Главное
22:42, 11 апреля 2005

Убийство генерала ФСБ: подозреваются все У Анатолия Трофимова было слишком много потенциальных врагов

В Москве убит генерал-полковник ФСБ в отставке и бывший руководитель московского управления службы Анатолий Трофимов. 65-летнего генерала, а также его гражданскую жену Татьяну расстреляли в двух шагах от их дома. В заказном характере убийства правоохранительные органы не сомневаются. За 30 лет работы в спецслужбах и более десяти - в бизнесе, Трофимов наверняка приобрел немало врагов. Теперь следователям нужно понять, кому из них генерал досадил больше всего.

Убийца нормального телосложения

10 апреля около половины восьмого вечера Анатолий Трофимов с семьей подъехал к своему дому (номер 11 по улице Клязьминская) на черном Jeep Cherokee. Как удалось выяснить изданию "Коммерсант", они возвращались из роддома, где навещали недавно родившую сестру жены Трофимова, 28-летней Татьяны Копытцевой. Выйдя из машины, супруги, с которыми была их 4-летняя дочь, направились к подъезду. В этот момент, по словам очевидцев, к ним подбежал сзади человек в маске, который расстрелял Трофимова и его жену, попытавшуюся убежать. Маленькую дочку киллер не тронул. Предположительно, он скрылся на машине, в которой его ожидал сообщник.

Получивший не менее трех огнестрельных ранений Анатолий Трофимов скончался на месте. Как рассказала телекомпании НТВ одна из местных жительниц, проходившая мимо и увидевшая на земле двух человек, Копытцева была еще в сознании. Приехавшая "скорая помощь" забрала пострадавшую в 81 городскую клиническую больницу, однако спасти ее не удалось. Жена Трофимова скончалась через несколько часов от ранения в голову.

Стрельба во дворе дома на Клязьминской улице могла стоить жизни еще кому-то из его жильцов - одна из пуль попала в окно квартиры на первом этаже, рикошетом отскочила от противоположной стены и упала на пол. По счастливой случайности, людей на ее пути не оказалось.

Со слов очевидцев был составлен фоторобот исполнителя преступления, который, впрочем, вряд ли поможет в его поисках. Как сообщил представитель оперативно-следственной группы, созданной для расследования убийства Трофимова, "это мужчина нормального телосложения, ростом примерно 1 метр 80 сантиметров". Он был одет в белую спортивную куртку до пояса, и, как и бывает в подобных случаях, на голове у него была черная маска с прорезями для глаз.

Введенные в столице спецпланы "Перехват" и "Вулкан-5" никаких результатов не принесли. Несмотря на то, что в оперативно-следственную группу по расследованию преступления вошли самые опытные сотрудники МВД, ФСБ и московской прокуратуры, до сих пор не удалось задержать ни одного подозреваемого.

Всюду враги

В данном деле поле для работы у следователей широкое. Они и сами признают, что пока не могут определиться с основной версией убийства. В равной степени причиной убийства могла послужить как коммерческая деятельность Трофимова, так и его работа в спецслужбах.

Правда, свое мнению по этому вопросу уже сформировал вездесущий бывший подполковник ФСБ Александр Литвиненко, высказывания которого по поводу событий в России регулярно доносятся из Лондона, где он получил политическое убежище. По мнению бывшего коллеги убитого, Трофимов стал жертвой политического заговора.

"Я не верю, что генерала Трофимова убили из-за коммерческой деятельности. В сегодняшней России никакой коммерсант ни при каких обстоятельствах не поднимет руку на генерала ФСБ", - заявил Литвиненко в эфире радиостанции "Эхо Москвы". По его словам, Трофимов был противником назначения Путина на пост главы ФСБ в 1998 году и не поддерживал войну в Чечне, "хотя открыто, конечно, по этому вопросу не выступал". Что касается профессиональных качеств Трофимова, то Литвиненко, знакомый с ним лично, оценил их очень высоко: "Я никогда не встречал профессионалов столь высокого класса среди генералов ФСБ".

Пожалуй, самые известные недруги Трофимова - это советские и российские диссиденты. В 1970-ые годы он возглавлял пресловутое 5-ое отделение КГБ, усилиями которого за решетку попали многие правозащитники. Трофимов лично вел дела таких известных диссидентов, как Сергей Ковалев, Алекандр Болонкин, Натан Щаранский, Виктор Орехов, Александр Подрабинек, Кронид Любарский, Сергей Григорьянц и другие. Многие из них не могли забыть руководителя 5-ого отделения долгие годы и с началом перестройки пытались привлечь к суду за фабрикацию политических дел. "Мы добиваемся, чтобы Анатолий Трофимов стал одним из подсудимых "Нюрнберга-2" - процесса над бывшим руководством КПСС и КГБ", - заявил в 1995 году в интервью эмигрировавший в США ученый и правозащитник Александр Болонкин. В 1990-ые Трофимов внимательно следил за деятельностью Валерии Новодворской, которая отвечала ему острой критикой.

