Главное
23:14, 13 мая 2005

Шпиономания в отдельно взятой стране Руководители разведок поделились с депутатами секретной информацией

Андрей Кузнецов

Охотникам и рыболовам свойственно преувеличивать размер пойманной добычи. Сидя в кругу друзей, рыбак разводит в стороны руки, рассказывая, как он поймал вооот такую щуку. Также и охотник не прочь прихвастнуть, что он завалил вооот такого, к примеру, секача. Возможно, подобные традиции существуют и у сотрудников правоохранительных органов. Легко представить, как какой-нибудь майор или, чего уж там, настоящий полковник, приняв на грудь, вдруг поведает, как он сотоварищи окружили целую банду, и что их было человек сто, и что оружия у них было на пару дивизий, и все как один двухметровые громилы, жуткие и бородатые.

Все это понятно, и даже в некоторой степени приятно осознавать, что и этим людям ничто человеческое не чуждо. Несколько странно было бы услышать подобные речи от одного из главных российских силовиков и к тому же на трибуне столь представительного собрания, как Государственная Дума Российской Федерации. Однако именно это и произошло во время выступления перед народными избранниками шефа ФСБ Николая Патрушева.

Головокружение от успехов

То ли генералу помстилось, что он на дружеской вечеринке, то ли еще какой бес ткнул его под ребро, только бахвальство главы российских контрразведчиков вдруг приняло какие-то просто неприличные размеры. Вот вам 70 предотвращенных терактов, а вот вам некие Хубиев, Панарин и Шалаев, которые совершили все самые известные злодейства за последнее время. От взрывов на "Автозаводской" и у "Рижской" в Москве, электричек в Кавминводах до пиротехнических забав на автобусных остановках в Воронеже и Краснодаре.

С самого начала несколько смущает цифра 70. Если это официальные данные, то неплохо было бы уточнить, когда, кто, и зачем пытался совершить эти теракты, или хотя бы, за какой период эти сведения. Если же это некая абстрактная цифра, полученная методами приснопамятного советского Госплана, то выпускник Высшей школы КГБ должен бы помнить из курса психологии, что четные числа вызывают меньшее доверие, нежели нечетные, не говоря уж о круглых.

Если бы Патрушев назвал 67 или 71, это бы выглядело как-то естественнее. А то на фоне сообщений о задержанном в Воронеже бомбисте, который якобы успел поучаствовать почти во всех крупнейших терактах последнего времени (разве что за исключением Беслана) и был знаком чуть ли не с бин Ладеном, подобные информационные заряды вызывают желание повнимательнее присмотреться, как к их содержанию, так и к личности субъекта их проговаривающего.

ДИРЕКТОР ФСБ НИКОЛАЙ ПАТРУШЕВ. Кадр НТВ
Lenta.ru

Между тем, глава ФСБ не только поведал об успехах вверенной ему организации, но и поделился с внимавшим ему залом имеющимися трудностями. Так он, например, обвинил иностранные спецслужбы, что те использует в своей работе некие нетрадиционные методы, что, по-видимому, приводит в замешательство отечественных чекистов. В качестве одного из этих методов Патрушев указал на образовательные программы, в рамках которых пропагандируются чуждые интересы и собирается важная информация.

Следует отметить, что речь при этом идет не столько о России, сколько о постсоветском пространстве или, в терминологии официальных лиц, о странах СНГ. В этих вот странах повышенная с помощью западных грантов образованность населения привела к известным событиям в Грузии, на Украине и далее везде. "Россию не хотят видеть в качестве сильного союзника", - сокрушается Патрушев.

Республика в кольце фронтов

Странно слышать такие заявления при отсутствии четко определенного политического курса по отношению к бывшим советским республикам. С самого начала российское руководство работало в этой сфере, как говорится, по факту, а не на упреждение. И даже нельзя сказать, что в Кремле исповедовали по отношению к Шеварднадзе или Кучме политику "пусть это сукин сын, но это наш сукин сын". Если бы они были нашими, то не возникало бы проблем с Панкисским ущельем в Грузии, где нашли приют чеченские террористы, и через которое осуществлялся и, вполне возможно, продолжает осуществляться транзит наемников и вооружений из дальнего зарубежья.

ОРАНЖЕВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В КИЕВЕ. Фото из ЖЖ amazi.
Lenta.ru

Да и в случае с Украиной достаточно вспомнить, как конфликт вокруг косы Тузла, которая на самом деле остров, чуть не привел к вооруженному противостоянию между двумя славянскими государствами. А то, что Киев беззастенчиво пользовался российским газом из проходящих по территории Украины трубопроводов, ну это уже так - по-соседски.

Мягко говоря, неумные решения российских политиков, а иногда и их преступное бездействие гораздо больше способствуют тому, что бывшие советские республики предпочитают дистанцироваться от большого брата, и никаких специальных образовательных усилий для этого не требуется. То, что Патрушев кивает в сторону просветителей, которые ведут подрывную работу против российского влияния, говорит скорее о том, что в создающейся ситуации высшее политическое руководство уже не может придумать ничего лучше, как кинуть лозунг "Отечество в опасности", и представлять себя лидерами новорожденной Советской России в кольце вражеских фронтов.

