Наше издание уже рассказывало о "народном" энциклопедическом проекте "Википедия", который призван собрать максимально возможный объем знаний в рамках одного энциклопедического сайта, постоянно пополняемого его посетителями. Организаторы этого проекта изначально планировали создание научно достоверного источника информации, но столкнулись с тем, что "анархический" характер подобной деятельности, к которой привлекаются все желающие, не позволяет придать получающемуся источнику информации научный статус.
Вместе с тем, "Википедия" - не единственный проект, призванный создать на базе Интернета источник некоего "абсолютного знания". Собственно, саму глобальную Сеть можно назвать подобным проектом - к сегодняшнему дню в ней можно найти информацию практически на любую интересующую пользователя тему, однако структура хранения этих знаний несравнимо более анархична, чем в "Википедии", и уж тем более разрозненный характер имеют точки зрения, выраженные авторами всевозможных веб-документов.
Для борьбы с неструктурированностью интернет-информации были в свое время придуманы поисковые системы. Они сканируют все публично доступные сайты и "индексируют" содержащиеся на них данные, сохраняя их копии в своей базе. Впоследствии они предоставляют возможность текстового поиска по этой базе своим посетителям, выполняя таким образом структурирующую роль.
Популярная в наше время интернет-компания Google с самого начала сделала ставку на привлечение аудитории путем эксплуатации ее интереса к информации в целом. Компания с самого начала своей деятельности постепенно старалась взять на себя роль "собирателя" наибольшего количества всевозможной хранящейся в Интернете информации разного рода, не сильно отвлекая пользователя от процесса ее поиска назойливыми коммерческими сервисами и дизайнерскими украшательствами, чем со временем и завоевала народную любовь, оттеснив конкурентов и завоевав звание "поисковика номер один".
Компания не ограничилась индексированием посторонних интернет-сайтов и в последние годы развернула широкую деятельность по накоплению всевозможной информации из других источников - скажем, в минувшем январе Google взялась за индексацию передач, выходящих в эфир на американских телевизионных каналах. Тексты сопровождаются отдельно взятыми кадрами соответствующих программ. В рамках картографического проекта Google Maps компания накапливает и предлагает для свободного использования не только географические карты, но, с недавних пор, и спутниковые снимки поверхности Земли (в настоящее время доступна для детального просмотра только территория США). Не осталась без внимания и приватная информация граждан - Google предлагает инструмент для поиска по содержимому пользовательских жестких дисков, полнотекстовый поиск по почтовому архиву, информация в котором не стирается (разумеется, если пользователь работает с почтовой системой самой Google - GMail), а с конца апреля предлагает новую услугу - ведение "личной поисковой истории".
Надо ли говорить, что компании-конкуренты, активно разрабатывающие считающийся весьма перспективным американский интернет-рынок, стараются от "флагмана" не отставать и также предлагают свои решения аналогичных информационных задач. Иногда эти решения бывают хуже, а иногда и лучше, чем у Google.
Вместе с тем, сфера академических познаний демонстрирует (и всегда демонстрировала) довольно-таки заметную инерцию в сравнении с "анархическим" Интернетом. Хотя сам Интернет и вышел из ворот научных учреждений США, базы научных познаний в нем пока носят разрозненный характер. Научно выверенные материалы локализовались по сайтам учебных заведений и исследовательских центров и имеют различные уровни доступа - они могут быть как публичными, так и закрытыми, один материал можно легко обнаружить и прочитать с помощью браузера, а другой получится "достать" только с помощью хитрого запроса к базе данных, да еще и в нетривиальном формате.
Google решила побороться и с этой проблемой - она разработала специализированную поисковую машину по сайтам отдельных американских вузов (University Search), а минувшей осенью создала особую базу всевозможных научных публикаций и объединила ее в проект Google Scholar.
Но самым амбициозным информационным проектом Google можно назвать задачу по оцифровыванию книг, содержащихся в научных библиотеках. О его начале было объявлено в декабре, и рассчитан он как минимум на шесть лет. Об участии в проекте сразу заявили Общественная библиотека Нью-Йорка, библиотеки университетов Гарварда, Стэнфорда, Мичигана и британского Оксфорда, а к ним, как ожидается, примкнут и другие библиотеки и вузы. Миллионы содержащихся там самых разнообразных книг будут переведены в цифровой формат, проиндексированы Google и выложены в свободный доступ для населения - это, как предполагается, даст мощный толчок интеллектуальному развитию земной цивилизации, страдающей в современных условиях от так называемого "цифрового неравенства".
