Израильские власти передали город Иерихон, расположенный на Западном берегу реки Иордан, под контроль палестинских сил безопасности. Собственно, смена власти в Иерихоне займет около месяца, но главное - процесс пошел. На очереди еще четыре города - Тулькарм, Калькилия, Вифлеем и Рамалла. Теперь все зависит от того, сможет ли нынешний глава ПА Махмуд Аббас заставить радикальные палестинские группировки соблюдать условия перемирия с Израилем.
Иерихон однажды уже находился под контролем палестинцев в соответствии с соглашениями, принятыми в Осло в 1993 году. Но в 2002 году израильские войска вновь вошли в город в связи с активизацией палестинских боевых группировок.
Вторично принципиальное решение о передаче города было принято месяц назад на встрече в египетском курорте Шарм-эль-Шейхе. 12 февраля премьер-министр Израиля Ариэль Шарон и Махмуд Аббас договорились о том, что пять палестинских городов на Западном берегу отойдут под полный контроль палестинской администрации в течение трех недель последующих недель. За неделю до этого, 6 февраля, Израиль приостановил силовые операции против 300 палестинских боевиков, разыскиваемых израильскими службами безопасности.
При этом сторонам предстояло решить множество технических вопросов. Например, о блокпостах. После отказа палестинской стороны принять первоначальный израильский план, Иерусалим пошел на некоторые уступки - было решено, что один блокпост остается за Израилем, два других - за Палестинской автономией.
Израильтяне согласились также передать под контроль палестинских сил безопасности арабскую деревню Хирбет аль-Уджа, расположенную в 10 километрах к северу от Иерихона, между трассой № 90 (соединяющей Мертвое море и озеро Кинерет) и границей с Иорданией. При этом были введены следующие ограничения: сотрудники палестинской полиции в Хирбет аль-Удже могут перемещаться только в форме, имея при себе из оружия лишь табельный пистолет, а выезжать из этой деревне они будут только по дороге, ведущей в Иерихон. Сама трасса № 90 остается под полным контролем сил безопасности Израиля.
Также было решено, что проезд палестинцев через КПП "Веред Иерихон" в город Иерихон не будет контролироваться израильтянами, но при проезде в обратную сторону палестинцы должны будут проходить израильский контроль. Блокпост "Иерихон-Рамалла" снимается, а блокпост "Ноам" (к северу от Иерихона) переносится дальше на север.
Внутри самой "иерихонской зоны" вооруженные палестинские полицейские получат право беспрепятственного проезда и будут осуществлять там полный контроль.
Однако окончательный этап переговоров едва не оказался на грани срыва из-за слов Махмуда Аббаса, объявившего, что как только Иерихон окажется под контролем палестинцев, власти ПА сразу же освободят из тюрьмы Ахмеда Саадата и Фуада Шубаки. По крайней мере, об этом высказывании палестинского главы сообщили ряд СМИ.
Заявление Аббаса вызвало в Израиле крайне негативную реакцию. Дело в том, что Саадат был задержан палестинскими спецслужбами по требованию властей Израиля как организатор убийства израильского министра туризма Рехавама Зеэви в октябре 2001, а Шубаки оказался в тюрьме в мае 2002 года после того, как Израиль передал палестинскому руководству документы, свидетельствующие о его непосредственной причастности к контрабанде вооружений для палестинских террористов на судне Karin-A (судно было перехвачено израильскими пограничниками 4 января 2001 года в Красном море). В настоящее время оба палестинца сидят в иерихонской тюрьме.
Узнав о словах Аббаса, ираильский министр обороны Шауль Мофаз тут же предупредил: "Если они будут освобождены, то в кратчайшие сроки окажутся у нас в руках". Министр иностранных дел Сильван Шалом выразился мягче, но подчеркнул, что освобождение Саадата и Шубаки "станет стимулом для террористов; естественно, не с этой целью мы передаем Иерихон палестинской администрации".
Позже страсти немного улеглись - было объявлено, что палестинская администрация в ближайшее время не будет рассматривать вопрос об освобождении двух боевиков. Но остается вопрос - для кого Аббас сделал такое заявление? Вряд ли для Израиля - Аббас не может не отдавать себе отчет в том, что подобными фразами способен в одну минуту похоронить всю предыдущую работу.
Следовательно, слова Аббаса предназначались для другой аудитории - а именно, для лидеров радикальных палестинских группировок, с которыми Аббас в настоящее время проводит переговоры в Каире, пытаясь убедить их в необходимости пойти на перемирие с Израием. С точки зрения "непримиримых", прекращение огня сроком на год - это не то, что нужно палестинцам. Прежде всего, они требуют освобождения тысяч палестинских заключенных - и обязательно под строгие международные гарантии. Но Израиль идет на это с большой неохотой.
На встрече в египетской столице Аббас предупредил "радикалов", что терпение Израиля не безгранично и любые отсрочки и новые условия будут работать против Палестинской автономии. Такой же намек палестинцы получили и со стороны египтян - шеф египетской разведки Омар Сулейман предупредил, что им стоит поторопиться с принятием решений, если они вообще хотят увидеть, как Израиль уходит с Западного берега.
Израильский премьер Ариэль Шарон пока что придерживается прежней позиции - то есть признает, что благодаря Аббасу на территориях установилось определенное спокойствие, но считает, что этого явно недостаточно - прежде всего потому, что до сих пор не расформированы вооруженные группировки, ведущие интифаду.
При этом всем сторонам крайне важно сохранить лицо. Аббас должен демонстрировать, что он проводит свою линию и выражает чаяния большей части палестинцев, а соглашаясь на требования Израиля, с одной стороны, и ХАМАС, с другой, он, в принципе, делает им одолжение. ХАМАС, создавший себе политический капитал на ненависти к "сионистскому оккупационному режиму", не может просто так взять и объявить, что соглашается на предложения Аббаса и принимает условия перемирия с Израилем. В свою очередь, "ястреб" Шарон тоже дорожит своей репутацией человека, не идущего на уступки террористам.
Тем не менее, диалог, судя по событиям в Иерихоне, не просто идет, но и довольно успешно продвигается к конечной цели - полному размежеванию между ПА и Израилем. Аббасу хочется усидеть в кресле главы ПА, Шарону - добиться от палестинцев, чтобы они не мешали ему увести поселенцев и войсковые подразделения с ряда территорий на Западном берегу, а лидерам ХАМАС - показать, что они имеют реальное влияние на ситуацию. А значит, процесс ближневосточного урегулирования все-таки сдвинулся с мертвой точки.
Сергей Карамаев