После революции в Киргизии оппозиция всех стран Средней Азии поняла, что смена постсоветских режимов возможна и в их регионе. В особенности это касается Казахстана, где экономическое развитие намного опережает политическое. Президент республики Нурсултан Назарбаев сдаваться без боя не собирается. Он готовится к выборам, укрепляет силовые структуры, тесно общается с РФ и не забывает о США. Оценить успешность политики действующей казахской власти мы сможем не позже декабря 2006 года, когда жители республики изберут нового президента. 6 глава проекта "1/6 часть суши" посвящена Казахстану.
Общая информация
Площадь республики Казахстан - 2 724 900 квадратных километров. Казахстан является девятым по площади государством в мире. Республика граничит с КНР, Киргизией, Туркменистаном, Узбекистаном и Российской Федерацией. Население Казахстана составляет около 15 миллионов человек. Среди жителей республики казахов - 57 процентов, русских – 27 процентов, представителей других национальностей – 16 процентов (по данным агентства РК по статистике за 2004 год). Казахский язык является государственным языком республики, русский официально используется сотрудниками госучреждений, и политики часто возвращаются к идее придания ему статуса государственного.
В Казахстане существуют некоторые различия между югом и севером страны. Север в целом более урбанизирован, там проживает больше русскоязычных граждан. Население юга Казахстана сохраняет приверженность традициям, верность семейным связям и поддерживает тесные отношения с жителями соседней Киргизии. Юг Казахстана также менее экономически развит, чем промышленные и нефтедобывающие северо-западные районы.
Традиционной религией казахов является ислам, в республике действует 1534 мечети. Многие русские и русскоязычные граждане являются православными христианами. Присоединение Казахстана к Российской империи началось в XVIII веке и было завершено к 1860-м годам. Вскоре после революции 1917 года в Казахстане установилась советская власть, республика вошла в состав СССР. В декабре 1991 года Казахстан стал одной и с последних союзных республик, объявивших о своей независимости от СССР.
Основные города - Астана (столица с 10 декабря 1997 года, население – около 500 тысяч человек), Алматы (население – около 1,3 миллиона человек, бывшая столица), Караганда (около 600 тысяч человек), Шымкент (около 500 тысяч человек).
Казахстан входит в СНГ, ЕЭП, участвует в ОДКБ.
Политическая система: Президентская республика
Первым лицом государства в Казахстане является президент, который, фактически, контролирует деятельность всех ветвей власти. Парламент Казахстана состоит из двух палат. Верхнюю палату – Сенат, образуют депутаты, представляющие области республики (по два человека от области) или назначенные президентом (семь человек), срок полномочий которых составляет шесть лет. Состав Сената наполовину обновляется каждые три года. Депутаты нижней палаты - Мажилиса, избираются на пятилетний срок по одномандатным округам (77 человек) и по партийным спискам (10 человек).
Правительство Казахстана формируется президентом и утверждается парламентом. Согласно конституции республики, правительство и президент обладают правом внесения законов в парламент. При этом возглавляемая президентом Назарбаевым партия "Отан" получила в результате последних выборов 46 мест в Мажилисе, что свело роль нижней палаты к автоматическому утверждению поступающих от властей законодательных инициатив.
«Отан» - не единственная в республике "партия власти". Старшая дочь президента Дарига Назарбаева (считающаяся его возможной преемницей на посту главы государства) возглавляет партию "Асар". Кроме этого в последних выборах участвовал блок "АИСТ", также поддерживающий президента. Нурсултан Назарбаев использует достаточно жесткие методы борьбы с оппозицией, как силовые (например, принятое 7 января 2005 года судебное решение о ликвидации оппозиционной партии "Демократический выбор"), так и политтехнологические (например, поддержка властью отщепенцев в рядах Коммунистической партии, приведшая к ее расколу). При этом власти Казахстана заинтересованы в создании более позитивного имиджа в глазах международного сообщества.
Как сообщает международная организация Internews, большинство СМИ Казахстана принадлежат государству или контролируются провластными ФПГ. Например, Дарига Назарбаева и ее муж Рахат Алиев возглавляют медиа-холдинг "Хабар", почти монополизировавший теле- и радио-эфир. Тем не менее, в республике существуют оппозиционные и независимые СМИ, хотя они часто испытывают проблемы с получением лицензий. Как сообщает Human Rights Watch, в последнее время Назарбаев под давлением мировой общественности пытается ослабить давление на СМИ. В частности, президент отказался подписать новый "драконовский" закон о средствах массовой информации. Тем не менее, в июле 2003 года была закрыта оппозиционная газета "Сол Дат", а в июле 2004 штрафы привели к банкротству газеты "Assandi Times".
