Главное
22:58, 28 апреля 2005

Москва и Берлин делят "Археологию войны" Уникальные произведения античного искусства, пропавшие в 1945 году в Германии, нашлись в России

25 апреля 2005 года в московском Государственном изобразительно музее имени Пушкина открылась выставка "Археология войны. Возвращение из небытия". На ней представлены произведения искусства, с потерей которых любители древности смирились еще 60 лет назад, в 1945 году. Речь идет о богатейшей античной коллекции берлинских музеев, которую отряды СС попытались уничтожить накануне входа в город советских войск.

Берлин и Античность

Общеевропейское увлечение Античностью дошло до германских земель сравнительно поздно, но попав туда, закрепилось прочно. Считается, что начало серьезному коллекционированию произведений античного искусства в Берлине было положено в 1698 году, когда курфюрст Фридрих III Бранденбургский, большой знаток и любитель искусства, приобрел богатейшую коллекцию древностей Джованни Пьетро Беллори, главного антиквария города Рима при папе Клименте X.

После того как в 1830 году в Берлине закончилось строительство здания, которое сейчас носит название Старого музея (а тогда называлось просто Музеем), король Пруссии Фридрих Вильгельм III разместил в нем античную коллекцию, изрядно разросшуюся за прошедшее время, и она впервые была представлена на всеобщее обозрение.

Последующие экспедиции немецких археологов, их раскопки в Олимпии и Пергаме, на Самосе, в Милете, Пирене и Дидиме, немало способствовали росту и процветанию античной коллекции. Вскоре она стала знаменита во всем мире. К началу XX века Старый музей, изначально вмещавший в себя несколько различных коллекций, был полностью отведен только под искусство Древнего мира.

СМОТРИ ТАКЖЕВзятие Берлина

В 1930 году по соседству со Старым музеем был открыт Пергамский музей, специально предназначавшийся для масштабных экспонатов. Свое название он получил по представленной в нем пергамской коллекции (в нем была реконструирована часть Пергамского алтаря, раскопки которого немецкие археологи вели в конце XIX века). В него перекочевала также часть коллекции из Старого музея.

В 1944-45 годах, по мере того, как к Берлину приближались советские войска, музейные коллекции города начали готовить к эвакуации. Часть экспонатов была вывезена в города западной части страны, часть - спрятана в специальных бункерах. Когда стало ясно, что Берлин вот-вот падет, часть этих хранилищ была уничтожена. Эта судьба постигла и бункер в районе берлинского зоопарка, куда попала большая часть берлинской античной коллекции. Казалось, что она утрачена навсегда.

Посылка из Загорска

В 1945 году в ГМИИ им. Пушкина прибыл ценный груз – десятки ящиков с произведениями искусства, по решению Советской Контрольной комиссии вывезенными из Германии. Трофеи, среди которых были, в частности, полотна Дрезденской картинной галереи, коллекция Генриха Шлимана, античные произведения искусства из берлинских музеев, были размещены в музейном хранилище в Загорске.

В течение 1955-60 годов значительная часть этих трофеев (картины из Дрездена, фризы Пергамского алтаря из Берлина) была возвращена музеям дружественной ГДР. Оставшиеся экспонаты были отнесены к так называемому "особому фонду", доступ к которому был ограничен, и более 40 лет пролежали в Загорске.

В 1996 году, по особому распоряжению Министерства культуры РФ, в Пушкинском музее была открыта выставка "Сокровища Трои из раскопок Шлимана". Впервые доступ к коллекциям "особого фонда" был приоткрыт.

Вскоре после этого здание музейного хранилища в Загорске передали Русской православной церкви и в Москву перевезли остальные "особые" ящики. Тогда и началась масштабная работа по идентификации и реставрации, а фактически – по воссозданию новообретенных произведений искусства.

Над возвращением из небытия античных произведений искусства трудились лучшие специалисты-реставраторы Всероссийского художественно-реставрационного центра имени И.Э. Грабаря, Государственной Третьяковской галереи, МГХПУ им. С.Г. Строганова и, разумеется, самого Пушкинского музея.

Сказать, что перед реставраторами стояла нелегкая задача, значит ничего не сказать. Коллекция сохранилась до наших дней в виде множества обломков, обугленных черепков ваз, осколков статуй. Их предстояло очистить, насколько это возможно, идентифицировать, воссоздать из них первоначальные предметы, и "законсервировать", приостановив их дальнейшее разрушение.

