Заказчик и исполнитель убийства предыдущего президента Чечни Ахмада Кадырова могут уйти от правосудия. Это стало ясно из интервью Рамзана Кадырова, первого вице-премьера правительства Чечни и сына покойного, газете "Комсомольская правда". В беседе с журналистом, опубликованной 29 апреля 2005 года, Кадыров-младший заявляет, что найдет и убьет этих людей, не предавая их суду. Кроме того, он утверждает, что четверо исполнителей этого теракта уже уничтожены - и еще раз обещает убить остальных.
Ахмад Кадыров погиб при взрыве бомбы на грозненском стадионе "Динамо" 9 мая 2004 года. Туда чеченский лидер и ряд крупных чиновников прибыли на концерт по случаю Дня Победы. Вместе с Кадыровым погибли еще несколько человек, в том числе глава Госсовета Чечни Хусейн Исаев, и еще почти 80 были ранены - в частности, командующий Объединенной группировкой войск на Северном Кавказе Валерий Баранов, глава МВД Чечни Алу Алханов и комендант республики Григорий Фоменко.
Имя заказчика теракта Рамзан Кадыров называл не раз. Он убежден, что это Шамиль Басаев, один из самых известных руководителей чеченских боевиков. К тому же Басаев сам взял на себя ответственность за это убийство - такая информация была распространена 17 мая 2004 года одним из сайтов чеченских сепаратистов. Утверждалось, что операции по уничтожению Кадырова Басаев дал название "Возмездие". Увы, имена исполнителей теракта на сайте не указывались.
Уголовное дело по статьям 105 ("убийство") и 205 ("терроризм") Уголовного кодекса России было возбуждено сразу же. В тот же день появились сообщения, будто МВД Чечни задержало пятерых подозреваемых. Позже эта информация была опровергнута. 12 апреля в СМИ появились сведения о том, что задержан основной подозреваемый - 37-летний каменщик грозненского СМУ-10 Ломали Чупалаев. Следствие установило, что Чупалаев участвовал в реконструкции стадиона, в ходе которой были заминированы перекрытия под центральной трибуной. Всего задержанных к тому моменту, по словам начальника штаба службы безопасности президента Чечни Артура Ахмадова, было пятеро.
24 мая в Грозном были убиты чеченцы Саид-Эмин Ильханов и Тауз Удаев. По данным Регионального штаба по управлению контртеррористической операцией на Северном Кавказе, они участвовали в организации теракта 9 мая. Правда, МВД Чечни опровергало утверждение об их причастности к теракту. Сами чеченцы, понятное дело, уже ничего опровергнуть не могли. Сообщалось также, что еще три жителя Чечни - жителя Сайпуди Юсупов, Абубакар Мучиев и Вахид Шамаев - проверяются на причастность к теракту. В дальнейшем СМИ о них более никогда не упоминали.
10 июня заместитель генерального прокурора России Сергей Фридинский заявил о задержании двух подозреваемых. По данным следствия, эти люди участвовали в подготовке и осуществлении взрыва. 16 июня стало известно, что следствие не исключает причастности к теракту самого Басаева. А в начале июля в Дагестане был задержан третий подозреваемый. По словам Фридинского, все трое задержанных дали признательные показания.
А в начале ноября в селе Шамиль-Юрт Веденского района Чечни был убит Сулейман Имурзаев, которого правоохранительные органы Чечни считали организатором убийства Кадырова. Он был уничтожен чеченским ОМОНом. Тело Имурзаева очень пострадало, но омоновцы заявили, что опознали его, пока экстремист еще был жив. Правда, в прокуратуре Чечни предложили провести ДНК-экспертизу. Однако никаких сообщений о том, что она была проведена, в СМИ не появлялось.
После гибели Ахмада Кадырова его сын Рамзан, возглавлявший, кстати говоря, службу безопасности президента Чечни, был назначен первым вице-премьером республики. Уже тогда Кадыров-младший заявил, что ему известно, кто стоит за терактом, погубившим его отца. Однако, считаясь со своим новым положением, на вопрос журналиста еженедельника "Аргументы и факты" 19 мая, объявил ли он кровную месть убийцам отца, Рамзан Кадыров ответил: "Я законопослушный гражданин и действовать буду цивилизованными методами".