Преследованиям подвергаются также некоторые представители оппозиции. Например, основатель партии "Демократический выбор" Галимжан Жакиянов находится в заключении с 2002 года, а его соратник Мухтар Аблиязов был освобожден при условии отказа от политической деятельности.
Автором современной казахской политической системы является президент республики Нурсултан Назарбаев.
Лидер: Нурсултан Назарбаев
Нурсултан Назарбаев родился в 1940 году в семье колхозного чабана из старшего жуза. Окончил школу и ПТУ, до 1969 года был рабочим, затем начал делать карьеру по партийной линии. В 1979 году он был назначен секретарем ЦК Компартии Казахстана, перепрыгнув сразу через несколько ступеней по карьерной лестнице. Такой стремительный карьерный взлет Назарбавева объяснялся желанием тогдашнего первого секретаря республиканского ЦК Динмудахмеда Кунаева пополнить кадры за счет областных выдвиженцев и ослабить позиции столичной партийной элиты. Привязанность Кунаева к молодому протеже была настолько сильной, что на банкете в честь своего семидесятилетия в 1981 году первый секретарь ЦК назвал Нурсултана своим сыном. В марте 1984 года Назарбаев возглавил Совет Министров Казахстана.
СПЕЦПРОЕКТ"1/6 часть суши". Предыдущие главыLenta.Ru в поисках "оранжевых факторов"
С началом перестройки Назарбаев стал поддерживать политику Михаила Горбачева и оказался главным проводником его идей в консервативной среде казахской номенклатуры. В 1990 году, когда неизбежность перемен была ясна всем, Верховный Совет Казахской ССР избрал Назарбаева президентом. 1 декабря 1991 года статус Назарбаева был подтвержден на всенародных выборах, где он получил 98,7 процентов голосов. Кстати, к этому моменту у Назарбаева сложились очень теплые отношения с Горбачевым. Президент Казахстана относился к числу сторонников подписания союзного договора. После августовского путча 1991 года казахскому лидеру был предложен пост вице-президента СССР, занять который он не успел, так как вскоре были подписаны беловежские соглашения.
Таким образом, Назарбаев оказался президентом суверенного Казахстана. Очень скоро он столкнулся с общей для всех лидеров постсоветских государств проблемой – излишней активностью и амбициозностью парламента. Решение было найдено в 1993 году. Заявив, что Советы, избранные еще до распада СССР, не являются легитимными органами в условиях нового государства, сторонники Назарбаева инициировали процесс самороспуска местных Советов. Результатом этого процесса стала "добровольная" ликвидация Верховного Совета республики. Новый ВС был сформирован на выборах 7 марта 1994 года.
Однако и ему удалось просуществовать чуть более года. Войдя в конфронтацию с депутатами, Назарбаев стал искать возможность прекратить полномочия парламента, не выходя при этом за рамки закона. 6 марта 1995 года Конституционный суд республики удовлетворил иск некой гражданки Квятковской о признании незаконным формирования одного из избирательных округов перед выборами 1994 года. С точки зрения КС, незаконность формирования одного округа влекла за собой неконституционность полномочий всего парламента. Верховный Совет был распущен, Назарбаев объявил о "конституционном кризисе" и страна перешла к прямому президентскому правлению.
Весной 1995 года на всенародном референдуме жители Казахстана приняли новую конституцию (взамен основного закона от 1993 года), которая значительно расширила полномочия президента и ограничила влияние законодательной и судебной ветвей власти. запланированные на 1996 год выборы главы государства - отменены и перенесены на 2000 год.
После финансового кризиса 1998 года, сильно затронувшего экономику Казахстана, Назарбаев неожиданно заговорил о необходимости демократизации политической жизни страны. В октябре 1998 года депутаты парламента обратились к нему с требованием сократить срок его пребывания на посту президента и как можно раньше провести альтернативные президентские выборы. Немного подискутировав с депутатами, Назарбаев согласился, и выборы были назначены на январь 1999 года – на год раньше, чем планировалось. Многие наблюдатели решили, что депутатское обращение было срежиссировано сотрудниками администрации президента, так как оно не дало оппозиции возможности подготовиться к выборам. 10 января 1999 года Нусрултан Назарбаев был избран президентом республики Казахстан, получив поддержку 79,78 процента избирателей.
В 1996 году Financial Times назвала Нурсултана Назарбаева одним из 25 самых богатых людей мира.
Оппозиция
Родовой особенностью оппозиции Казахстана является тот факт, что многие ее лидеры сравнительно недавно занимали высокие посты во властных структурах республики и лишь потом перешли в лагерь противников Назарбаева. Особенно активным переход чиновников в оппозицию стал в 2001 году, причем тон задал премьер-министр страны Акежан Кажегельдин. В 2002 году "перебежчики" основали партию "Ак Жол", которая получила статус "конструктивной оппозиции". На парламентских выборах 2004 года "Ак Жол" было даже позволено получить несколько мест в Мажилисе. В настоящий момент в "Ак Жол" происходит раскол, связанный с необходимостью выдвижения единого кандидата на президентских выборах. Одно крыло "Ак Жол" возглавляет Алихан Байменов, другое - Ораз Жандосов, Булат Абилов и Алтынбек Сарсенбаев.
