Именно благодаря Украине к революциям, происходившим (если этот глагол можно использовать в прошедшем времени) на постсоветском пространстве, намертво прилип эпитет "оранжевые". И не потому, что киевлянам особенно удался подбор цвета, а оттого, что события на Майдане Незалежности вызвали огромный резонанс во всем мире. Пока неясно, что, кроме гордости за державу и гуманитарной помощи от США, получили украинцы от своей революции. 10 глава проекта "1/6 часть суши" посвящена Украине.
Общая информация
Площадь Украины – 603700 квадратных километров. Украина граничит с Россией, Польшей, Словакией, Венгрией, Молдавией, Румынией и Белоруссией. На Украине живет около 47 миллионов 700 тысяч человек. Согласно официальным данным, украинцы составляют 73 процента населения республики, а 21 процент составляют русские (по данным РИА "Новости"). При этом, как утверждает фонд "Демократические инициативы", примерно 40-60 процентов жителей страны используют русский язык в повседневной практике, а 29 процентов считают его родным. Тем не менее государственным языком республики является украинский. Украина – унитарное государство, но в ее состав входит Автономная республика Крым.
19 процентов населения Украины принадлежат к пастве Киевского патриархата Украинской православной церкви, 9 процентов предпочитают окормляться в приходах Московского патриархата Украинской православной церкви, еще 16 процентов просто считают себя православными, 6 процентов являются униатами. В республике также проживают протестанты, католики, иудеи и адепты других мировых религий.
Крупнейшие города: Киев (столица - 2,6 миллиона человек), Харьков - 1,4 миллиона человек, Днепропетровск (1 миллион человек), Донецк (1 миллион человек), Одесса (1 миллион человек). Условно Украину принято делить на более индустриализированные восточные области, традиционно тяготеющие к сближению с Россией, западные области, находящиеся под европейским влиянием, и многонациональный Крым, в котором в начале 1990-х годов были сильны сепаратистские тенденции.
Политическая система: без пяти минут парламентская республика
Во время правления Леонида Кучмы на Украине началась политическая реформа, направленная на превращение ее в парламентскую республику. Если сейчас кандидатуру премьер-министра республики президент вносит в парламент по собственному усмотрению, то после проведения реформы его решение будет зависеть от мнения партий, победивших на парламентских выборах. Более того, кабинет министров будет формироваться не президентом, как это делается сейчас, а депутатами, и правительство будет нести ответственность перед парламентом. И хотя глава государства сможет вносить в Раду кандидатуры министров обороны и внутренних дел, а также главы СНБ, последнее слово в назначении этих чиновников также будет за депутатами. Таким образом, после проведения реформы полномочия президента будут сильно ограничены, и большая часть ответственности за судьбу страны ляжет на парламент, члены которого будут избираться по партийным спискам. Политическая реформа также коснется местного самоуправления и даст больше полномочий украинским регионам.
До "оранжевой революции" сторонники Виктора Ющенко выступали против проведения политреформы. Как полагали их противники, это было связано с уверенностью Ющенко в своей победе на президентских выборах и, следовательно, с его нежеланием делиться властью с парламентом. Как известно, в момент политического кризиса, сложившегося на Украине после второго тура президентских выборов, Ющенко и его противники пошли на компромисс, в конце концов позволивший оппозиционному лидеру стать президентом. Одним из условий этого компромисса являлось вступление в силу связанного с политреформой пакета законов и поправок к конституции не позднее 1 января 2006 года. Сейчас некоторые политики подозревают Ющенко в желании нарушить это обещание или исказить суть политреформы, хотя сам украинский президент клянется, что уже в следующем году Украина станет парламентской республикой.
В настоящий момент условно "провластными" можно назвать три политические партии. Это Народный союз "Наша Украина" (лидер – Виктор Ющенко), БЮТ (лидер – премьер-министр Юлия Тимошенко) и Народная партия Украины (лидер – спикер Рады Владимир Литвин). Три вышеназванные группы сформировали коалицию с целью обеспечения принятия парламентом президентских и правительственных инициатив, а также для выступления единым списком на ожидаемых через год парламентских выборах. В парламенте есть также ряд мелких фракций, по многим поводам согласных с нынешней властью. В любом случае, существующие сейчас союзы можно назвать скорее тактическими, чем идейными.
