Главное
19:45, 24 апреля 2005

Минобороны возвращает телезрителей в эпоху Брежнева Что, как и за чьи деньги будет показывать новый телеканал "Звезда"

У каждой уважающей себя структуры должен быть свой стиль проведения торжественных мероприятий. И Минобороны РФ исключением здесь не является. Поэтому хотя презентация военно-патриотического телеканала "Звезда" и была организована по всем правилам жанра, неизгладимая печать чего-то армейского лежала на каждой мелочи – от фуршетных бутербродов на пластмассовых подносах до бритых затылков солдат срочной службы, оккупировавших ряды галерки.

Гостей, приехавших вечером 22 апреля в Театр Советской Армии, встречал военный оркестр. Однако, поднимаясь по красной ковровой дорожке ко входу в здание, многие из них думали не о звучании духовых инструментов, а об интриге, связанной с созданием армейского телевидения.

Минобороны впервые получило лицензию на создание "патриотического" канала еще в 1999 году. Уже тогда это вызвало возмущение правозащитников и прочих поборников свободы слова, утверждавших, что "если военные учат патриотизму, получается милитаризм". Однако шесть лет назад военным не удалось наладить производство собственных программ, и лицензию у них отобрали.

Новая попытка была предпринята в 2004 году. В марте 2004 года Центральная телерадиовещательная студия Минобороны выиграла у телекомпании "Мир", холдинга "Совершенно секретно", телеканала "Школьник ТВ" и ряда других претендентов конкурс на получение 57-й вещательной частоты. Было объявлено, что гендиректором телеканала станет известный телеведущий Иван Демидов. Правда, позже (осенью 2004 года) Демидов отказался признать свою причастность к работе над армейским ТВ.

Но так или иначе, но год назад телеканал Минобороны получил доступ к метровым волнам и федеральному вещанию. На этот раз аргументы тех, кому не понравился такой поворот событий, касались не столько свободы слова, сколько вопросов вполне деловых - ведь расходы на создание телеканала федерального значения оцениваются как минимум в 50 миллионов долларов (так считает, например, президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев).

На самом начальном этапе запуск "Звезды" обошелся в 4 миллиона долларов, потраченных на закупку оборудования и установку передатчика на Останкинской телебашне. Деньги эти поступили на счет телеканала из федерального бюджета. А 18 января в распоряжении газеты "Коммерсант" оказалось письмо министра обороны РФ Сергея Иванова, в котором тот лично просил Михаила Фрадкова помочь с организацией канала. Министерство информационных технологий и связи и Министерство культуры и массовых коммуникаций должны были посодействовать "Звезде" с получением региональных частот, а Министерство финансов – обеспечить необходимое армейским телевизионщикам финансирование.

Получалось, что Минобороны собирается получить собственное телевидение за счет налогоплательщиков и при помощи правительства. Правда, предполагалось, что "Звезда" будет акционерным обществом, контрольный пакет которого останется в руках министерства, а остальные акции достанутся частным инвесторам. Последних армейцы планировали привлечь в проект на вполне коммерческой основе, пообещав им доходы от рекламы.

Именно намерение Минобороны превратить "Звезду" в коммерческий телеканал и вызвало наибольшее возмущение "прогрессивной общественности". Армейских чиновников начали обвинять в желании обзавестись доходным бизнесом за государственный счет, а представителей власти – в оказании протекции министру Сергею Иванову и его подчиненным. После проведенной в минувший четверг презентации канала стало ясно, что беспокоились поборники честных правил игры совершенно зря – заработать на рекламе огромные состояния хозяевам канала не удастся.

Армейский креатив

Реклама на "Звезде" не появится даже не потому, что создатели канала пообещали пускать в эфир только ролики отечественных производителей, чья продукция повышает обороноспосбность страны. При желании к этой категории можно отнести даже отечественную зубную пасту. Однако немногие серьезные рекламодатели решатся потратить деньги на покупку эфирного времени на телеканале, который явно не собирается заниматься повышением собственного рейтинга.

Задник сцены Театра Советской Армии выглядел так, будто советское оформительское искусство конца семидесятых вдруг получило доступ к техническим возможностям образца 2005 года. На эту сцену выходили сотрудники нового телеканала, представлявшие его будущие программы. Самым рейтинговым проектом "Звезды" наверняка станет программа "Служу России", известная всем достигшим совершеннолетия гражданам РФ как телепередача "Служу Советскому Союзу" и сохранившая концепцию двадцатилетней давности. К "романтике военной службы" телезрителей собираются приобщать с помощью программы "Камуфляж". Еще какую-то часть эфира займет проект "Служивые люди", в котором известные люди, отслужившие в армии, будут вместе с ведущими путешествовать по "местам несения срочной службы" (остается надеяться, что продюсерам удастся найти для этой передачи достаточное
количество героев).

Женскую аудиторию телеканал рассчитывает привлечь с помощью таких программ, как "Вера. Надежда. Любовь", посвященная нелегким судьбам офицерских и солдатских жен, или "Чудо-чадо", героями которой станут феноменально талантливые российские дети, а также цикла передач о матерях-героинях, родивших трех-четырех сыновей или дочерей и успевших сделать карьеру на производстве. Наконец, проект "Моя страна" будет воспитывать телезрителей в духе патриотизма, рассказывая им о "нелегкой судьбе наших соотечественников, живущих в разных уголках РФ".

Нельзя сказать, что все эти передачи не смогут найти в России своего благодарного зрителя. Однако уже их названия, не говоря о стиле самой презентации, свидетельствуют о том, что на 57-й канал свои телеприемники настроят прежде всего те, кому не дает покоя ностальгия по телевидению времен Брежнева. О том, что "Звезда" будет питаться прежде всего славными традициями прошлого, говорят и имена ее сотрудников. Например, в новостных выпусках телезрители увидят до боли знакомые лица советских дикторов Игоря Кириллова и Анны Шатиловой.

Так что эффект "дежа вю" любителям телевидения среднего и старшего возраста обеспечен. В какой-то степени учредители телеканала "Звезда" даже заслуживают благодарности российских маркетологов. Измеряя аудиторию канала, исследователи смогут понять, так ли уж сильно россияне скучают по ушедшему советскому прошлому. Впрочем, что бы ни показали рейтинги, ясно, что количество поклонников "Звезды" обречено на постоянное снижение под воздействием естественных демографических процессов. С каждым годом в нашей стране остается все меньше людей, помнящих, что такое "Сельский час" и зачем нужна производственная гимнастика.

Правда, теперь и у нового поколения есть все шансы приобщиться к давно забытой эстетике.

Елена Любарская