В то же время отметился Трофимов и на поле битвы с преступным миром. После пятого он возглавил третий отдел комитета госбезопасности - по борьбе с организованной преступностью, а затем стал замначальника Московского управления КГБ. На этих постах Трофимов участвовал в расследовании множества громких дел государственного уровня - "дело Елисеевского гастронома" (директор магазина Юрий Соколов за получение взяток от высокопоставленных лиц был приговорен к расстрелу), "дело "Океана" (привело к аресту замминистра Рытова и начальника "Рыбпромсбыта" Рогова, а также отставке министра Ишкова за коррупцию в Министерстве рыбного хозяйства СССР), "хлопковое дело" (окончилось заключением под стражу несколько сотен человек за огромные приписки при поставках хлопка из Узбекистана в Россию) и многие другие.

Сгорел на работе

Работа Трофимова в ФСБ в последние годы не была безоблачной, так как, по всей видимости, претензии к нему начали возникать не только со стороны его жертв, что вполне естественно, но и со стороны покровителей и начальства. С поста главы УФСБ по Москве генерал Трофимов был уволен в 1997 году. Указ "об освобождении от занимаемой должности" Борис Ельцин подписал 20 февраля. Как отмечалось в указе президента, Трофимов снят "за грубые нарушения, вскрытые проверкой Счетной палаты РФ, и упущения, допущенные в служебной деятельности". В частности, проверяющие ставили Трофимову в вину, что его управление слишком активно сотрудничало с коммерческими банками "Супримэкс-банк" и "Возрождение". О других подробностях столь резкого обрыва карьеры ничего не известно.

Вместе с тем стоит вспомнить, что в середине 1996 года Трофимову было поручено расследование инцидента с сотрудниками предвыборного штаба кандидата в президенты Бориса Ельцина - Сергея Лисовского и Аркадия Евстафьева, которых поймали с коробкой из-под ксерокса, наполненной долларовыми купюрами (всего на сумму в 500 тысяч долларов). Вскоре после начала расследования свои должности потеряли директор ФСБ РФ Михаил Барсуков, начальник службы безопасности президента Александр Коржаков, с которым генерал был особенно дружен, и вице-премьер Олег Сосковец. Вслед за ними уволили и Трофимова.

Кроме того, за два дня до отставки Трофимова разразился скандал, связанный с задержанием двоих сотрудников его управления по обвинению в торговле кокаином в крупных размерах. Таким образом, генерал мог поплатиться работой как за свои грехи, так и за грехи своих подчиненных. Тем не менее, казалось, что кроме потери высокой должности никакие другие последствия Трофимову не грозят.

Воспользовавшись накопленными за время работы в контрразведке связями, отставной чекист занялся бизнесом, и до вчерашнего дня его имя в новостных сводках не фигурировало. На момент убийства Трофимов, по словам следователей московской прокуратуры, занимал пост заместителя генерального директора крупной компании. Что за бизнес был у отставного генерала, пока не известно. Известно лишь, что Трофимов курировал деятельность нескольких крупных частных охранных предприятий, созданных другими бывшими сотрудниками ФСБ. Одно из них возглавлял сын Трофимова Борис.

Исходя из доступной информации, можно сказать, что конкретных зацепок у следствия не много. Одна из соседок Трофимова рассказала, что за несколько дней до убийства генералу угрожали. По всей видимости, женщина приукрашивала события на ходу, так как разные источники передают ее слова по-разному: по одной версии, неизвестные кирпичом погнули стойку второй машины Трофимова, по другой - выбили в ней стекла. Генерал тогда сказал соседке, что "это точно не хулиганы, и я знаю - кто".

Успел ли Трофимов поделиться с кем-то своими подозрениями, предстоит выяснить следователям. Окружная прокуратура Северного административного округа Москвы уже передала дело столичной прокуратуре в виду "сложности расследуемого дела, а также большого общественного резонанса". Правда, общественный резонанс - явление быстротечное и, скорее всего, очередное громкое убийство вновь повиснет в воздухе большим знаком вопроса.

Екатерина Рогожникова