Главное
01:10, 20 апреля 2005

России не достался экономический аналог ядерного оружия Лидеры "Большой семерки" не спешат превращать ее в полноправную "восьмерку"

Александр Амзин (журналист, независимый медиаконсультант)

У каждого уважающего себя государства есть обязательные атрибуты - флаг, герб, гимн, границы, граждане и проблемы в области внешней политики. Так, некоторые латиноамериканские страны страдают от огромного внешнего долга, африканские - от затяжной войны, а одна восточноевропейская страна считает себя великой державой.

Но так устроен мир, что почти все великие державы являются членами "Большой восьмерки", причем семь из них - полноправные члены, а восьмую пускают только на некоторые заседания. Эта восьмая - Российская Федерация, и статус демократической великой державы она пытается завоевать с середины девяностых годов. В связи с этим можно спросить, что ей это даст и откуда вообще взялась эта самая "Большая восьмерка".

С шести до девяти: история группы

Раньше великую державу можно было узнать по статусу постоянного члена в Совете Безопасности ООН. Пять таких держав знает каждый школьник - это СССР, США, Великобритания, Франция и Китай. Право вето в ООН до сих пор называется правилом "единогласия великих держав". Однако управление современным миром через ООН не подходит для мироустройства, где основную роль играют экономические, а не военные отношения.

И если ранее великая держава отличалась от рядового государства особой ролью в истории или наличием ядерного арсенала, то теперь основной упор делается на ее экономическую мощь. В 1975 году президент Франции Жискар д'Эстен пригласил лидеров наиболее индустриально развитых капиталистических стран в Рамбуйе, что и послужило отправной точкой для создания "Большой шестерки". "Шестерка" превратилась в "семерку" через год, когда к группе присоединилась Канада. По совершенно очевидным причинам группа даже не думала о том, что ее ряды в будущем пополнит Россия - наследница коммунистического режима СССР. Однако уже с 1994 года Россия участвует во встречах после саммита глав "семерки", а с 1997 года представителей России приглашают, по настоянию Билла Клинтона, на большую часть совещаний. Кроме того, в 1996 году в Москве была проведена внеочередная встреча "Большой восьмерки", посвященная вопросам ядерного разоружения.

Для тогдашней России и Бориса Ельцина превращение "Большой семерки" в восьмерку стало знаковым событием. Правда, платой за почти полноправное вхождение в группу мировых лидеров стало сохранение нейтралитета по вопросу о продвижении НАТО на восток и проведение масштабных экономических реформ.

Россия до сих пор является тем кусочком мозаики, который выбивается из общей картины. Ведь для того, чтобы стать членом "Большой семерки", надо быть развитой промышленной демократией. По западным меркам Российская Федерация пока не может похвалиться ни развитой рыночной экономикой, ни демократическим устройством общества. Многие отрасли российской экономики непрозрачны для инвесторов, финансовая деятельность также затруднена из-за множественных ограничений.

Более того, относительно независимая позиция Москвы в выборе путей своего развития и улаживания внутренней ситуации не удовлетворяет многих политиков. Например, сенаторы Джон Маккейн и Джозеф Либерман в феврале 2005 года призвали Джорджа Буша исключить Россию из числа стран "Большой восьмерки". Мотивация проста: поведение России не отвечает минимальным стандартам демократического правления. Сенаторы считают, что членство России в работе в клубе великих держав следует приостановить до того момента, пока Россия как потенциальный кандидат в члены группы не начнет удовлетворять всем требованиям "семерки".

Предпоследний шаг к горизонту

Однако как бы ни старались злопыхатели-сенаторы, членство России в "восьмерке" приостановлено не будет. Во-первых, такой шаг означал бы, что ведущие демократии планеты ошиблись в России, а в этом официально не признается ни один мировой лидер. Во-вторых, Россия с 1994 года, когда ей впервые позволили участвовать во встречах после саммита, и так пребывает на положении "младшего брата". Постепенное повышение статуса нашей страны в "Большой семерке" - от речи Горбачева в 1991 году через формальный допуск 1994 года и до почти полноправного членства 1998 года - это фактическая калька роста российского кредитного рейтинга до уровня инвестиционного. Единственное отличие заключается в том, что рейтинг России растет много быстрее ее статуса в "восьмерке".

Со своей стороны Россия делает все для того, чтобы казаться полноправным членом "восьмерки". Например, она объявила о готовности присоединиться к инициативе финансовой "семерки" о стопроцентном списании долгов развивающимся странам. Долги этих стран России составляют 95 миллиардов долларов - одна только Куба должна нам свыше 20 миллиардов долларов.

Делается все для улучшения инвестиционного климата - во время встреч с представителями "восьмерки", состоявшимися 16-17 апреля, Алексей Кудрин упоминал о сокращении оттока капитала из страны в несколько раз. Министр финансов также пообещал улучшить макроэкономические показатели российской экономики - сдержать инфляцию и ускорить экономический рост. Одним из основных пунктов его выступлений всегда является смягчение инвестиционного климата.