Еще до прихода к власти лидеры "оранжевой революции" пообещали привлечь к ответственности людей, провинившихся при старом режиме. И хотя заказчиков убийства журналиста Гонгадзе пока не нашли, расследование этого дела уже довело до самоубийства бывшего главу МВД Юрия Кравченко. А 25 марта было заведено уголовное дело на одного из сторонников Виктора Януковича - главу Донецкого облисполкома Бориса Колесникова. Официально он обвиняется в вымогательстве, однако оппозиция считает, что речь идет о политическом преследовании. Уголовное дело по факту злоупотребления служебным положением возбуждено также в отношении теперь уже бывшего мэра Одессы Руслана Боделана, ныне отправленного в отставку. Всего же за первые месяцы текущего года МВД и прокуратура допросили несколько десятков высокопоставленных бывших и нынешних украинских чиновников.
После "оранжевой революции" новые украинские лидеры пообещали прекратить практику давления на СМИ. Пока что от бывших провластных телеканалов ("Интер" и НТН) поступали лишь мелкие жалобы на действия властей. Если же говорить о реформаторской активности "команды Ющенко", то, как полагают эксперты, до парламентских выборов новая власть вряд ли решится на какие-либо серьезные реформы, кроме обещанной политической.
Лидер: Виктор Ющенко
Президент Украины Виктор Ющенко родился в 1953 году в Сумской области. Окончил Тернопольский финансово-экономический институт. За спиной у Виктора Ющенко - годы работы в банковской системе (по результатам рейтинга журнала "Global Finance", в 1997 году он вошел в шестерку лучших финансистов мира). Жена нынешнего украинского президента - бывший сотрудник Госдепартамента США. В декабре 1999 года Ющенко был по совету представителей этого учреждения назначен премьер-министром Украины. Покинул он этот пост 27 апреля 2001 года под давлением как левой оппозиции, так и олигархов из окружения Кучмы. Премьерство Ющенко запомнилось народу выплатами задолженностей по зарплатам и пенсиям и борьбой с коррупцией.
Именно этот факт и делает его столь популярным политиком. В 2001 году Ющенко возглавил предвыборный блок "Наша Украина", в который вошли как правые партии, так и националистические демократические партии (сейчас последние, скорее всего, образуют собственный, отдельный от президентского, но лояльный ему, блок). "Наша Украина" заняла первое место на парламентских выборах 2002 года. На президентские выборы 2004 года Ющенко шел при поддержке различных правых и социал-демократических партий (именно перед выборами с ним начала сотрудничать Юлия Тимошенко). Ющенко быстро стал символом "европейской Украины", борцом с коррупцией, народным любимцем (особенно после того, как неизвестные отравили его диоксином) и главным кандидатом на президентский пост. После второго тура выборов оппозиция обвинила власть в фальсификациях результатов в пользу Виктора Януковича, в стране начался затяжной политический кризис, который завершился переголосованием. В результате Ющенко стал президентом Украины. В этом качестве он также претендует на роль лидера нового союза постсоветских государств, освободившихся от полуавторитарных режимов и влияния России.
Оппозиция
Как известно, на роль главы украинской оппозиции претендует неудачливый "кандидат власти" на президентских выборах Виктор Янукович. Согласно недавним опросам, его партия "Регионы Украины" пользуется поддержкой 20 процентов избирателей, что, по украинским меркам, совсем неплохо. Однако эта цифра значит, что рейтинг партии сократился за последние месяцы на 10 процентов. Возможными союзниками "регионалов" на выборах станут прогрессивные социалисты (лидер – Наталья Витренко), защищавшие до оранжевой революции позиции власти. Судя по всему, силы, возглавляемые Януковичем, попытаются "окучить" русскоязычный левый электорат. Скорее всего, их ожидают трудности, так как игроков на этом поле на Украине и так немало.
