Россия
16:00, 2 июня 2005

1/6 часть суши: 1/7 часть суши Lenta.Ru в раздумьях о родине: Россия

Одно дело - писать о жизни зарубежья. Пусть даже и ближнего. Другое дело – искать "оранжевые факторы" на своей родине. Тем более что ни по размеру, ни по уровню развития экономики, ни по политической ситуации Россию нельзя сравнить ни с одной другой страной, когда-то являвшейся частью СССР. Даже самые обычные события, когда они происходят в непосредственной близости от грозных стен Кремля или, тем более, в его имперских интерьерах, кажутся судьбоносными и историческими. Тем не менее, Lenta.Ru попыталась избавить свои оптические приборы от искажений и завершила проект "1/6 часть суши" текстом, посвященным России.

Общая информация

Площадь России – 17 075 200 квадратных километров, что делает ее самой обширной страной мира. Россия граничит с Финляндией, Норвегией, Латвией, Белоруссией, Украиной, Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Китаем, Монголией, Северной Кореей. Калининградская область граничит с Литвой и Польшей. Россия - федерация, состоящая из 89 субъектов, часть из которых – республики, часть – области, часть – автономные округа и один имеет статус автономной области. В результате процесса укрупнения регионов, в рамках которого уже приняты решения о слиянии Таймырского и Эвенкийского АО с Красноярским краем и о создании Пермского края из Пермской области и Коми-пермяцкого АО, субъектов федерации может остаться всего 60 или даже, как предлагают некоторые, 28.

В России проживает около 143 миллионов человек. Из них русских - 80 процентов, татар – почти 4 процента, украинцев – 2 с лишним процента. Всего же в России проживают представители 160 народов и народностей. Церковь отделена от государства, но существует представление о «традиционных религиях РФ», к которым относят православие, ислам, буддизм и иудаизм. Русский язык является государственным, во многих этнических республиках официально используются также языки их титульных народов. При этом кириллица является единственным официально используемым алфавитом во всех субъектах РФ.

КАРТА РОССИИ с сайта www.telecominfo.ru Кликните карту, чтобы увеличить ее в отдельном окне
Lenta.ru

12 июня 1990 года РСФСР приняла декларацию о государственном суверенитете, однако РФ стала по-настоящему самостоятельным государством в декабре 1991 года после распада СССР и самороспуска советских госструктур. Россия является членом СНГ, Совета Европы, «Большой Восьмерки» (кроме ее экономических сессий), Совета безопасности ООН и множества других международных организаций.

Политическая система: федеративная республика

Российская Федерация живет по конституции, принятой в декабре 1993 года. Часто говорят, что российская политическая система простроена по «французской модели», имея в виду сильную президентскую власть «а-ля Шарль де Голль». Действительно, президент Российской Федерации может выступать с законодательными инициативами, назначать и отправлять в отставку премьер-министра и правительство, председательствовать на заседаниях кабинета министров, утверждать военную доктрину страны и распускать парламент по таким причинам, как двукратное вынесение депутатами вотума недоверия правительству или его неспособность утвердить кандидатуру премьер-министра. Надо сказать, что всеми вышеперечисленными правами, кроме последнего, нынешний глава государства с радостью пользуется. Соответственно, правительство несет ответственность не перед парламентом, а перед президентом, что влияние Госдумы и Совета Федерации (то есть – нижней и верхней палат парламента) сводится к принятию законов, а часто – к формальному утверждению законодательных инициатив исполнительной власти.

Впрочем, даже если бы парламент РФ обладал гораздо большим влиянием на жизнь страны, то это бы мало что изменило, так как он совершенно лоялен власти. После декабрьских выборов 2003 года в нижней палате парламента (Госдуме РФ) нашлось место для представителей четырех партий: пропрезидентской «Единой России» (лидер – Борис Грызлов), Коммунистической партии РФ (лидер – Геннадий Зюганов), Либерально-демократической партии (лидер – Владимир Жириновский) и партии «Родина» (лидер Дмитрий Рогозин). Две из этих партий (ЕР и ЛДПР) голосуют так, как от них этого хочет исполнительная власть всегда, остальные две – почти всегда. В любом случае, за время существования Госдумы нынешнего созыва не было случая, чтобы серьезные инициативы, поступающие из Кремля, рано или поздно не были поддержаны достаточным количеством депутатов нижней палаты.

