободного бесплатного ПО). Со временем эти объединения превратились в довольно серьезное международное движение, условно называемое "демосценой". Demo - это компьютерный видеоклип, созданный исключительно программными методами в домашних условиях. Поклонники этого вида искусства в начале-середине 1990-х годов разработали своеобразный "культ", а "mod-сцена" стала его частью, хотя во многом она всегда была и остается обособленной.
По мере совершенствования трекерных технологий повышалось и качество "свободной" музыки, которое вскоре стало в среднем вполне сравнимо с качеством профессиональной продукции. Учитывая, что mod-музыка традиционно распространяется по "открытым" принципам, mod-композиторы обычно и не пытаются зарабатывать на ее создании, сочиняя музыку "от души". Что приводит к появлению многочисленных шедевров, с которыми многое из профессиональной музыки сравнения не выдерживает. Впоследствии по похожим принципам стали действовать и "обычные" "местечковые" музыканты, распространяющие свои записи на базе сайтов, наиболее популярным из которых являлся (до смены владельца) культовый mp3.com.
Общее развитие технологий в какой-то момент позволило полноценно использовать ПК в качестве бытовой аудиосистемы. Компьютеры начали оснащаться CD-приводами, с помощью которых можно было уже не только проигрывать музыку, но и копировать ее на жесткий диск. Музыка, скопированная в "сыром" виде (например, в формате .wav), занимает на носителе очень много места, поэтому для полноценной работы с ней были необходимы носители большой емкости, которые на заре компьютеризации доступны были далеко не всем. Для борьбы с этой проблемой ведущими производителями компьютерной техники и ПО разрабатывались технологии сжатия медиафайлов (графики, звука и видео). В определенный момент наибольшего успеха в области звуковой компрессии добилась немецкая исследовательская фирма Fraunhofer Gesellschaft, создавшая стандарт сжатия звука MPEG-1 Layer III, известный как MP3.
Файлы, закодированные в mp3, занимают примерно (усредненно) в десять раз меньше места на носителях, чем wav-файлы (условно говоря, 1 мегабайт - 1 минута звука), и когда общепринятые носители стали достаточно вместительными (стандартный CD-диск - 650 мегабайт, то есть более 10 часов mp3-звука вместо 74 минут записи в стандартном формате Audio CD), а скорость и устойчивость интернет-соединений стала достаточной для передачи mp3-файлов между разными компьютерами, возник mp3-рынок, участники которого изначально даже и не думали о каких-либо авторских правах.
Места для поиска музыки в Интернете "забесплатно" традиционно делятся на mp3-архивы и файлообменные сети. История их появления и развития богата и насыщенна. Начинались они с альтруистических усилий отдельно взятых пользователей, которым не жалко было поделиться своей музыкой с другими абонентами. Затем появился класс собирателей-архивариусов, организовывавших ftp-серверы, где для того, чтобы что-то скачать, надо было предварительно что-нибудь закачать.
Впоследствии появились и файлообменные сети, где никакого специального сервера заводить было не надо, а надо было просто установить на своем компьютере клиентскую программу (в большинстве случаев программа называлась Napster) и задать директорию для размещения файлов общего доступа. Из содержимого общих папок составлялась база данных, по которой все участники сети искали то, что им нужно. Естественно, сети эти были доверху набиты всевозможным контрафактом. Любители технологий долгое время беспрепятственно играли в коммунизм, пока это не стало чересчур популярным среди жителей стран Запада занятием.
К тому времени самой большой и популярной пиринговой сетью являлась сеть Napster, управляемая одноименной компанией, которую создал американский студент Шон Фэннинг (Shawn Fanning). Свою программу, ставшую основой сети, Фэннинг, которого называют "отцом" файлообменной идеологии, разработал в 18 лет. Против Napster выступила американская Ассоциация производителей звукозаписи (RIAA), которая представляет интересы крупнейших американских правообладателей. RIAA подала серию исков против компании Фэннинга, обвиняя его в нарушении авторских прав музыкантов, чьи композиции распространялись по ее сети. В качестве "показательного" правообладателя выступила известная рок-группа Metallica. Фэннинг настаивал на том, что его фирма только производит программное обеспечение, а то, чем меняются в сети пользователи, от Napster не зависит. Однако в 2001 году суд постановил блокировать распространение по сети всех контрафактных файлов, а впоследствии было принято и решение об окончательном закрытии Napster.
