Экономика
23:29, 23 мая 2005

Весь газ России за 7 миллиардов долларов У государства остался месяц на поиски денег для "Газпрома"

Александр Амзин (журналист, независимый медиаконсультант)

Среди звезд отечественной экономики есть только одна, которую смело можно причислить к сверхгигантам. Это частично контролируемый государством "Газпром". Как и всякая редкость, компания обладает рядом уникальных показателей. Так, годовая выручка гиганта подбирается к триллиону рублей, причем ежедневно компания платит налогов примерно на миллиард рублей. "Газпром" только в прошлом году добыл полтриллиона кубометров газа, контролируя 30 процентов мировых запасов этого энергоносителя.

"Газпром" хорош всем. Однако в глазах правительства у компании есть один существенный недостаток - контрольный пакет "Газпрома" не принадлежит государству. Правительству принадлежат лишь 38,37 процента газового концерна.

Госчиновники, правда, косвенно контролируют совет директоров "Газпрома", что позволяет управлять компанией, однако уже этой весной они столкнулись с ситуацией, когда из-за внутренних разногласий концерн отказался выполнять ряд распоряжений правительства.

Надо сказать, что у правительства и "Газпрома" - различные цели. Правительство работает над развитием экономики. "Газпром" - над увеличением стоимости компании и максимизацией ее прибыли. Но кое в чем их устремления совпадают - и те, и другие стремятся к либерализации рынка акций монополии.

Либерализация рынка акций

Акции "Газпрома" доступны не каждому. Ими торгуют на двух разных рынках - внутреннем и внешнем, при этом на внешний рынок попадает лишь 20 процентов акций. Объясняется такое устройство торгов просто - государству при всех его проблемах только не хватало еще блокпакета акций газового монополиста в руках консорциума иностранных инвесторов.

С другой стороны, многие из упомянутых проблем государства решаются при помощи иностранных инвестиций. Кроме того, Россия широко использует практику регулирования цен на газ как средство внешнеполитического давления, а, следовательно, правительство заинтересовано в упрощении контроля за поставками газа.

Самому "Газпрому" либерализация тоже небезразлична. Она позволит акциям "Газпрома" принимать более активное участие в торгах на различных площадках, повысит капитализацию и инвестиционную привлекательность компании.

Исходя из приведенных выше соображений, правительство в качестве необходимого условия либерализации рынка акций поставило передачу контрольного пакета акций в руки государства. Характерно, что при получении контрольного пакета "Газпрома" государство также будет заинтересовано в увеличении стоимости компании (сейчас, перед покупкой крупного пакета акций "Газпрома", правительству, скорее, неприятно наблюдать за ростом цен на акции газового монополиста).

Но для того, чтобы реализовать желаемое, необходимы средства.

Что-нибудь ненужное

В известном мультфильме "Трое из Простоквашино" герои тоже страдали от дефицита средств и изыскивали резервы для занятий спекулятивной торговлей: "Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет".

Отличие Матроскина от Фрадкова заключается в том, что у последнего есть не только деньги в Стабфонде, но и ненужные предприятия в очереди на приватизацию. Чем председатель правительства и воспользовался, когда в середине сентября 2004 года получил от Владимира Путина указание заняться либерализацией рынка акций "Газпрома". Вернее - объединением внутреннего и внешнего рынков.

Объединение должно было начаться с дополнительного выкупа государством акций "Газпрома". Государству не хотелось покупать пакет акций за деньги, и оно решило отдать "Газпрому" "что-нибудь ненужное". Роль "ненужного" сыграла государственная компания "Роснефть". С того момента, когда чиновники начали подготовку к поглощению "Роснефти" "Газпромом", правительство стало менять свое отношение к "Роснефти" как к госкомпании - ведь менее чем через год ей предстояло полностью слиться с системой "Газпрома".

Чуть позже четко выстроенный план правительства привел к тому, что "Юганскнефтегаз" из рук государства перешел к государственной компании (той же "Роснефти") за негосударственные деньги. Многомиллиардный долг бывшей дочки "ЮКОСа" лишь подчеркнул намерение правительства избавиться от нового актива таким образом, чтобы ничего не потерять, кроме долгов, и при этом еще приобрести "Газпром".

Акции или деньги?

Рыночная стоимость "Газпрома" колеблется в пределах от 60 до 70 миллиардов долларов. Государству для получения контроля над компанией необходимо чуть более 10 процентов акций компании или примерно 7 миллиардов долларов.