Вторая оппозиционная партия – "Демократический выбор Казахстана", занимет более радикальную, чем "Ак Жол", позицию в отношении нынешнего казахского режима. Один из ее лидеров – Галымжан Жакиянов, находится в тюрьме. В январе 2005 года суд постановил ликвидировать ДВК. Лидеры объявленной вне закона партии объявили о создании новой организации, к процессу регистрации которой они собираются приступить в ближайшее время.
20 марта 2005 года на прошедшем в Алматы республиканском собрании оппозиционных сил было принято решение о создании общественного Блока демократических сил "За справедливый Казахстан", объединившего в своих рядам представителей "Ак-Жола", Коммунистической партии, "Демократического выбора Казахстана", движения "Поколение". Основной целью нового блока его создатели назвали проведение "честных и прозрачных" президентских выборов. Единым кандидатом от оппозиции на будущих президентских выборах был объявлен бывший спикер парламента, покинувший пропрезидентскую партию "Отан" - Жармахан Туякбай.
29 января ДВК организовала в Астане несанкционированный митинг, на котором присутствовало несколько сотен человек. Митинг был разогнан властями.
Силовые структуры
В 2003 году власти приняли решение начать программу демилитаризации МВД и КНБ (Комитета национальной безопасности). Осенью 2003 года МВД возглавил Заутыбек Турисбеков, до этого никогда в органах внутренних дел не работавший. До ноября 2001 года КНБ Казахстана возглавлял зять Назарбаева Рахат Алиев. Президент отправил его в отставку под давлением оппозиции, и председателем Комитета национальной безопасности стал бывший сотрудник КГБ СССР Нартай Дутбаев.
Недавно МВД Казахастана объявило о намерении закупить водометы для оснащения спецназа, а также приняло решение о допустимости применения полицейскими резиновых пуль при разгоне демонстраций. В 2005 году финансирование МВД Казахстана было увеличено на 30 процентов. По словам Толена Тохтасынова, члена инициативного комитета движения “За справедливый Казахстан", в республике сейчас проводятся учения, в рамках которых отрабатываются совместные действия силовых структур на случай народных волнений.
Экономика
Экономика Казахстана является одной из самых успешных на постсоветском пространстве. За 1999-2004 годы совокупный рост ВВП республики составил около 55%. По предварительным данным, по итогам 2004 год рост ВВП составил 9,3% по отношению к 2003 году и почти достиг 9 тысяч долларов на душу населения. Хотя после распада СССР экономика Казахстана пережила те же проблемы, что экономики других постсоветских республик, к 2000 году, согласно журналу The Economist, правительству удалось восстановить промышленность (ее доля в ВВП вернулась к уровню 1991 года).
Однако половиной своего ВВП Казахстан обязан газу, нефти и нефтепродуктам, поэтому страна страдает от "голландской болезни", которая, по мнению МВФ, усугубляется тем фактом, что доходы от продаж нефти оказываются в руках государства или дружественных государству структур. Правительству Казахстана успешно удается поддерживать низкий уровень инфляции. В 2002 году экономика Казахстана была признана рыночной. Банковская система республики считаются более развитой, чем российская.
По мнению ООН, экономические успехи Казахстана хотя и спасают его население от нищеты (за чертой бедности проживает всего 19 процентов населения республики), не приносят ему процветания. По данным ООН, почти половина жителей Казахстана живет в среднем на 70 долларов в месяц, что всего в два раза превышает официальный прожиточный минимум. При этом правительство Казахстана проводит социальные реформы. Например, пенсионная реформа, проведенная в 2002 году, привела к появлению в стране более дюжины пенсионных фондов, резервы которых достигли к 2003 году 2,6 миллиардов долларов.
В стране также проводится налоговая реформа. В 2004 году НДС был снижен с 16 до 15 процентов, социальный налог – переведен на дифференцированную схему начисления и составляет от 7 до 20 процентов. Правительство Казахстана регулярно повышает социальные выплаты. Весной 2005 года президент Назарабаев объявил о переводе студентов, получивших кредит на образование, на государственные субсидии. Еще раньше он пообещал к 1 июля повысить пенсии на 23 процента.
Казахстан стоит в коррупционном списке Transparency International на 122-м месте – рядом с другими среднеазиатскими странами.