Вот например, социалисты Александра Мороза. Весьма вероятно, ближе к парламентским выборам именно они станут настоящей оппозицией. Сейчас их к категории противников власти отнести нельзя хотя бы потому, что по результатам осеннего договора между Морозом и Ющенко представители СПУ занимают важные посты во властных структурах. В частности, социалист Юрий Луценко возглавляет МВД, член СПУ Валентина Семенюк руководит Фондом госимущества, другим членам соцпартии достались образовательный и сельскохозяйственный портфели. Так что для того, чтобы выйти с оппозиционными лозунгами, социалистам придется сначала отозвать своих людей из правительства. Сейчас Мороз готовится к предвыборной кампании, выступая против вступления Украины в НАТО, заводя дружеские отношения с российской партией "Родина" и требуя предоставить русскому языку статус официального.
Кроме этого, на Украине еще не потеряли популярность коммунисты, и рейтинг КПУ составляет сейчас 6 процентов. Наконец, не следует забывать о Юлии Тимошенко - как показывают опросы общественного мнения, ее рейтинг в последние месяц неуклонно растет и, по некоторым данным, недавно на полпроцента превысил рейтинг самого Ющенко. Поэтому у Тимошенко есть возможность получить очень многое за свое участие в парламентских выборах в единой связке с "Нашей Украиной", рейтинг которой, по последним данным, сейчас составляет около 30 процентов.
Для того чтобы Виктор Ющенко и его сторонники получили больше половины мест в будущем парламенте, им необходимо консолидировать все национал-демократические силы республики. Успех же оппозиции, особенно если она встанет на "левые" позиции, будет всецело зависеть от неудач нынешнего правительства в экономической сфере.
Экономика
В 2004 году ВВП Украины вырос на 12 процентов. И хотя этот рост еще не сулил населению республики мгновенного процветания, он дал украинцам надежду на то, что еще чуть-чуть – и они начнут жить "как в Европе". Многие считают, что именно эта надежда заставила представителей малого бизнеса помогать оппозиции, а граждан всех профессий – собираться на майдане. Свою работу правительство Украины начало с весьма популистского хода – оно повысило расходную часть бюджета на 25 процентов, чтобы поднять различные выплаты населению. Однако такая амбициозность тут же поставила украинскую власть перед необходимостью где-то найти дополнительные деньги. Поэтому норматив обязательного отчисления от прибыли для госпредприятий был увеличен с 15 до 50 процентов, на 50 процентов были подняты тарифы на грузоперевозки.
Так случилось, что в начале 2005 года на Украине начался рост цен на продукты питания и бензин. Для того чтобы остановить рост цен на мясо, было принято решение снизить до 10 процентов импортные пошлины на мясную продукцию. Ясно, что это решение может разорить украинских мясопроизводителей, чей товар всего на 30 процентов дешевле импортного. Еще более широкую известность получила история с надбавками к ценам на нефтепродукты. Юлия Владимировна обвинила российские нефтеперерабатывающие предприятия в том, что они искусственно завышают цены на топливо перед посевной кампанией, и в приказном порядке распорядилась ограничить надбавки 15 процентами. В ответ некоторые компании, например ТНК-BP, заявили, что могут и вообще больше не продавать бензин жителям Украины.
Энергетическая зависимость Украины от РФ и богатого газом Туркменистана приносит руководству этой страны массу проблем. При этом предпринятая Ющенко попытка уговорить Туркменбаши поставлять в республику газ по сниженным ценам не увенчалась успехом (как говорят, виной всему советники, не успевшие должным образом подготовить Ющенко к визиту в Туркмению), поэтому украинцы будут платить Ниязову по 60 долларов за тысячу кубометров. Проект же участия "Газпрома" в развитии системы украинских газопроводов, способный принести республике деньги, которые пойдут на покупку российского газа, до сих пор не вошел в фазу реализации.
