У России есть две беды, заметил почти два столетия назад Николай Васильевич Гоголь, и одна из них ездит по другой, добавляют некоторые. Однако в больших городах непосредственно к проблеме движения автотранспорта прибавляется еще одна, зачастую неразрешимая - проблема парковки. Причем трудность здесь заключается не только в нахождении места для отдыха своего "железного коня", но и в вопросе оплаты этой, как считают парковщики, услуги.
Кто первым придумал брать деньги за стоянку, сейчас сказать трудно. Но зато можно вспомнить о том, сколько это стоит, например, на улицах столицы. За час парковки в самом центре Москвы, в начале Тверской, люди в желтых жилетах зачастую требуют несколько сотен рублей, а простояв минут двадцать у трех вокзалов, можно попрощаться с полтинником. При этом официальные тарифы, утвержденные для муниципальных стоянок постановлением правительства Москвы "О развитии системы платных парковок" в 1997 году, составляют 11 рублей за час внутри Бульварного кольца, 10 - между Бульварным и Садовым кольцами, и 9 - в остальных местах. Разница между официальными и неофициальными тарифами, очевидно, оседает в карманах самих парковщиков или компаний, которые арендуют коммерческие стоянки у префектур. Платят ли они налоги в полной мере, достоверно неизвестно.
Чтобы сделать деятельность таких компаний прозрачной и исключить мздоимство парковщиков, столичные власти придумали автоматизировать стоянки. Прежде всего, они признали наличную форму оплаты порочной и предложили расплачиваться за парковки безналом, с помощью специальных карточек. Причем руководитель Центра организации дорожного движения правительства Москвы Леонид Липсиц на прошедшей 15 апреля пресс-конференции поспешил обрадовать автомобилистов, сообщив, что такая система заработает уже в сентябре.
Предполагается, что своеобразные "карты предоплаты" водители смогут купить практически в любом киоске или в специализированных магазинах, которые власти собираются понастроить по всему городу. Причем у карточек будет и свой "срок действия", составляющий строго определенный период - например, день или месяц.
Счастливый обладатель карты сможет предъявить ее парковщику, который с помощью специального считывающего устройства зафиксирует время прибытия машины на стоянку, после чего это загадочное устройство начнет снимать деньги. При выезде с парковки владелец автомобиля получит чек, на котором будет указано время пользования стоянкой и сумма к оплате.
Кроме того, информация с размещенной на парковках аппаратуры будет поступать в единую информационную сеть, что позволит контролировать как саму оплату, так и занятость стоянки, а также отслеживать некоторые другие факторы. Вполне естественно, что денежный оборот станет прозрачным - "центр" проследит, какая компания оказывала "услугу парковки" и какая сумма перечислена на ее счет.
Оказывается, что идея модернизации парковок впервые посетила умы чиновников еще прошлой весной. На выборочных стоянках было предложено провести эксперимент по введению безналичной оплаты через электронные смарт-карты, чей баланс можно было бы пополнить с помощью установленных рядом автоматов. Водитель, вставляя карту в специальный терминал, должен был фиксировать время въезда и выезда, в результате чего с карты снималась необходимая сумма. Был ли проведен тот эксперимент в полном объеме, неизвестно.
Однако вполне очевидно, что смарт-карты не предполагают участия в оплате парковок третьих лиц, кроме проверяющих органов. В предложенной же к введению схеме парковщики являются чуть ли не главными "действующими" субъектами, выполняя роль посредников между водителем и считывающим устройством. Что само по себе заставляет вновь вспомнить крылатую фразу Гоголя и задуматься о том, кому же выгодно существование работников, обслуживающих платные стоянки.