Выборы
Ни одни выборы, когда-либо проходившие в Казахстане, не соответствовали, по мнению ОБСЕ и других международных организаций, демократическим стандартам. Выборы в нижнюю палату парламента, прошедшие 19 сентября 2004 года, прошли, по мнению ОБСЕ с многочисленными нарушениями, включая отсутствие адекватного освещения в СМИ деятельности всех партий, фальсификации и прочее. После выборов Министр информации Алтынбек Сарсенбаев подал в отставку и присоединился к оппозиции.
В 2002 году в стране был принят закон о политических партиях, затруднивший их регистрацию. Количество легальных политических партий снизилось с 19 в 2002 году до 8 в 2003. В апреле 2005 года в Казахстане были внесены поправки в закон о выборах, запретившие проведение митингов и демонстраций в период с начала выборов до объявления их официальных результатов.
13 апреля в республике сменился председатель Центральной избирательной комиссии. Прежний председатель ЦИК Загипа Балиева уступила место министру юстиции Оналсыну Жумабекову. Кандидатуру последнего рекомендовал президент страны Нурсултан Назарбаев. В какой-то степени отставка Балиевой, которая, по мнению оппозиции, несет ответственность за фальсификации на предыдущих выборах, является подтверждением намерения властей улучшить имидж ЦИКа накануне президентских выборов.
По заявлению администрации Назарбаева, президентские выборы в Казахстане состоятся в декабре 2006 года. При этом в конституции республики существуют также нормы, позволяющие провести выборы годом раньше – в конце 2005 года, с тем, чтобы новый президент вступил в должность в начале 2006 года. Возможность различного толкования норм конституции позволяет властям неожиданно назначить более раннюю дату выборов. Нурсултан Назарбаев уже заявил о своем намерении баллотироваться на пост президента
Позиции США и РФ
Интересы США в Казахстане связаны с желанием Соединенных Штатов обеспечить транзит Каспийской нефти в обход России. Казахстан участвует в строительстве нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, который позволит транспортировать каспийскую нефть через Кавказ и Турцию, однако одновременно республика работает с Россией над проектом трубы Тенгиз – Новороссийск, которая проходит через территорию РФ.
Если бы США захотели устроить в Казахстане бархатную революцию, то, кроме обычных методов, они могли бы использовать и идущий в США процесс по "Казахгейту". Если в результате судебных разбирательств выяснится, что Назарбаев действительно был участником международного заговора и принимал взятки от Джеймса Гиффена, это станет дополнительным катализатором революционных событий.
Тем не менее, американский суд примет свое решение в январе 2006 года, то есть – после президентских выборов. Косвенно о нежелании США заниматься сменой режима в Казахстане говорят и слова Михаила Саакашвили. "Это стабильная страна, и господин Назарбаев провел там ряд важных реформ", - заявил грузинский президент перед своим визитом в Казахстан, где планировал "учиться у Назарбаева". До сих пор президенту Казахстана удавалось лавировать между российскими и американскими интересами в республике. Однако в преддверии выборов вопрос о его внешнеполитической ориентации может стать ребром. Например, США вполне могут поддержать того лидера, который заявит о намерении республики вступить в ГУУАМ.
Казахстан и Россию связывают торговля нефтью, наличие в республике большого количества русских и русскоязычных граждан, эксплуатация РФ космодрома "Байконур", дающая нашей стране возможность работать над космическими проектами, а Казахстану – материальную выгоду. Казахстан также является едва ли не самым активным участником ЕЭП и ОДКБ. В настоящий момент Нурсултан Назрабаев декларирует желание продолжать процесс интеграции с Россией и является главным союзником РФ в Средней Азии. Для РФ же недопущение "оранжевой революции" в Казахстане позволит взять реванш после нескольких поражений на постсоветском пространстве. Кроме экономических связей, Россия могла бы влиять на внутреннюю политику Казахстана, играя на настроениях русскоязычного населения страны.
Революционные перспективы
События в соседней Киргизии вдохновили казахскую оппозицию и внушили ей мысль о возможности осуществления революционного сценария. Против оппозиции работают успешность экономической политики Назарбаева и наличие у него ресурсов, позволяющих улучшить материальное положение населения в преддверии выборов. Кроме этого, поддержка оппозиции населением невысока в связи с тем, что многие лидеры оппозиции сравнительно недавно являлись сторонниками власти. В руках США находится ресурс, позволяющий активизировать революционные процессы в республике. От того, удастся ли нынешнему режиму удовлетворить требования Соединенных Штатов, во многом зависит вероятность удержания им власти. Кроме этого, судьба политического режима в республике во многом зависит от обстоятельств проведения президентских выборов. Оппозиция неоднократно заявляла о своей готовности к диалогу с существующим режимом при условии предоставления ей возможности влиять на политическую ситуацию в стране.
Елена Любарская