В нынешнем году взаимодействие органов государственной власти и крупных градообразующих предприятий должно частично перейти на электронную основу. Об этом заявил заместитель Генерального директора Магнитогорского металлургического комбината Геннадий Сеничев, курирующий реализацию данного проекта в рамках ФЦП «Электронная Россия». В настоящее время при участии специалистов ММК уже разработана «Концепция взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с системообразующими предприятиями реального сектора экономики на базе ИКТ» и начаты работы по созданию типовых программных решений, призванных оптимизировать существующую систему взаимоотношений между государством и крупным промышленным бизнесом.
Сейчас взаимоотношения между органами государственной власти и крупными промышленными предприятиями строятся на основе бумажного документооборота. Это обуславливает их сложность и низкую оперативность. В результате государства теряет эффективность в управлении экономикой, а бизнес не имеет возможности интенсивно развиваться и теряет в прибыли. В частности, сам Магнитогорский металлургический комбинат оценивает собственные потери в десятки миллионов долларов США в год.
Решение о создании новой современной информационной инфраструктуры взаимодействия государства и крупного промышленного бизнеса было принято в конце прошлого года в ходе встречи министра по информационным технологиям и связи Леонидом Рейманом и Генеральным директором Магнитогорского металлургического комбината Виктором Рашниковым. Учитывая национальный характер проекта, его решено было включить в состав ФЦП «Электронная Россия».
Выбор ММК в качестве пилотной зоны проекта был обусловлен высокой технической оснащенностью комбината и наличием огромного опыта реализации крупных ИТ-проектов. На комбинате внедрена одна из наиболее мощных в Европе ERP систем на базе Oracle. Это позволяет комбинату решать самые сложные задачи в области электронного взаимодействия и обмена данными. Помимо этого комбинат высказал готовность вложить собственные средства в реализацию данной задачи на условиях софинансирования.
По словам специалистов ММК, сейчас можно выделить три направления, информатизация которых позволит с одной стороны повысить эффективность работы крупнейших российских промышленных предприятий, а с другой стороны укрепить контроль государства за развитием экономической и социальной сфер.
Во- первых, это контроль за недропользованием и экологией. Системообразующие промышленные предприятия являются крупнейшими потребителями природных ресурсов и источниками потенциальной угрозы техногенных катастроф. И государство и само предприятие обоюдно заинтересованы в сохранении нормальной экологической ситуации вокруг производства. Для успешного решения этой задачи требуется создание единой информационной системы экологического мониторинга, куда стекались бы экологические показатели работы предприятия, осуществлялся бы их комплексный анализ и в случае возникновения экологической опасности определялся бы комплекс мер по ее устранению.
Во - вторых, это таможенное налогообложение, главным образом в области возврата экспортного НДС. Вследствие того, что промышленное производство в основном сконцентрировано в центре страны, и оформление документации на поставку продукции за рубеж осуществляется на приграничных терминалах, проходит очень много времени прежде чем таможенные органы получают необходимые подтверждения о пересечении груза границы и отдают распоряжение о возврате НДС. Этот срок может занимать до 2 месяцев. Для примера, на сегодняшний день долг государства ММК по возврату НДС составляет 1,6 миллиардов рублей. Это те деньги, которые вырваны из оборота комбината, и не могут быть использованы менеджментом в процессе экономического и технологического развития предприятия.
И в-третьих, это социальная сфера. И государство и системообразующие промышленные предприятия параллельно друг с другом осуществляют широкий комплекс социальных программ, включая выплату пенсий, обеспечение медицинским обслуживанием, содержание санаторно-курортных и учебно-воспитательных учреждений. Необходима оперативная систематизация данных об этих социальных программах с тем, чтобы гарантировать равную социальную защиту для всех граждан и обеспечить целевое использование выделенных на эти цели финансовых средств.
Данные проблемы являются похожими для всех крупных промышленных предприятий. Поэтому в соответствии с требованиями министерства по информационным технологиям и связи решения, создаваемые специалистами ММК в рамках ФЦП «Электронная Россия», должны быть типовыми. Это предполагает возможность их использования на любом отечественном промышленном предприятии. Таким образом, удастся значительно сократить стоимость внедрения подобных систем и создать единые организационные регламенты взаимодействия органов власти и большинства промышленных предприятий в масштабах страны. В результате будет создана принципиально новая система взаимоотношений государства и бизнеса, которая, используя преимущества современных информационных технологий, позволит устранить значительную часть административных барьеров, препятствующих нормальной работе отечественной промышленности.