Определить, с чем именно реставраторы имеют дело, удалось уже после того, как появились первые результаты их труда. Заведующая сектором античного искусства и археологии ГМИИ Людмила Акимова смогла установить, что большая часть предметов происходит из античных коллекций государственных музеев Берлина и что московские реставраторы трудятся над античными произведениями искусства, считавшимися безвозвратно потерянными в 1945 году.

Сначала речь шла о том, чтобы просто отреставрировать неожиданно обретенные сокровища и подготовить их каталог. Позже, в 2002 году, появилась идея устроить выставку.

Московская выставка, которая потрясла Германию

ОДНА ИЗ ВОССТАНОВЛЕННЫХ КРАСНОФИГУРНЫХ ВАЗ, фото с сайта Пушкинского музея
Lenta.ru

Из более 600 восстановленных памятников античного искусства для выставки были отобраны 350 наиболее ценных и интересных экспонатов, среди которых декоративные римские рельефы, древнегреческие, кипрские, этрусские, италийские вазы, скульптура, архитектурные фрагменты, терракоты, бронзы, коптская резная кость.

Среди наиболее ценных экспонатов устроители выставки называют знаменитую бронзовую статуэтку "Зевса из Додоны", бронзовую статуэтку Аполлона с гранатом в руке, краснофигурный сосуд для вина со сценой убийства Эгисфа Орестом и Электрой, а также две вазы – чернофигурную, с изображением борьбы Геракла с Посейдоном на одной стороне и Диониса со свитой - на другой, и краснофигурную, с Гермесом и пляшущими сатирами.

Ничуть не удивительно, что реакция Германии на открытие в Москве подобной выставки оказалась бурной и весьма гневной.

Представители Фонда прусского культурного наследия выразили сожаление, что Пушкинский музей осуществил свой проект "без уведомления и участия музеев в Берлине", и пояснили, что все просьбы Берлина открыть доступ к запасникам российских музеев с "трофейным искусством" российская сторона отвергала.

Глава фонда Клаус-Дитер Леманн заявил также, что московская выставка представляет собой "очередную попытку искажения фактов прошлого", так как произведения искусства в берлинских бункерах уничтожали отнюдь не отряды СС. Правда, кто именно занимался этим некрасивым делом, Леманн уточнять не стал.

Несомненно, узнав, что считавшиеся пропавшими шедевры существуют, Германия приложит все усилия для того, чтобы вернуть их себе. Каковы ее шансы получить коллекцию?

Директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова считает, что эти шансы близки к нулевым. Как она пояснила, коллекция была вывезена из Германии легально и поэтому полностью подпадает под юрисдикцию Закона РФ о перемещенных ценностях, согласно которому, если предметы искусства не принадлежали лицам, пострадавшим от нацистов, или третьим лицам, с ними связанным, то они остаются принадлежащими России.

Разумеется, Германия регулярно пытается бороться с Законом о перемещенных ценностях, настаивая, что он не соответствует нормам международного права, но пока что безуспешно.

Так, Россия, судя по всему, не собирается возвращать Германии золото Шлимана, также находящееся в Пушкинском музее. В феврале 2005 года Анатолий Вилков, заместитель главы российского Агентства по сохранению национального культурного достояния, заявил, что коллекция должна стать собственностью России и может вернуться в Германию лишь в одном случае - если немцы предложат "равноценную замену".

Более того, даже кампания бывшего министра культуры, а ныне главы Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаила Швыдкого по возвращению Германии так называемой "балдинской коллекции", вывоз которой из страны не был официально оформлен и которая, следовательно, не подпадает под действие Закона о перемещенных ценностях, все больше затягивается.

Можно предположить, что если руководству России не придет в голову сделать "широкий жест" и просто так вернуть берлинскую античную коллекцию Германии, то у уникальных предметов искусства Древнего мира есть все шансы остаться в России надолго.

Осознают это и сами немцы. Так, уже упоминавшийся Леманн, его коллега из Потсдама Нартмут Доргерло и директор Государственных художественных собраний Дрездена Мартин Рот уже заявили, что реституционная политика Германии провалилась.

По их мнению, руководству страны пора отказаться от бесплодных попыток вернуть перемещенные ценности и перейти к выкупу отдельных произведений искусства.

Михаил Ткаченко