И действовал он столь успешно, что 29 декабря 2004 года президент России присвоил чеченскому вице-премьеру звание Героя Российской Федерации. Как говорилось в указе президента, Кадыров удостоен этого звания за мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга.
Однако уже в начале 2005 года в печати появились сведения о не столько мужественных, сколько вызывающих поступках героя. Так, когда в середине января в Дагестане была задержана сестра Рамзана Кадырова, чеченский вице-премьер лично прибыл ей на выручку с отрядом сотрудников службы безопасности правительства Чечни. Сопровождавшие его люди избили восьмерых дагестанских милиционеров.
Весной 2005 года люди Кадырова еще не раз совершали рейды в Дагестан, причем, по словам представителей МВД Дагестана, зачастую на основании непроверенной информации и без согласования со спецслужбами республики. В ходе одного из таких рейдов в апреле 2005 года по ошибке был застрелен сотрудник ФСБ Чечни, а жители дагестанского села Тотурбий-Кала, по сведениям МВД Чечни, вооружились до зубов для противодействия чеченцам.
24 февраля Рамзан Кадыров в интервью газете "Московский комсомолец" заявлял, что сам убьет Шамиля Басаева. Вице-премьер был убежден, что именно этот человек заказал убийство Ахмада Кадырова. Он подчеркивал, что твердо решил исполнить задуманное: "Я все равно свою месть не оставлю. И буду я служить России, не буду служить России - у меня есть дорога, начатая моим отцом, и я ее закончу".
17 марта Кадыров окончательно определился и официально заявил: он не политик по складу характера, и возможность занимать высокий пост его не привлекает. Можно было бы добавить, что он по характеру и не дипломат: вскоре Кадыров публично упрекнул следствие по делу о теракте в Грозном в бездействии. "Ни военная прокуратура, ни прокуратура толком этим делом не занимаются. Мы ведем собственное расследование... и до 9 мая озвучим информацию о том, кто совершил преступление", - заявил чеченский вице-премьер информационному агентству ИТАР-ТАСС.
22 апреля в интервью информагентству РИА "Новости" Кадыров снова заявил, что мечтает "уничтожить Басаева" и вообще "не ставит задачу поймать его живым". 27 апреля в интервью информагентству "Интерфакс" он признал, что сам занимался расследованием теракта и уже знает имена всех его участников. По его словам, за исключением Шамиля Басаева (заказчика) и одного из исполнителей, устанавливавших фугас, все эти люди мертвы. Тех, кто остался на свободе, Кадыров пообещал "взять", но тут же добавил, что "по чеченским обычаям отец, сын или брат должен исполнить кровную месть, если он чеченец".
То ли из Кремля пришло указание не позволять чеченскому вице-премьеру выходить за правовые рамки, то ли подействовали упреки Кадырова двухнедельной давности - однако Генпрокуратура, наконец, отреагировала на его заявления. 28 апреля заместитель генерального прокурора России Николай Шепель сообщил журналистам, что производство по делу о теракте 9 мая в Грозном возобновлено "в связи с появлением новой оперативной информации". Откуда взялась эта информация, не уточняется.
В тот же день, не успев, видимо, ознакомиться с позицией Генпрокуратуры, Кадыров дал вышеупомянутое интервью газете "Комсомольская правда". Он подтвердил, что четверо исполнителей теракта в Грозном мертвы, и заявил, что скоро будет убит и пятый - тот, кто участвовал в реконструкции стадиона. Имени этого человека Кадыров не назвал, сообщив лишь, что тот сейчас находится в Чечне.
Что же касается Басаева, то он, по данным вице-премьера, сейчас скрывается в Дагестане. Ну да, в той самой республике, куда Кадыров в 2005 году наведывался так часто и с таким большим шумом. Кадыров подтвердил, что отдал приказ убить Басаева до 9 мая и верит, что приказ будет исполнен. "Уверяю вас, больше у меня нет никаких дел, кроме как искать этого шайтана. И уничтожить", - заявил он.
Мария Мстиславская