Главное
21:05, 15 апреля 2005

По прокуратуре Махачкалы нанесли удар с воздуха В результате теракта в здании сгорело большое количество следственных документов

Утром в пятницу, 15 апреля, террористы нанесли новый удар по столице Дагестана. Около 9:20 утра в здании прокуратуры Ленинского района Махачкалы, расположенном на улице Ирчи Казака, произошел взрыв.

Теракт не привел к большому количеству жертв: по официальным сведениям, легкие ранения и контузии получили шесть человек, среди которых четверо сотрудников прокуратуры и двое прохожих. Пострадавшие были доставлены в больницу, после оказания первой медицинской помощи часть из них ушла домой.

МАГОМЕД АБДУЛХАЛИКОВ СЧИТАЕТ, ЧТО УДАР БЫЛ НАНЕСЕН С ВОЗДУХА. Кадр НТВ
Lenta.ru

Используй преступники более привычный способ - заминированный автомобиль, гранаты или просто бомбу, подброшенную на подоконник, жертв могло бы быть намного больше, так как прокуратура расположена в оживленной части города и в момент взрыва на улице, вероятно, было много людей.

Между тем теракт в прокуратуре был устроен достаточно нетрадиционным способом: взрыв произошел на крыше здания. По одной из версий, две бомбы были установлены там заранее, а потом их привели в действие при помощи дистанционного управления.

По другой версии, высказанной первым заместителем прокурора Дагестана Магомедом Абдулхаликовым, злоумышленники в прямом смысле слова "разбомбили" здание, сбросив взрывные устройства из окна одного из находившихся рядом домов.

Надежная крыша прокуратуры

По всей видимости, крыша прокуратуры, принявшая на себя основной, сильнейший удар (по предварительной информации мощность одной из бомб была эквивалентна 20 килограммам тротила, второй бомбы - 5-7 килограммам тротила), защитила от бомбы сотрудников прокуратуры, находившихся в здании, и прохожих.

Способ осуществления теракта заставляет предположить, что террористов могли интересовать не столько сотрудники прокуратуры, сколько документы, хранившиеся в здании. Дело в том, что в результате взрыва в прокуратуре начался сильный пожар, и хотя сотрудники успели вынести часть оргтехники, большая часть аппаратуры и документов, находившихся в здании, погибли в огне.

В пользу этой версии может свидетельствовать и тот факт, что для подрыва прокуратуры использовались бомбы без обычной "начинки" из гвоздей и различных металлических предметов, которая играет роль шрапнели и может сделать взрывы намного более смертоносными. Предполагается, что бомбы представляли собой металлические контейнеры, заполненные зажигательной смесью. Именно поэтому в здании начался столь сильный пожар.

Стоит отметить, что это не первое нападение на прокуратуру Ленинградского района Махачкалы. Менее месяца тому назад, 22 марта, у здания прокуратуры сработало взрывное устройство. Тогда взрывом были выбиты стекла, получили повреждения несколько стоявших рядом с прокуратурой машин. Люди в результате этого происшествия не пострадали.

"Весеннее обострение" дагестанских террористов

В последние несколько месяцев в военных сводках названия дагестанских населенных пунктов и имена уничтоженных или упущенных дагестанских террористов мелькают чуть ли не чаще, чем соответствующие новости из Чечни.

В результате серии мелких терактов, направленных против служб охраны правопорядка, только за март и первую половину апреля в Дагестане погибли по меньшей мере четыре человека, и еще более десяти человек получили различные ранения.

Большая часть терактов осуществлялась по одному и тому же шаблону: боевики закладывали самодельное взрывное устройство на пути следования милицейской патрульной машины и подрывали его, когда машина находилась в непосредственной близости. Еще в нескольких случаях террористы расстреливали машину милиционеров из автоматов.

Подобным же способом были организованы покушения на заместителя начальника Ленинского РОВД Ахмеда Магомедова, рядом с автомобилем которого был устроен взрыв 25 марта, и на начальника межрайонного отдела УБОП МВД Дагестана Сайгита Забитова, машину которого обстреляли 7 апреля. И тот и другой получили ранения.

В начале апреля лишь счастливый случай помог избежать серии значительно более масштабных терактов, жертвами которого могли стать десятки жителей республики. В ночь с седьмого на восьмое апреля в Буйнакске и в Махачкале взорвались две самодельных бомбы. В результате взрывов никто не пострадал. Еще два взрывных устройства были обнаружены и успешно обезврежены.

Между тем, неизвестно, стоит ли списывать все эти теракты и, в частности, пожар в прокуратуре, исключительно на радикалов, добивающихся создания какого-либо очередного независимого государства или восстанавливающих какую-либо очередную историческую справедливость.

Не секрет, что прокуратура занимается не только и не столько даже расследованием терактов, сколько более прозаическими делами, в частности - расследованием уголовных преступлений, хищений, взяточничества, деятельности ОПГ и так далее. Не могла ли именно эта ее деятельность и стать основной причиной упорства террористов, со второй попытки все же уничтоживших практически весь архив Ленинской прокуратуры?

Михаил Ткаченко