Работа над общеевропейской конституцией с самого начала была связана с огромными трудностями. Чтобы разработать и утвердить текст этого документа, странам ЕС потребовалось около четырех лет. За это время удалось преодолеть многочисленные противоречия по поводу порядка принятия решений в наднациональных органах Евросоюза, численности Еврокомиссии и других вопросов, в том числе религиозного характера: авторы документа долго не могли договориться, влючать или нет в текст конституции ссылки на христианские ценности и традиции Европы. В результате конституция стала плодом компромиссов, которые позволили на время избежать крупнейшего кризиса в истории ЕС. Однако этот кризис все-таки случился.
Референдум во Франции задолго до его проведения назвали решающим моментом в ратификации евроконституции. К этому времени конституцию уже одобрили девять стран - Австрия, Германия, Греция, Венгрия, Италия, Испания, Литва, Словакия и Словения. В большинстве из них ратификацию провели парламенты. Такую же схему мог выбрать и французский президент Жак Ширак, тем более, что в парламенте ему была гарантирована поддержка большинства депутатов. Однако, к удивлению многих наблюдателей, Ширак решил прибегнуть к плебисциту. Очевидно, свою роль сыграла позиция лидера французской правящей партии Николя Саркози, который потребовал провести референдум. В результате произошло то, что и предсказывалось многочисленными социологическими опросами: большинство французов проголосовали против конституции ЕС. Исход референдума не стал неожиданностью ни для кого, в том числе и для лидеров объединенной Европы. Они выразили свое глубокое разочарование по поводу итогов голосования и немедленно объяснили миру, что будут делать дальше.
После провала референдума во Франции у сторонников европейской интеграции остается три выхода - отказаться от дальнейшей ратификации и тем самым поставить крест на конституции, доработать проект и вновь представить его на голосование, провести повторный референдум во Франции после ратификации в других странах ЕС. Уже сейчас можно сказать, что первые два варианта оказались неприемлемыми. Лидеры европейских стран заявили, что процесс ратификации будет продолжен. Намерение провести референдумы немедленно подтвердили Португалия, Дания и Ирландия. При этом Жан-Клод Юнкер, премьер-министр Люксембурга, председательствующего в ЕС, категорически отверг перспективу пересмотра текста конституции.
Иначе говоря, французам почти наверняка предстоит новое голосование по конституции, которую они уже забраковали. Сторонникам евроинтеграции остается дождаться ратификации в других странах и с новыми силами развернуть пропагандистскую кампанию. Лидеры европейских государств уже заключили соглашение на случай, если конституция не будет ратифицирована в отдельных странах. Для решения возникших проблем будет созван внеочередной саммит ЕС, на котором определят условия дальнейшей ратификации. Саммит состоится, если конституцию поддержат хотя бы 20 стран. Этот минимум, даже учитывая негативный пример Франции, кажется вполне достижимым. Пока к числу вероятных "отказников" относят только Голландию, Великобританию и Чехию.
Сколько времени потребуется, чтобы переубедить французов, будет зависеть от расторопности других европейских стран и внутриполитических успехов Жака Ширака. Прецеденты в истории Евросоюза показывают, что срок может быть минимальным. В 2001 году ирландцы провалили референдум по Ниццскому договору, который создал условия для расширения ЕС, но уже год спустя изменили свое решение. Столько же времени понадобилось датчанам, чтобы ратифицировать Маастрихтские соглашения, положившие начало экономической и финансовой интеграции Европы. В 1992 году референдум в Дании завершился с отрицательным результатом, а через год сторонники единой Европы отпраздновали победу. К слову, во Франции Маастрихтские соглашения также были ратифицированы с большим трудом - в их поддержку проголосовал лишь 51 процент граждан. С другой стороны, были случаи, когда противники евроинтеграции сумели настоять на своем. Результаты референдумов в Дании и Швеции, на которых граждане отвергли идею введения общеевропейской валюты, остаются в силе до сих пор.
До французского референдума планировалось, что конституция вступит в силу с 1 января 2007 года. Теперь этот срок неизбежно отодвигается. Дипломаты в Брюсселе говорят, что конституция будет находиться в подвешенном состоянии по крайней мере до президентских выборов во Франции, которые назначены как раз на 2007 год. Хотя оппозиция сразу после референдума выступила с требованием отставки Ширака, французский президент заявил, что не намерен досрочно складывать полномочия. По всей видимости, дело ограничится отставкой премьер-министра Франции Жан-Пьера Раффарена, которого считают ответственным за высокий уровень безработицы и другие социально-экономические проблемы.
Провал референдума сказался как на позициях Ширака и пока еще действующего правительства, так и на международном авторитете Франции. Теперь Парижу придется приложить немало усилий, чтобы минимизировать потерю своего влияния в Европе и мире. Россию результаты голосования напрямую не касаются. Вскоре после референдума Владимир Путин получил заверения Ширака, что сотрудничество Франции и Евросоюза в целом с Россией будет развиваться. Однако нельзя не признать, что для России провал французского референдума означает ослабление ключевого союзника - Ширак долгое время занимал пророссийскую позицию. Сложившаяся ситуация тем неприятнее для российского руководства, что другой европейский союзник Кремля - немецкий канцлер Герхард Шрёдер - также переживает не лучшие времена. После поражения правящей коалиции на региональных выборах он объявил о проведении досрочных выборов в парламент.
Самыми вероятными преемниками Раффарена являются лидер правящей партии Николя Саркози и министр внутренних дел Доминик де Вильпен. Кто бы из них ни возглавил французское правительство, его принципиальный курс на евроинтеграцию вряд ли изменится. При подготовке референдума и Саркози, и де Вильпен выступали за ратификацию конституции ЕС. Если новый французский премьер сумеет добиться успеха во внутренней политике и особенно экономике, он автоматически станет претендентом на пост президента, а сторонники единой Европы получат возможность отыграться за поражение на референдуме. Если новый премьер покажется французам не лучше старого, путь к власти откроется для социалистов и ультраправых. И тогда конституция ЕС будет ждать ратификации еще долгие годы.
Дмитрий Томилов