Нельзя сказать, что таких денег у правительства нет. Однако масштаб суммы потрясает - ведь буквально на днях мы громко объявили о готовности выплатить за 4 месяца 15 миллиардов долларов Парижскому клубу кредиторов. Однако о том, что уже более полугода Россия за половину этой суммы собирается получить фактически полный контроль над добычей газа в России, говорится значительно тише. Известна и дата совершения сделки в том или ином виде - 24 июня, в день общего собрания акционеров "Газпрома".

Изначально правительство предлагало следующий вариант: 10,7 процента акций "Газпрома" меняются на 100 процентов акций "Роснефти". Здесь есть несколько тонкостей - например, "Роснефть" должна быть равна по стоимости предлагаемому пакету акций, а стороны должны быть согласны с идеей сделки.

Однако тут-то пока не все гладко - долги "Роснефти" составляют до 20 миллиардов долларов, а ее стоимость с учетом долгов может опуститься ниже планки в 6 миллиардов долларов. В конце концов аналитики "Газпрома" не выдержали планомерного наступления государственных либерализаторов с предложениями, угрожающими финансовой устойчивости газового концерна, и выпустили инвестиционный меморандум, в котором заявили, что в планах "Газпрома" нет не только покупки "Роснефти", но и любой другой государственной компании.

Следить за резким изменением схемы многомиллиардной сделки особенно интересно за месяц до назначенного срока приобретения. Деньги из стабфонда на цели либерализации рынка акций выделить нельзя, и государство решает создать новое предприятие.

Как остаться при своих

В любой сделке есть выигравшая сторона, даже если сделка находится на грани расторжения. Такой стороной в данном случае стала "Роснефть", которая всеми силами пыталась избежать поглощения. Ей это удалось - судите сами.

Финансовые дела "Роснефти" настолько неопределенны и запутанны, что колебания в оценках экспертами стоимости компании разнятся на 10 миллиардов долларов.

Аналитики утверждают, что ничего подобного они еще не видели - так, Morgan Stanley установил в предварительном отчете в качестве верхней планки стоимости "Роснефти" 26 миллиардов долларов. Оценки других экспертов много ниже - считается, что после учета долгов совокупная стоимость "Роснефти" и "Юганскнефтегаза" вряд ли превышает 20 миллиардов долларов. Так как только краткосрочных долгов у "Роснефти" - 8,9 миллиарда долларов, акциям компании, похоже, может понадобиться активная предпродажная подготовка.

Кроме того, "Роснефть" в последнее время вела себя достаточно агрессивно, отказываясь платить по поручительствам "Юганскнефтегаза". Кредиторы требовали заплатить по долгам "Юганска", тогда составлявшим 540 миллионов долларов. Звучало и слово "кросс-дефолт".

Все не лучшим образом влияет на имидж компании. Легко допустить, что западные (как, впрочем, и восточные) инвесторы не захотят дать денег "Роснефти" в обмен на акции. Тогда деньги будут искать на внутреннем рынке, что, мягко говоря, является нетривиальной задачей. Кстати, характерна реакция менеджмента "Газпрома" на сделку - некоторые из них уже продали принадлежащие им пакеты акций нефтяной монополии.

"Роснефть"+"Юганскнефтегаз"="Роснефтегаз"

В середине мая на сцене появилось новое действующее лицо. Это созданная ФГУП "Технопромэкспорт" компания "Роснефтегаз". По замыслу правительства, в уставный капитал "Роснефтегаза" будут внесены акции "Роснефти" и "Юганскнефтегаза". Стоимость холдинга составит, по предварительным оценкам, 734 миллиарда рублей, что соответствует максимальной стоимости "Роснефти" и "Юганскнефтегаза" в 26 миллиардов долларов.

Затем произойдет самое интересное - холдинг займет деньги у ведущих мировых финансовых институтов и докупит акций "Газпрома" до 51 процента. Кроме того, часть необходимых денег будет получена путем продажи части акций "Роснефти". После сделки правительство ликвидирует "Роснефтегаз", став владельцем контрольного пакета "Газпрома" и сохранив контроль над "Роснефтью".

Стороны торопятся - либерализацию рынка акций ориентировочно назначена на начало 2006 года. Алексей Миллер, глава "Газпрома", даже уверен в том, что она пройдет раньше. А на вырученные от продажи части акций деньги "Газпром" собирается заняться нефтяным бизнесом.

Похоже, лишь на один вопрос нет ответа: что будет после 24 июня с израненной, но еще живой "Роснефтью"?

< Назад в рубрику