Кроме этого 20 апреля Нацбанк Украины провел неожиданную валютную интервенцию, повергшую в шок все население страны. Он установил курс доллара к гривне равный 5,05 гривен за доллар, то есть за сутки доллар "полегчал" на 14 копеек. Население в панике бросилось продавать американскую валюту. И сколько бы ни говорили чиновники о недооцененности гривны и увеличении покупательной способности граждан Украины, укрепление национальной валюты снизило конкурентноспособность местных производителей.
Впрочем, наиболее обеспеченные из них думали не о курсах валют, а о судьбе собственного бизнеса в свете неясных намерений властей. 26 января Юлия Тимошенко заявила, что кабинет министров аннулировал все документы о приватизации компании "Криворожьсталь" и что процесс ее возвращения в госсобственность пройдет в максимально сжатые сроки. Пакет акций этой крупнейшей в республике металлургической компании принадлежит соратнику Кучмы Ринату Ахметову и зятю экс-президента Пничуку, поэтому это заявление и последовавшие за ним судебные решения могли быть восприняты как гонения на сторонников старого режима. Однако одновременно Тимошенко сообщила о наличии некоего списка предприятий, подлежащих реприватизации. По разным сообщениям, в этот список попали от 3000 до 30 предприятий, но точные данные до сих пор не известны никому.
Вряд ли эта история поможет Украине добиться получения статуса страны с рыночной экономикой. А ее население пока продолжает жить на зарплаты, в среднем едва превышающие сто долларов США. Рост ВВП Украины в текущем году составит, по прогнозам правительства, всего 7-8 процентов.
Силовые структуры
Многие представители украинской "прогрессивной общественности" возмущены тем, что Виктор Ющенко не отправил в отставку генпрокурора Святослава Пискуна, который занимал эту должность еще при Кучме. Пискуна от отставки спас тот факт, что в самый ответственный момент он поддержал революционеров, а также то, что он не успел ничем особенным запятнать свое имя. Вообще же после прихода к власти Ющенко на различных руководящих должностях было заменено в общей сложности 18 тысяч человек, в том числе в МВД и СНБ.
Как уже было сказано выше, силовые органы сейчас заняты в первую очередь раскрытием преступлений предыдущей власти. Достается не только бывшим чиновникам, но и еще вполне действующим олигархам. Например, по некоторым данным, помогавший Януковичу Ринат Ахметов сейчас скрывается в Москве, а с 13 апреля МВД и служба безопасности проверяют предприятия принадлежащего ему акционерного общества "Систем кэпитал менеджмент". 27 апреля задержан начальник Приднепровской железной дороги Александр Мамот, который обвиняется в "разворовывании имущества в особо крупных размерах". МВД утверждает, что все эти деньги пошли на президентскую кампанию. Ближайший сподвижник Януковича на выборах Нестор Шуфрич вызван на допрос в связи с якобы незаконным использованием скважин в Полтавской области, где ежемесячно добывалось энергоносителей на 1 миллион долларов.
Через пару недель после инаугурации Виктора Ющенко журнал "Русский Newsweek" писал, что сотрудники украинской дорожной полиции не берут взяток. По-видимому, отсутствие вымогательства на дорогах становится постепенно чуть ли не главным символом достижений цветной революции в любой стране. Точной статисткой о взяточничестве в рядах украинских правоохранительных органов мы не располагаем. Зато доподлинно известно, что в Киеве и других городах Украины теперь регулярно возбуждаются уголовные дела, фигурантами которых становятся силовики-мздоимцы.
Выборы
Слово "выборы" в сочетании со словом "Украина" произносилось в конце 2004 года так часто, что мало у кого сейчас осталось желание долго распространяться на эту тему. На предыдущих парламентских выборах блок Ющенко "Наша Украина" получил большее, чем остальные партии, количество мест в парламенте. Хроника последних президентских выборов достойна отдельной статьи. К сожалению, единственным внешним источником оценки честности этих выборов являлись ОБСЕ и другие западные организации. С их точки зрения, первые два тура были несправедливыми, а третий – соответствовал международным стандартам. Штаб Януковича был уверен в обратном, однако большая часть его жалоб на ЦИК не была удовлетворена. Выборы в парламент Украины пройдут в последнее воскресенье марта 2006 года, и вся политические силы уже заняты активной подготовкой к кампании.