В Москве существует два типа парковок. К первому относятся все находящиеся на проезжей части, которые являются муниципальными и принадлежат городу. Второй тип парковок - те, которые префектуры сдают коммерческим структурам в аренду для организации этих самых стоянок. Лицензии таким фирмам выдает исполнительная власть, которая не позаботилась проследить за их деятельностью. Зато когда речь зашла о воплощении в жизнь вышеупомянутого прошлогоднего эксперимента, всем 26 компаниям, работающим на парковочном рынке столицы, было предписано закупить электронные системы для безналичных расчетов у ОАО "Парксим", 25 процентов акций которого принадлежат столичному правительству. В противном случае чиновники грозились лишить предпринимателей прав на аренду земельных участков и передать их в управление "Парксима". Затеей столичных властей заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба, но скандал тогда удалось замять.
Зато в этот раз необходимое оборудование планируется приобрести за границей, которая, как известно, нам поможет. Причем, учитывая первую проблему России, устройства будут антивандальными.
Возвращаясь к парковщикам, следует все же признать очевидное: без них никакая новая система работать не будет. Кто же еще направит автолюбителя в нужное (свободное) место, кто поможет выехать, кто решит проблемы с непривычными карточками? К тому же в Москве количество автомобилей, по некоторым данным, превышает четыре миллиона, в то время как транспортные артерии столицы рассчитаны на вчетверо меньшую нагрузку. Для того чтобы припарковаться в центре, банально не хватает места. Не является секретом и то, что многие будут пытаться оставлять свою машину у "счетчика" и вовсе без оплаты.
Но специально для таких автолюбителей департамент транспорта и связи столичного правительства совместно с ГИБДД планирует создать парковочную инспекцию, которая будет следить за правильностью использования стоянок и штрафовать нарушителей. Чтобы штраф был весомым, в мэрии надеются увеличить его с 50-300 рублей минимум до тысячи. Законопроект о внесении соответствующих поправок в КоАП уже принят столичными депутатами и в марте внесен в Госдуму.
Кроме того, парковочную инспекцию хотят наделить полномочиями блокировать колеса неправильно или бесплатно припаркованных автомобилей. Возможно, она же будет отвечать и за эвакуацию машин нарушителей, хотя непосредственно этим процессом будет заниматься другая служба. Проект ее создания в настоящее время обсуждается в Мосгордуме. Причем обновленные эвакуаторы также планируется оснастить по последнему слову техники, установив на них автоматизированную систему управления. Она позволит единой диспетчерской службе координировать и контролировать процесс увода "железного коня" у горе-водителя, а также оперативно выдавать справки о местонахождении увезенных авто по телефону "горячей линии". Следует отдать должное властям, отметив, что новая организация будет исключительно государственной, а не коммерческой, как ее предшественницы. Но на ценах это отразится мало - автовладельцу придется выложить почти две тысячи рублей за саму эвакуацию и по 50 рублей за каждый час нахождения четырехколесного друга на штрафстоянке.
Что касается "безналичных парковок", то какова запланированная стоимость часа пребывания на них, пока неизвестно. С одной стороны, чиновники пообещали придерживаться старых тарифов - 9, 10 и 11 рублей за час в зависимости от удаленности от центра города. С другой стороны, ранее власти неоднократно пытались повысить эти тарифы. Так, еще осенью вице-мэр Владимир Ресин подписал распоряжение, которое фактически позволяло парковщикам самостоятельно устанавливать стоимость своих услуг. Правда, с оглядкой на предложенную мэрией методику. По ней, стоимость часа парковки на муниципальных стоянках должна была колебаться от 20 до 40 рублей. Однако это распоряжение так и не было утверждено.
Независимо от того, какими финансовыми затратами для конечного потребителя обернется начинание московских чиновников, можно не сомневаться, что оно является положительным. Главная его цель, повышение прозрачности компаний - операторов стоянок, с высокой долей вероятности будет достигнута, а соответствующая сфера рынка станет более цивилизованной. Сомнения возникают в другом - станет ли проще найти место для парковки. К тому же совершенно туманной видится перспектива победы над мздоимством муниципальных парковщиков, которые по сути являются сотрудниками той же мэрии. Голь на выдумки хитра, утверждает появившаяся задолго до Гоголя пословица, и это не раз было доказано на практике.
Алексей Гапеев