Как заставить россиян почувствовать себя единой нацией? Чтобы все как один решительно, плечом к плечу, по возможности стройными рядами, да не по команде, а в едином порыве, невзирая на снег, дождь, жару и прочие непогоды? Ну можно, например, дождаться, пока на Россию нападет какой-нибудь неприятель. Внешний враг. Для национального согласия нет ничего лучше, чем внешний враг. Ну или какое-нибудь стихийное бедствие - тоже вполне себе подойдет для национальной самоидентификации. Но враг когда еще решится напасть на Россию - вон как праздновали минувшую Победу! А стихийное бедствие, во-первых, чревато жертвами, впрочем, как и война, а во-вторых - ну какое такое бедствие, скажите на милость, может разом накрыть 1/7 часть суши? Нет, для объединения страны, страдающей от отсутствия национальной идеи, все это не подходит. Но во вторник правительство России доказало, что недаром ест хлеб налогоплательщиков - ему удалось в одночасье заставить россиян почувствовать себя единой и неделимой общностью. Причем, совершенно бескровно.
Несколько дней назад стало известно, что правительство собирается рассмотреть законопроект, ограничивающий ввоз в Россию автомобилей с правым рулем. Это сообщение, распространенное в отечественной прессе, разумеется, откликнулось в сердцах российских автолюбителей леденящим душу криком - завтра запретят иномарки с правым рулем! В такие моменты неспособный на первый взгляд к организованным выступлениям русский народ проявляет чудеса единения. 19 мая, когда этот вопрос должно было рассмотреть правительство, по всей России прошли многотысячные демонстрации возмущенных автомобилистов. Демонстранты определились с символикой и цветом акции протеста (не мудрствуя лукаво, выбрали украинский оранжевый), были распечатаны плакатики, найдены японские флаги... Выпуски новостей в четверг с утра были заполнены репортажами о демонстрациях. Эти митинги, которые прошли в большинстве крупных городов России, были такими же многочисленными, как и ночные гуляния, посвященные победе футболистов из ЦСКА, завоевавших накануне кубок УЕФА.
Самыми многочисленными были демонстрации в Приморском крае. Это и понятно - по статистике, в этом регионе более 90 процентов автомобилей - японского производства (то есть большинство из них - "праворульные"). Однако одним Владивостоком дело не ограничилось. Акции протеста прошли в Омске, Хабаровске, Москве, Санкт-Петербурге, Магадане, Волгограде, Петропавловске-Камчатском, на Сахалине. В Москве, по неофициальным данным, прошло сразу несколько демонстраций - слиться в одну им не дали, по одним данным, оперативно отреагировавшие на эту ситуацию сотрудники ГАИ, по другим - неорганизованность самих демонстрантов. Впрочем, к Белому дому, говорят, некоторые прорвались. Во Владивостоке колонна, в которой участвовало несколько тысяч машин, благополучно проследовала с зажженными фарами, флагами и оранжевыми ленточками через весь город до места сбора, где состоялся митинг протеста против планов правительства. Многие участники акции рассказывают о том, что ГИБДД пыталось противодействовать - их "запирали" патрульные машины, у автомобилистов забирали права, после чего оформляли протоколы о мелких правонарушениях, таких как подача звукового сигнала без основания. Известен, по крайней мере, один случай, когда подобный протокол был составлен в отношении автомобилиста, у которого сигнал не работал вообще.
К счастью, до серьезных столкновений дело не дошло. Возможно, тому виной благодушное настроение демонстрантов и инспекторов ГАИ после победы ЦСКА. Не исключено, что сыграло свою роль заявление премьер-министра Фрадкова, который на заседании правительства заявил, что запрещать автомобили с правым рулем не собирается (эту новость тут же передали по радио и ТВ). На самом деле правительство на заседании в четверг рассматривало вопрос о реализации в среднесрочной перспективе (2005-2008 годы) приоритетных задач, предусмотренных концепцией развития автомобильной промышленности.
Запрета на использование автомобилей с правым рулем в этом документе не содержалось. По крайней мере, тотального. "Минтопэнерго", которое подготовило документ, решило... фактически узаконить иномарки с правым рулем. По словам главы ведомства Виктора Христенко, в концепции развития автопрома есть пункт о подготовке внесения изменений в закон о безопасности движения. "В том числе требования по правостороннему движению и соответствие природно-климатическим условиям", - сказал министр.
Основные претензии, которые предъявляют к "праворульным" иномаркам, заключаются в том, что из-за ограничения обзора при обгоне такая машина может выехать на встречную полосу, когда там будет двигаться другой автомобиль. Кроме того, считается, что при посадке и высадке пассажиров существует опасность того, что тех может сбить уже попутная машина. Кроме того, у "праворульных" машин свет фар не обеспечивает нормальной видимости проезжей части и правой обочины, к тому же нередко слепит водителей встречных машин. Еще одна претензия - плохой задний обзор вследствие специфично расположенных зеркал. К этим упрекам добавляются уже ставшие традиционными обвинения в том, что подержанные иномарки именно вследствие большого количества накатанных километров сами по себе являются объектом повышенной опасности на дороге.
На самом деле, при ближайшем рассмотрении, эти проблемы оказываются не столь уж радикальными. Нет такой статистики, согласно которой автомобили с правым рулем попадают в аварии чаще, чем все остальные. То же самое касается числа людей, сбитых, когда они выходили из машины. В такой ситуации самое логичное - сначала посмотреть назад, а уж потом открывать дверь (кроме того, рассудите сами - с какой стороны "праворульной" машины вообще чаще всего выходит человек, учитывая, что обычно это водитель?). Что касается зеркал, то у всех машин их можно настроить как угодно под любым углом.