Понятна и умилительна забота о верном, но своенравном союзнике Александре Лукашенко, на свержение которого по сведениям подопечных Патрушева некая западная неправительственная организация выделила аж 5 миллионов долларов. Меж тем именно такую сумму белорусской оппозции собрался выделить Конгресс США, о чем во всеуслышание и объявил месяц назад. Кроме того, еще что-то оппозиционерам обещал подкинуть Европейский Союз.

Даже если предположить, что шеф ФСБ обнаружил еще какие-то незадекларированные 5 миллионов, все равно представляется маловероятным, что на эти деньги можно устроить в Белоруссии "бархатную революцию". Любой маркетолог скажет вам, что этого хватит на проведение среднемасштабной рекламной кампании с некоторым количеством промо-акций и соответствующей пиар-поддержкой. Кардинально переломить тенденцию на рынке в итоге все равно не удастся, разве что повысить узнаваемость бренда, в данном случае "цветной революции", что конечно тоже неплохо, но вряд ли приведет к ниспровержению устоев.

Смерть шпионам

Пример Патрушева не оставил равнодушным и еще одного высокопоставленного разведчика, подвигнув его на ряд удивительных заявлений. Первый замдиректора СВР Владимир Завершинский в интервью "Российской газете" бодро отрапортовал, что в руках зарубежного правосудия не находится ни один из кадровых сотрудников российской внешней разведки. Более того, он подчеркнул, что никто из его подчиненных не провел длительное время в узилище, а если кто туда и попадал, то его своевременно вызволяли, обменивали или принимали другие меры для освобождения.

ШТАБ-КВАРТИРА СВР В ЯСЕНЕВО.
Lenta.ru

Подобная откровенность похвальна, если бы не казалась чистейшем воды трюизмом. Кадровые сотрудники и так все наперечет, и для того, чтобы загреметь надолго или ненадолго, нужно, например, кого-нибудь убить или хотя бы покалечить. А в цивилизованных странах уличенным в шпионаже разведчикам, которые работают под видом дипломатов или журналистов, как правило, предлагают, в некоторые, причем очень сжатые сроки, покинуть страну пребывания. Кроме того, для разрешения конфликтных ситуаций существует институт резидентуры, местонахождение которой после окончания холодной войны уже не держится в тайне от коллег-соперников, и которой в означенных случаях и высказывают претензии потерпевшие.

Другое дело нелегалы, которые, даже будучи кадровыми сотрудниками, не должны признаваться в том, что таковыми являются, и соответственно родная страна в известных обстоятельствах может и отречься от них ради общего блага. Об этих людях знает только очень ограниченный круг людей, а их имена и дела становятся известными иногда лишь спустя десятилетия.

Причем в таком вот положении находятся как разведчики-нелегалы, так и шпионы-нелегалы, если пользоваться устоявшейся советской терминологией для различения "наших" и "ненаших". Тем забавнее слышать из уст господина Завершинского слова о том, что он даже теоретически не может себе представить, чтобы в России работали внедрившиеся иностранные агенты-нелегалы.

Из этого заявления можно сделать несколько весьма парадоксальных выводов. Получается, что Россия больше никому не интересна, так что и устраивать тут долговременные шпионские игрища - а работа с нелегалами именно такова - не имеет смысла. Другой вариант - первый замдиректора СВР пытается очистить от ложных измышлений ряд известных лиц.

Только ленивый из стана коммуно-патриотов не обвинял Горбачева-Ельцина и прочих "гайдаро-чубайсов" в работе на западные спецслужбы. То есть - все это сплошной навет и клевета, раз СВР заявляет об отсутствии шпионов на территории России, а указанные лица по-прежнему находятся здесь, и некоторые даже на руководящих должностях.

Сумерки богов

Возникает еще одна забавная мысль. Учитывая, что Путин и его приближенные из питерской ЧК не раз то ли в шутку, то ли всерьез заявляли о том, что были внедрены в руководство страны и свою задачу выполнили, ergo, они больше не намерены притворяться и готовы показать свое истинное лицо.

Все же, в действительности говорить о том, есть или нет в России иностранные нелегальные агенты, можно, только имея доступ к самой секретной документации всех заинтересованных спецслужб, что представляется маловероятным. Тогда зачем же делать столь опрометчивые на первый взгляд заявления?

Заявления и Патрушева и Завершинского в итоге сходятся к одному: внутренние и внешние враги не дают выполнить задуманное. И это может отражать кризис команды Путина, которая за пять лет так и не смогла стать реальным политическим и экономическим лидером на постсоветском пространстве.

Поэтому и приходится искать причины потери влияния в происках Запада, экономических неурядиц - в нечистых на руку олигархах, а общего падения морали и нравов - в телевизионной картинке. Выстроенная президентом вертикаль власти оказывается не столь уже вертикальной, а скорее напоминает Пизанскую башню. Да и механизмы в нее входящие оказались намертво приварены к основанию, поэтому любое резкие движение грозит обрушить всю конструкцию, обитателям которой ничего не остается, как воображать себя то ли храбрыми витязями, в одиночку противостоящими коварному супостату, то ли хранителями древних реликвий, которые хоть и наделены сакральным значением, но для большинства современников имеют лишь материальную ценность.