Один из самых амбициозных проектов в истории мировой нефтяной отрасли наконец запущен. Трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, открытый 25 мая, протянулся на 1773 километра и обошелся инвесторам в 3,6 миллиарда долларов. На церемонии открытия присутствовали президент Азербайджана Ильхам Алиев, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, президент Турции Ахмет Сезер, президент Грузии Михаил Саакашвили, глава BP Джон Браун.
По сообщению РИА "Новости", президент Азербайджана Ильхам Алиев отметил, что БТД, являющийся "самым крупным энергетическим проектом в мире, принесет большую выгоду Азербайджану и соседним странам-друзьям, обеспечит безопасность, мир и стабильность в регионе". Кроме этого, по словам Алиева, "сдача в эксплуатацию Баку-Тбилиси-Джейхан сыграет большую роль в региональном сотрудничестве".
По словам выступавшего на церемонии открытия БТД президента Грузии, новый трубопровод поможет повысить энергетическую независимость его страны. Кроме этого, Тбилиси ожидает получать от транзита нефти через свою территорию около 65 миллионов долларов США в год.
С самого начала данный проект вызывал множество сомнений по поводу своей экономической целесообразности и экологической безопасности. Однако британской компании BP, которая успела вложить в Азербайджан около 15 миллиардов долларов, видимо, ничего не оставалось, как постоянно твердить о высокой эффективности проекта. Теперь BP планирует строительство аналогичного газопровода по тому же маршруту. Максимальная мощность запущенного в строй нефтепровода приблизительно составляет 1 миллион баррелей в день (50 тысяч тонн в год), что составляет 1 процент мирового потребления. На этот показатель проект выйдет к концу текущего десятилетия. Для рынка "черного золота" это, может быть, и не так много, но в условиях высоких цен на нефть на счету буквально каждый баррель. Кстати, именно высокие цены на нефть и способствовали реанимации строительства, к которому инвесторы поначалу относились с прохладцей.
Ну и, разумеется, не обошлось без "руки Вашингтона". Штаты и не скрывают, что напрямую заинтересованы в трубопроводе, который пройдет по территории Азербайджана, Грузии и Турции. Старательно обходя при этом Армению. Как заявил на днях в Баку спецпредставитель Госдепартамента США Стивен Манн, "трубопровод Баку-Джейхан является частью энергетической политики Джорджа Буша".
По большому счету, БТД можно считать весьма дорогостоящим проектом по созданию нового экономического пространства на территории бывшего СССР без участия России. Примером тому служит не только трубопровод Баку-Джейхан, но и южный транспортный коридор ТРАСЕСА, который проходит по Средней Азии и Закавказью с выходом в Европу. Главным его конкурентом является российский Транссиб. Реализация ТРАСЕСА, так же как и проекта Баку-Джейхан, постоянно находилась в полулетаргическом состоянии. Для его реанимации Турция, Азербайджан и Грузия обратились в Евросоюз с просьбой о финансировании, представив его как региональный проект.
Главным конкурентом БТД с российской стороны яляется Каспийский трубопроводной консорциум. КТК уже проигрывает БТД по уровню тарифов. А наращивать мощность трубопровода КТК при постоянных пробках в Босфоре вряд ли оправданно. Ведь там вынуждены скапливаться десятки танкеров, везущих "черное золото" в Европу. Из-за роста демереджа (штрафа за простой судна в порту), перевозить нефть в танкерах через Босфор становится слишком накладным. Гораздо удобнее заливать танкеры нефтью в средиземноморских портах, таких как Джейхан. У России есть аналогичный проект обходного маршрута. Это нефтепровод Бургас (Болгария) - Александропулис (Греция), который пройдет буквально в нескольких километрах от турецкой границы. Но здесь на стоимости нефти скажется двойная перевалка нефти.
Кстати, БТД ударил не только по российским интересам, но и по амбициям украинского руководства, которое отстаивает вариант использования нефтепровода Одесса-Броды для доставки нефти в Европу. Теперь с началом работы БТД вероятность использования украинского трубопровода для масштабного транзита нефти в страны ЕС снизилась почти до нуля.
Сам БТД строился под будущие поставки нефти из Каспийского региона, оценки запасов которого постоянно разнились. То чуть ли не новый Персидский залив обещали, а то вдруг публиковались весьма скромные цифры. По оптимистичным оценкам, нефтяные запасы Каспийского региона составляют около 33 миллиардов баррелей, что в 22 раза меньше, чем резервы Персидского залива. В общем трубопроводов в регионе хватает, а нефти, как оказывается, не так уж и много. И тут все зависело от того, чей проект предпочтет Казахстан, обладающий крупными нефтяными месторождениями на Каспии.
Во время своего недавнего посещения Азербайджана с официальным визитом президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил о присоединении своей страны к проекту Баку-Тбилиси-Джейхан. Как отметил Назарбаев, этот нефтепровод теперь надо, скорее, называть Актау-Баку-Тбилиси-Джейхан. К вящему сожалению России. Планируется, что до 2010 года нефть из казахского Актау будет перевозиться танкерами в Баку, а в 2010 году будет построен Транскаспийский трубопровод до азербайджанской столицы общей мощностью 50 миллионов тонн в год, то есть ровно столько, сколько по плану может перекачать трубопровод Баку-Джейхан. Соседний Иран уже выразил свое неудовольствие тем, что следующий отрезок нефтепровода пройдет по дну Каспийского моря.
Еще год назад глава российского Минпромэнерго Виктор Христенко пытался убедить Казахстан в том, что прокачка казахской нефти по российским трубопроводам гораздо выгоднее, чем другие транспортные проекты. Но Астана решила не класть яйца в одну корзину и диверсифицировать поставки. Возможно, свою роль тут сыграл пример Азербайджана, у которого теперь целых три пути доставки нефти в Европу, включая маршруты Баку-Новороссийск и Баку-Супса (Грузия). Кроме этого, у главы Казахстана были и другие вполне понятные причины для присоединения к проекту БТД. Оказаться на месте Акаева ему очень не хочется. А так хоть какая-то страховка. То же самое можно сказать и о президенте Азербайджана.
Как сообщало РИА "Новости", выступивший на открытии БТД Ильхам Алиев заявил, что "нефтедоходы в стране должны быть распределены справедливо, каждый гражданин должен почувствовать на себе выгоду от них".
Однако вряд ли поток нефтедолларов прольется на головы простых азербайджанцев. Этому помешает, как отметил Ингилаб Ахмедов из бакинского центра финансового мониторинга, "непрозрачность бизнеса в нефтяной отрасли и масштабная коррупция во всех сферах". По данным организации Transparency International, Азербайджан занимает 140 место из 146 по уровню коррупции в мире. 8 из 9 самых крупных плательщиков налогов в бюджет Азербайджана провалили в прошлом году план по их сбору. В их числе оказалась и нефтяная компания SOCAR.
Но не станет ли для президента Алиева участие в реализации нефтяного сценария США роковым? Ведь теперь, после окончания строительства, можно будет поговорить и о политической ситуации в Азербайджане, который практически полностью находится под властью клана Алиевых. И здесь найти замену нынешнему президенту среди оппозиции будет хотя и посложнее, чем в Киргизии, но все же легче, чем в Узбекистане…
Андрей Кириллов