С фарами все намного сложнее. Для того чтобы они у таких машин светили в правильном направлении, их необходимо поменять на аналогичные блоки, сделанные "под левый руль", что в любом случае дешевле, чем покупать "правильную" машину. Тут, правда, возникает еще одна проблема - "европейские" аналоги есть, а соответственно и фары, которые подходят к ним, но светят по ГОСТу, есть не у всех машин. Напротив, у абсолютного большинства "японок", которые колесят по России, их нет. Поэтому для прохождения ТО их владельцам придется подвергать машины серьезной и дорогостоящей реконструкции.
По российским законам, запрещено пользоваться автомобилями, у которых "количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства". Другими словами, нельзя поставить на машину (у которой нет "леворульного аналога") фары от другой машины. И каким образом в итоге владельцам японских автомобилей придется решать проблему "неправильных" фар, пока неизвестно.
В четверг стало известно, что законопроект с поправками в закон "О безопасности дорожного движения" был внесен в Госдуму. "Осталось три страны в мире, где можно ввозить импортные автомобили без ограничений, рассчитанных под противоположную сторону движения: Камбоджа, Мьянма и Россия", - заявил, комментируя документ, внесший его на рассмотрение депутат от "Единой России" Олег Морозов. За весь мир сказать сложно, но, к примеру, ограничения на ввоз и использование автомобилей с правым рулем существуют в США - за ввоз такой машины на территорию страны предусмотрена большая пошлина в размере до 150 процентов от ее цены. Ее можно и не платить, но в этом случае на машине нельзя передвигаться по крупным автострадам и больше определенного количества километров в год. Это сделано для тех, кто привозит из Японии спортивные автомобили для участия в спортивных состязаниях
В документе, внесенном в Госдуму, в частности, предусмотрен запрет на эксплуатацию автомобилей с неотрегулированными фарами, а также с отсутствующим левым зеркалом. Такой законопроект, несмотря на то, что он содержит "запрет", на самом деле узаконит многострадальные "праворульные" машины. Комментируя этот документ, независимый депутат, лидер общественного Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин отметил, что в России используется порядка двух миллионов машин с правым рулем. Соответственно, эти люди - потенциальные "революционеры", которые выйдут, или даже "выедут", на улицы в случае попытки полностью запретить им пользоваться своими машинами.
Нельзя забывать и о том, что "праворульные" иномарки распределены по России неравномерно. Если в Москве таких машин несколько тысяч, то на Дальнем Востоке, по самым приблизительным подсчетам, до 90 процентов. Прибавьте к ним тех немногочисленных дальневосточных "нонконформистов", которые передвигаются на иномарках с левым рулем - они понимают, что рано или поздно правительство доберется и до них, и, скорее всего, поддержат своих зеркальных двойников.
На самом деле, конечно же, дело не в аварийности. Смешно обвинять иномарки в том, что они, мол, хуже, чем отечественные машины. Этот аргумент не выдержит никакой критики. На самом деле, и правительство практически не скрывает этого факта, дело в том, что японские автомобили, даже подержанные, даже после того, как на их цену "нарастет" стоимость перевоза на пароме, таможенные пошлины и "накрутка" перекупщиков, все равно гораздо лучше российских автомобилей. Поэтому правительству, которое не может заставить отечественный автопром работать, приходится изобретать причудливые методы стимулирования спроса на российские машины.
Кроме того, стоит отметить, что необходимость принятия подобного закона вообще сомнительна - согласно существующему законодательству, машиной нельзя управлять без талона техосмотра. При этом при прохождении этого самого осмотра проверяется, в том числе, и то, куда светят фары автомобиля. В связи с этим возникает вопрос, а каким образом вообще ездят по России машины, которые не могут по определению пройти ТО? Вероятно, точно так же, как будут они ездить и после принятия этого закона - ведь строгость законов в России, как известно, компенсируется необязательностью их выполнения...
Такие меры, как увеличение таможенных пошлин на иномарки, давно уже стали "красной тряпкой" для российских автовладельцев. И поэтому, говоря о планах правительства, согласно которым к 2010 году автоэкспорт в страну должен составить примерно полмиллиона автомобилей, а объем производства отечественных машин - миллион штук в год, Христенко оговорился - он считает "отечественными" все машины, выпущенные в России. Именно произведенные в стране иномарки могут стать серьезным конкурентом тем, которые были сделаны за границей.
Как отмечают "Известия", правительство планирует постепенно снижать пошлины на комплектующие детали для иномарок, производство которых ведется в России. При этом оно также намерено активно стимулировать производство деталей на российских предприятиях. Пошлины на ввоз подержанных иномарок также претерпят изменения (правда, Христенко не сказал, какие именно) до конца года. "Это окажет позитивное влияние на работу уже существующих предприятий, организацию новых сборочных производств", - сказал Христенко и, отвечая на вероятную негативную реакцию российских автопроизводителей, добавил, что это является "неизбежным этапом развития современного российского автопрома".
Что ж, перспективы, с точки зрения автомобилистов, может быть, и неплохие. Если бы не одно "но". Российские машины автовладельцам не нравятся, а иномарки - по душе. Российской машиной (и это признал Христенко) можно считать машину, которую полностью построили в России. И если иномарку будут собирать на отечественном заводе из деталей отечественного производства наши, отечественные рабочие, то чем она, кроме значка на капоте, будет отличаться от тех аппаратов, которые так не любят сторонники "правых машин"?
Павел Аксенов