Позиция РФ, США и ЕС
Как известно, привлекательность оппозиции для населения Украины определялась, в частности, тем, что ее лидеры много говорили готовности республики стать членом ЕС. В пользу рассмотрения кандидатуры Украины в самый горячий революционный период высказывались даже отдельные европарламентарии. Хотя в нашем мире нет ничего невозможного, говорить о вступлении Украины в ЕС в обозримом будущем нельзя. Сейчас даже проукраински настроенный президент Польши Александр Квасьневский, не говоря уже о еврокомиссарах, уверен, что присоединение этой республики к Евросоюзу – вопрос десяти или даже более лет. Так что украинцам остается работать с ЕС по программе "Новые соседи", постепенно повышая уровень развития своей политической и экономической системы. Зато членом НАТО республика может стать уже через три года, а вступить в ВТО – еще раньше. В любом случае, Украина сейчас – любимица Европы и США. Размер финансовой помощи, которую Конгресс США пообещал республике, достигает 60 миллионов долларов (Конгресс США сократил-было эту сумму до 33 миллионов, но изменил свое решение во время апрельского визита Ющенко в Вашингтон).
Можно сказать, что на примере Украины Запад может доказать миру, что демократия – это хорошо не только для США или ЕС, но и для населения страны, в которой она устанавливается. Что касается РФ, то сколько бы ни говорили наши политики о необходимости поставить на место зарвавшихся "малороссов", главным для нас в отношениях с братской республикой является прагматика – газовый консорциум магистрали, рынки сбыта, инвестиции и демаркация границ. Об этом свидетельствует, в частности поведение Путина во время его недавнего визита в Киев. Правда, у российской власти есть способ поддерживать имидж обиженной сверхдержавы через своих отдельных представителей - таких, как генпрокурор Устинов, поспешивший на фоне подготовки визита Юлии Тимошенко в Москву заметить, что ее уголовное дело в России еще не закрыто.
Разговоры о прагматизме новых российско-украинских отношений верны, если иметь в виду Украину как отдельное государство. Если же всерьез воспринимать претензии руководства этой страны на формирование новой постсоветской политики, лишающей Россию роли центра на пространствах бывшего СССР, то "оранжевая власть" не может не тревожить Кремль. Тем более после неоднократных заявлений Ющенко о необходимости пересмотреть основы существования СНГ и внимательно изучить документы по ЕЭП, а также в свете его поведения на саммите ГУУАМ в Кишиневе. Там президент Украины беспардонно вторгся на поле, которое РФ долгое время считала своим – урегулирование приднестровского конфликта.
До и после революции
100 дней, а именно столько исполнилось 3 мая "режиму Ющенко", совсем недостаточно для того, чтобы судить об успешности или неуспешности той или иной власти. Если украинцы пришли на майдан с целью улучшить свое экономическое положение, то пока что они имеют все основания считать, что сделали это зря. Конечно, если Ющенко и Тимошенко сотоварищи действительно победят коррупцию и создадут благоприятные условия для бизнеса, то Украина имеет все шансы подняться с экономических колен. Однако пока что под антикоррупционной оберткой действий новой власти отчетливо просвечивает обычная политическая борьба. Вместе с тем, у украинской революции есть как минимум один позитивный момент, и он, в конце концов, может оказаться очень важным. Новая украинская власть обязана своей победой населению республики в гораздо большей степени, чем, например, Путин обязан россиянам. И хотя в истории (даже относительно недавней российской) есть примеры, когда этот факт власть ни в чем не ограничивал, можно надеяться, что Ющенко и политики, которые когда-нибудь сменят его, будут строить свои отношения с населением на иных принипах, чем это делали их предшественники.
Елена Любарская