Как раз именно "цифровое неравенство", наравне с тоталитарными режимами и международным терроризмом, считается одной из главных помех, стоящих на пути глобального просвещения и демократизации населения нашей небольшой и хрупкой планеты. Недостаточное информационное обеспечение, как считается, заставляет миллиарды людей оставаться за чертой бедности, применять в жизни примитивные технологии, зачастую даже не подозревая о наличии давно выработанных решений, которые во много раз более эффективны.
Именно поэтому прогрессивная часть человечества выступает за создание интернет-библиотек, содержащих максимальное количество научно выверенной инфомации различного рода - и, конечно же, эта информация должна быть бесплатной, ибо те, кто находится по ту сторону "цифрового неравенства", вряд ли станут добровольно отдавать за нее свои кровные гроши, заработанные примитивными орудиями труда на плантациях, скажем, сахарного тростника.
Как правило, создатели масштабных "объединяющих информацию" проектов стараются обеспечить их "юридическую чистоту", следя за тем, чтобы собираемые материалы имели статус так называемого "общественного достояния" ("public domain") или аналогичный и не имели ограничений на распространение со стороны законов об интеллектуальной собственности.
Например, в 2001 году в США был создан проект Creative Commons, в рамках которого создается база лицензионно чистых медийных материалов всех типов - текстов, графики, звука и видео. Это делается для того, чтобы пользователи Интернета могли просвещаться и интеллектуально развиваться, используя содержимое базы для своих творческих продуктов без боязни стать объектом преследования со стороны владельцев авторских прав. В середине апреля аналогичный проект стартовал в Великобритании - его создала государственная вещательная корпорация BBC совместно с несколькими научными учреждениями. Корпорация планирует, в частности, выложить в свободный доступ свои документальные фильмы и телепрограммы. Правда, доступны они будут только для жителей Королевства, подключенных по широкополосным интернет-каналам - проект создается на деньги британских налогоплательщиков, и британское государство не может себе позволить за их счет снабжать бесплатным контентом весь остальной мир.
Однако усилия по просвещению населения Земли и преодолению "цифрового неравенства" тут же натолкнулись на один из наиболее острых вопросов современного мира - вопрос о многополярности. Так, поглядев на собирательскую работу, которую ведет Google, европейцы не на шутку обеспокоились: в феврале администрация Национальной библиотеки Франции выступила с заявлением, в котором обвинила Google в субъективизме при работе над своим проектом по оцифровке книг. Работающие в парижской библиотеке ученые полагают, что своим проектом Google хочет "навязать миру англосаксонскую и американскую точки зрения и утвердить мировое доминирование английского языка". В связи с этим руководство библиотеки призвало администрацию объединенной Европы принять меры по установлению идеологического баланса и организовать собственный аналогичный проект по созданию базы знаний, в которой было бы заложено европейское понимание вещей.
На минувшей неделе с аналогичным предложением в Евросоюз совместно обратились лидеры шести европейских стран. Они направили петицию, в которой предложили создать на основе материалов публичных библиотек стран Европы единую интернет-библиотеку. В петиции, в частности, говорится: "Наследие европейских библиотек уникально по богатству и разнообразию. Но если оно не будет оцифровано и выложено в Интернет, это наследие завтра может не найти своего места в будущей географии познания". По мнению подписавших письмо лидеров стран, нужно скоординировать уже ведущиеся в Евросоюзе работы подобного рода. Многие библиотеки переводят имеющиеся у них книги в цифровой вид, и эти ресурсы нужно объединить в единую сеть, которую можно было бы назвать "Европейской цифровой библиотекой".
И во вторник стало известно, что это предложение нашло позитивный отклик - премьер-министр председательствующего в ЕС Люксембурга Жан-Клод Юнкер объявил, что Евросоюз поддерживает идею большого библиотечного проекта Старого Света и дает "добро" на его реализацию. Таким образом, в ближайшее время стоит ожидать появления нового большого многоязычного информационного ресурса, который будет являться официальным носителем "неамериканской" точки зрения и фактом своего существования уравнивать баланс познания. Примечательно, что он, в отличие от проекта Google, имеет в своей основе инициативу, исходящую от государственных структур.
Российские интеллектуалы, проживающие, согласно историческим традициям, в "самой читающей стране в мире", в той или иной степени идут в ногу с мировыми тенденциями в области познания (кстати, наука о природе познания называется "эпистемология", специалистом в которой является один из создателей "Википедии" Ларри Сэнгер), и помощь Интернета в этом деле трудно переоценить. Не столь активно, как на Западе, но все же в России ведутся работы по собиранию "оцифрованных знаний" на русском языке - взять хотя бы ту же русскую часть "Википедии".