Однако все это хотя и может выглядеть внушительно, не делает экономику России действительно прозрачной. Например, США настаивают, чтобы Россия сняла все ограничения на вывоз капитала и разрешила создавать на своей территории филиалы западных финансовых институтов. Россия на эти условия идет неохотно - во-первых, отрасль финансовых услуг у нас недостаточно развита, а во-вторых, ряд отраслей считаются стратегически важными и полноправное участие в них иностранных партнеров для России недопустимо.

Есть и другие требования. Например, для полноправного вступления в "восьмерку" следует сделать рубль конвертируемым. Фактически это означает оставить в качестве метода регулирования валютных курсов лишь интервенции Центробанка. А это может привести к сокращению золотовалютных запасов и чрезмерному укреплению рубля. В ситуации, когда значительная часть экономики зависит от валютных расчетов, это может больно ударить по сбережениям и зарплатам граждан.

И, наконец, необходимым, но не достаточным условием для присоединения к "восьмерке" является членство в ВТО. Здесь, кажется, для страны нет никаких препятствий кроме низкой конкурентоспособности отечественных производителей. Вступление в ВТО может повлечь за собой необходимость дополнительной поддержки, например, сельского хозяйства. Кроме того, есть страны, которые не хотели бы видеть Россию членом Всемирной торговой организации.

Что они могут

Если бы членство в группе G7 было просто статусным признаком, вряд ли Россия стала прикладывать такие усилия, чтобы примкнуть к этому клубу. Но все дело в том, что "Большая семерка" имеет сильнейшее влияние на мировую экономику. К примеру, одного только совместного заявления ее финансовых лидеров об активном противодействии ценам на энергоносители в середине апреля хватило для немедленного снижения цен на нефть до 8-недельного минимума.

Способность придать своим словам такой вес означает для России в первую очередь многократное усиление контроля над конъюнктурой мирового рынка, а также обеспечение влияния на мировые валютные и долговые рычаги, улучшение репутации страны при помощи статусного участия в программах по борьбе с бедностью и неблагополучием в мире. Членство в финансовой "восьмерке", таким образом, является экономическим аналогом ядерного арсенала.

Однако члены "семерки" осознают, что страны с несвободной экономикой не следует допускать до объединенной мощи промышленно-развитых лидеров. Поэтому они всеми силами препятствуют вхождению в группу таких могучих претендентов, как, например, Китай. "Большая семерка", если не считать Японию - это традиционный индустриальный Запад, который не желает связываться с китайским экономическим гигантом или самой крупной в мире страной, пытающейся как можно быстрее, с одной стороны, добраться до мирового финансового руля, а с другой - избавиться от зависимости от иностранных кредиторов.

Поэтому первое, что могут члены "Большой семерки" - не допускать Россию до финансовых инициатив группы. Второе - они могут указать ей на пример, который подает Евросоюз, недавно присоединившийся к "восьмерке" и фактически превративший ее в "девятку". Вот с его полноправным участием в клубе проблем наверняка не возникнет.

Во главе стола

Заседания "Большой восьмерки" целиком зависят от председательствующей стороны. Ежегодные саммиты возглавляет одна из стран клуба великих держав. Все обставлено так, будто один лидер приглашает к себе остальных для переговоров, как это в первый раз сделали французы. Статус России позволяет ей председательствовать, а значит - руководить саммитом и организовывать его, а также задавать темы обсуждений. С другой стороны, Россия не может участвовать в ряде заседаний, в частности, обсуждать экономическую политику.

Как раз в следующем году России предстоит председательствовать на заседаниях "восьмерки". Единственный способ сохранить при этом лицо - к 2006 году стать полноправным членом группы экономически развитых государств, чтобы иметь возможность наравне со всеми участвовать в заседаниях министров финансов и глав Центробанков остальных семи стран.

Однако замминистра финансов США уже заявил министру финансов РФ Алексею Кудрину, что Россия в будущем году не получит полноправного членства в "восьмерке" и будет участвовать лишь в ряде сессий. При этом представители "семерки" также подчеркнули, что экономика России, 16-я по величине в мире, недостаточно велика для полноправного вхождения в организацию.

Эпилог

Новейшая история российской внешней политики - это история платы за демократические идеалы. И часто цена за них оказывалась для нас неподъемной. Несомненно, великая держава должна входить не только в Совбез ООН. Великая держава держит под контролем мировую ситуацию на всех уровнях. Великая держава обычно не ведет боестолкновений на своей территории, не имеет неопределенного политического и макроэкономического будущего, а главное - ей не требуется никому доказывать, что она великая. Ведь никто из членов "Большой семерки", что сегодня оценивают российскую экономику, и не мечтает об экономическом росте, сравнимым с нашим. Никто из них не обращает внимание на то, что самая влиятельная из держав "семерки" имеет самый крупный дефицит торгового баланса. Поэтому в 2006 году Россия станет лишь формальным председателем саммита "Большой восьмерки".

В сложившейся ситуации главное не забывать, что за внешней политикой России кроются ее внутренние интересы. Поэтому вряд ли стоит торопиться с реформами и вступлением в ВТО ради того, чтобы потрафить членам "семерки".