Но идею Фэннинга задушить уже было невозможно. Стали расти альтернативные файлообменные сети, которые учитывали главный недостаток Napster - наличие единого "центра", который может стать объектом судебного иска. Наибольших успехов в деле программирования таких сетей добилась студия Nullsoft, с 1998 года разрабатывающая самый популярный в мире программный mp3-плейер WinAmp - она создала механизм Gnutella, реализующий именно эту задачу.
Правообладатели же решили идти до конца и приступили к системной "зачистке" Интернета, подавая выборочные иски против организаций и частных лиц, ответственных за появление в Интернете нелегальной музыки. К RIAA присоединилась ассоциация американских кинопроизводителей MPAA, а за ними в коалицию вступили и остальные крупные мировые ассоциации правообладателей. На каком-то этапе звучали призывы объявить незаконным весь формат mp3 как таковой, потому что именно он стал главным пиратским стандартом (пусть после него были разработаны и другие, более эффективные). Из-за этих трений ведущие производители аудиотехники долго не могли начать массовое производство бытовых аудиоустройств с поддержкой mp3, хотя это обещало принести ощутимые прибыли (и уже успешно приносило производителям "неведущим"). Однако летом минувшего года спецификацию mp3 признала даже фирма Sony, державшая оборону до последнего, и теперь функциями проигрывания mp3 оснащено все, что только можно.
Как было сказано, правообладатели пошли войной и на публичные mp3-архивы, которые стали постепенно закрываться или по крайней мере менять методы работы. Многие владельцы архивов переориентировались на "внутреннюю" аудиторию, блокируя доступ для посетителей из других стран или вводя обязательную регистрацию.
Сторонники авторских прав начали войну против пиратства со своей "вотчины" - США и других индустриально развитых стран, нещадно штрафуя нарушителей, в том числе простых граждан, установивших у себя на домашнем компьютере клиент Napster или KaZaa. Или просто имеющих на жестком диске какие-нибудь "не те" файлы с расширением mp3. По оценкам правообладателей, в год музыкальная индустрия теряет от деятельности пиратов 2,4 миллиарда долларов. Сторонники авторских прав обещают добраться и до "рассадника пиратства" - стран, не относящихся к мировым лидерам индустриального развития.
Так, в декабре 2003 года Международная федерация звукозаписывающей индустрии IFPI подала иск против подмосковного завода "Руссобит-софт", который производит компакт-диски. Федерация обвинила завод в производстве многочисленного контрафакта и потребовала компенсацию в размере 1,3 миллиона долларов, но Арбитражный суд Московской области ей отказал через год после начала разбирательства. Федерация собирается инициировать дело заново, а тем временем готовит процесс против популярного российского сайта Allofmp3.com, который давно и успешно торгует музыкальными файлами с композициями множества мировых исполнителей по цене около 10 центов за штуку. В заявлении о своей копирайтной политике сайт утверждает, что действует на основании договоров с Российским обществом по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС), делая отчисления в пользу авторов.
Несмотря на то, что процедуру "скачивания музыки по Интернету" одно время пытались вовсе объявить непристойным занятием, мимо рыночного потенциала такой технологии крупным компаниям пройти было нельзя. В мае 2003 года фирма Apple, создавшая самый на сегодня популярный в мире портативный mp3-плейер iPod, открыла первый музыкальный интернет-магазин iTunes Music Store. По сути он является тем же онлайновым музыкальным архивом, но при этом выполняет роль легального магазина, так как вся музыка в нем размещена с разрешения правообладателей (и закодирована в специальном формате). Цена одной композиции - 99 центов вне зависимости от исполнителя и альбома. Необходимо оплатить покупку и скачать песню, после чего она оказывается в распоряжении покупателя. За первую же после запуска магазина неделю клиенты официально - за деньги - скачали более миллиона файлов.