Как и на Западе, в первую очередь обогащать Интернет суммой познания взялись энтузиасты. Центральной фигурой среди российских энтузиастов такого рода является сотрудник НИИ системных исследований РАН Максим Мошков, в частном порядке в 1994 году создавший интернет-библиотеку Lib.Ru, которая на сегодняшний день является крупнейшей и знаменитейшей русскоязычной библиотекой оцифрованных текстов, находящихся в свободном доступе. Большинство текстов там появились благодаря работе других многочисленных энтузиастов, проводящих работы по оцифровке бумажных книг и присылающих результаты Мошкову, который обеспечивает их систематизацию и хранение в Интернете.
Сейчас в России существует также множество других интернет-библиотек. В последнее время среди них заметное место стали занимать проекты научных учреждений, которые ведут все более активную работу по оцифровке и компьютерной систематизации литературного достояния. В частности, "интернетизация" фондов полным ходом идет в главной библиотеке страны - Российской государственной (РГБ), бывшей библиотеке имени Ленина. По логике вещей, многие из этих проектов должны внести свой вклад в создание евробиблиотеки, учитывая, что Россия во многом - европейская страна, а русский язык - один из наиболее значимых языков мировой культуры.
Для библиотечной сферы, согласно, опять же, историческим традициям нашего государства, неизбежно столкновение интересов распространителей и потребителей бесплатной текстовой продукции и держателей авторских прав на те или иные тексты. Максим Мошков применяет достаточно простую, но эффективную и логичную в российских условиях тактику - в случае, если в его собрании оказываются тексты, вступающие в конфликт с копирайтным законодательством, он убирает их по первому требованию авторов.
К сожалению, в российском бизнесе в какой-то неудачный момент истории нашлись люди, которые, руководствуясь интересами наживы, вознамерились деятельность Мошкова пресечь - это сотрудники печально известной компании "КМ-онлайн" (сокращение от "Кирилл и Мефодий - онлайн"), известные тем, что они предпочитают зарабатывать на информации, созданной чужими руками, и не останавливаются в рамках этой задачи ни перед чем. В частности, они захотели сделать свою интернет-библиотеку, но тексты из нее, разумеется, не раздавать, а продавать. Для этого сотрудники "КМ-онлайн" разработали сложную бизнес-модель.
Сначала они "привлекали потенциальных клиентов" - их библиотека была бесплатной, и в ней содержались многочисленные произведения, скопированные ими из Интернета, в том числе из той же библиотеки Lib.Ru. Затем они начали постепенно переводить свою библиотеку на платную основу, а для того, чтобы клиенты принесли им больше денег, решили попытаться "устранить конкурентов" - договорились (предположительно, опять же, за деньги) с несколькими российскими писателями, которые по их просьбе внезапно подали в суд на Мошкова и ряд держателей других интернет-библиотек за нарушение их, писателей, авторских прав. При этом тексты, вызывающие подобные юридические вопросы, бизнесмены из собственной библиотеки быстро убрали и теперь заявляют в судах о своей безупречной чистоплотности. Судов проходит сразу несколько в разных городах, и они продолжаются и по сей день.
К счастью, возникшее в обществе внимание к создавшейся проблеме вышло за рамки узких коммерческих интересов отдельно взятых бизнесменов и стало обсуждаться на самых разных уровнях, в том числе на государственном. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (бывшее Министерство печати) в декабре создало специальную рабочую группу, которая призвана выработать меры по защите интернет-библиотек, несущих важную для государственного развития функцию, от юридических неприятностей, создать для них правовую базу и ясно обозначить требуемые рыночной конъюнктурой ограничения.
Социальную значимость интернет-библиотек осознают также и в Министерстве образования и науки России. В январе этого года начальник отдела образовательных технологий министерства Сергей Смирнов в интервью "Ленте.Ру" высказал мнение, что для эффективной работы электронных библиотек в системе образования были бы полезны изменения в соответствующей законодательной базе. В частности, можно создать приемлемые юридические определения для таких понятий, как "электронная библиотека", "электронная книга", "электронный учебник" и другие, которые могли бы быть официально утверждены приказом министерства для использования в народном просвещении и впоследствии лечь в основу законопроектов, регламентирующих образовательную деятельность в стране. Смирнов отметил, что министерство в ходе этой работы готово принимать и учитывать предложения российского интернет-сообщества: Его представители могли бы выступать от имени некоего единого объединения, представляющего его интересы, отметил Смирнов.
Вероятно, нам следует ожидать прихода времен, когда правовые баталии сойдут на нет, юридическая основа интернет-книгохранилищ будет четко определена и они будут спокойно работать, а научные и образовательные учреждения с государственным финансированием преодолеют соблазн тексты общественно значимых книг продавать через Интернет за деньги. Если очень постараться, то можно даже представить себе, что когда-нибудь оцифрованное российское книжное достояние составит конкуренцию онлайновым собраниям текстов США и Евросоюза.
Сергей Рублёв