Новый рынок заметили все высокотехнологичные компании, и помимо Apple на нем готовилась развернуться Microsoft и другие крупные игроки. Одна из компаний-партнеров Microsoft - Roxio (бывшая Adaptec) - даже выкупила многострадальный бренд Napster, создав на его базе еще один легальный музыкальный магазин. Теперь детище Шона Фэннинга, воплощенное в имидже схематичного кота-меломана в наушниках, символизирует технологическую революцию в музыкальном потреблении, стихийно поднявшуюся из народных масс, но вставшую в итоге на сторону закона.
Недавно обнародованные данные IFPI свидетельствуют, что в 2004 году потребители в США и Европе купили через Интернет 200 миллионов записей, что в 10 раз превышает уровень 2003 года. Прибыли от продажи музыки через Интернет увеличились в шесть раз, достигнув 330 миллионов долларов. Число песен, проданных через iTunes, в начале 2005 года превысило 250 миллионов.
На этом фоне звукозаписывающие компании уже подумывают о повышении "отпускных" цен на свою продукцию для оптовых закупщиков. По сведениям газеты The Financial Times, крупнейшие правообладатели объявили, что начальные цены для интернет-реселлеров были занижены для стимуляции роста рынка. Теперь пришло время цены повышать, чтобы прибыли были в балансе с себестоимостью исходного продукта. Реселлеры заявляют, что рынок еще не оформился до конца, и повышение цен может привести к обратному "скатыванию" аудитории в пиратство. Переговоры только начинаются, и их итог пока неизвестен.
Вместе с тем рынок интернет-музыки уже претерпевает внутренние изменения. Шон Фэннинг, продав Napster, основал в Калифорнии программистскую компанию Snocap, которая продолжила работу над созданием механизмов пирингового файлообмена. Однако сети, которые можно построить на базе продукции Snocap, учитывают все возможные аспекты работы с авторскими правами, и по таким сетям невозможно будет передавать контрафакт.
В минувший четверг Фэннинг выступал перед публикой по случаю того, что его фирма подписала договор о сотрудничестве с одним из крупнейших производителей фонограмм Sony BMG. Договор с медиагигантом Universal у него уже был, а с другим гигантом EMI ведутся переговоры. Медиаимперии собираются строить на базе технологии Фэннинга легальные пиринговые сети.
В своей речи Фэннинг объявил, что файлообмен откроет для музыкальной индустрии новые горизонты - с той же легкостью, с какой музыка добывалась по пиратским сетям, можно будет скачивать различные медиафайлы легально (разумеется, за деньги). Технология "защищенного" пиринга позволит пользователям почувствовать себя в привычной "нелегальной" среде, но при этом они не будут являться нарушителями закона. Далее, в разных магазинах, у которых могут быть разные договоры с поставщиками, та или иная музыка может отсутствовать, в "объединенной" сети вероятность возникновения таких проблем существенно меньше. Кроме того, по сети будет равномерно распределяться интернет-трафик, что позволит избежать нагрузок на центральные серверы интернет-магазинов.
Не склонны демонизировать файлообмен по Интернету и сами артисты, интересы которых представляют те самые правообладатели. В минувшем декабре мониторинговый центр Pew Internet and American Life Project обнародовал данные опроса, проведенного среди популярных музыкантов и актеров об их отношении к Интернету. Большинство опрошенных артистов не усматривают в Интернете угрозы, а наоборот, видят в нем площадку, с помощью которой можно эффективнее общаться со своими поклонниками и привлекать внимание к своей деятельности. По мнению 47 процентов опрошенных, непосредственно файлообменные сети действительно наносят музыкантам материальный ущерб, однако 43 процента считают, что они при этом способствуют популяризации творчества исполнителей.
Многие музыканты в последнее время сами активно используют Интернет для распространения своей музыки непосредственно "из первых рук". Например, помимо дисков с альбомами, они выпускают дополнительные "бонусы", которые не продаются в магазинах. Зато их можно скачать с сайтов музыкантов - бесплатно или за деньги.
Сергей Рублёв