Пока неясно, как будет выглядеть российская партийная система в будущем. Говорят о намерении Кремля создать двух- или трех-партийную систему, искусственно возродить либеральную оппозицию, «настроить» партийную сетку в соответствии с потребностями электората. Из реальных действий последнего времени стоит отметить появление «правого» и «левого» крыльев в «Единой России», которое в перспективе может привести к разделению партии на две или даже три.

После отставки правительства Михаила Касьянова весной 2004 года в России ускорилась административная реформа. В рамках реформы было сокращено число министерств и происходит уменьшение количества государственных функций. Однако, как это часто случается с российскими реформаторскими инициативами, система сопротивляется изменениям, и там, где государство уходит из какой-либо области, закрыв за собой дверь, оно тут же возвращается туда через окно.

Судебная система РФ подчиняется Министерству юстиции. Согласно мнению Совета Европы, российскому суду еще очень далеко до настоящей свободы от влияния властей, что связано в первую очередь с материальной зависимостью судей от местных и центральных органов власти. С 2004 года во всех субъектах РФ, кроме Чечни, действует суд присяжных, однако, как показало, в частности дело Сутягина, процедуры отбора членов коллегии остаются непрозрачными, а их решения часто бывают ангажированными. Прокуратура РФ не только представляет сторону обвинения в судах, но выполняет надзорные функции и, в довершение всего, не подчиняется суду, что нехарактерно для правовых государств.

Отношения центра и субъектов Российской Федерации в настоящий момент переживают серьезные изменения. С 1 января 2005 года главы субъектов федерации избираются не жителями этих субъектов, а законодательными собраниями по представлению президента, причем у последнего есть право роспуска законодательного собрания в случае неспособности депутатов утвердить предложенную кандидатуру главы региона. Кроме этого, финансовые полномочия региональных властей также сильно ограничены, и можно сказать, что местные элиты в России оказываются на задворках политического процесса. В настоящий момент в СМИ обсуждаются перспективы реформы местного самоуправления. Согласно одному из предлагаемых вариантов, мэры городов будут также не избираться, а назначаться главами регионов. Кроме этого, многие муниципалитеты могут прибегнуть к схеме, в рамках которой избираемый мэр станет выполнять лишь представительские функции, а ответственность за управление ляжет на руководителя муниципальной администрации, который будет занимать эту должность после прохождения конкурса.

Лидер: Владимир Путин

Президент Российской Федерации Владимир Путин родился седьмого октября 1952 года в простой семье моряка и заводской рабочей. В своих интервью в начале президентской карьеры он часто и с удовольствием вспоминал о трудностях жизни в коммунальной квартире, а также признавался, что еще в детстве проникся романтикой работы в спецслужбах и захотел стать чекистом.

Однако юному Володе посоветовали сначала получить обычное образование, и он поступил в ЛГУ на юридический факультет. Заветная организация приняла Владимира Путина в свои ряды в 1975 году, и ему понадобилось еще пять лет для того, чтобы Первое главное управление КГБ СССР (внешняя разведка) отправило его на работу в Германию.

Резидент Путин, как следует из его автобиографии, работал на невысокой должности, однако успел, как утверждают СМИ, обзавестись в ГДР рядом полезных знакомств. Например, по данным газеты The Wall Street Journal, в Германии Путин встретил Матиаса Варнига, который тогда работал в «Штази», а ныне занимает пост главы московского отделения Dresdner Bank, проводившего оценку активов «Юганскнефтегаза».

Так или иначе, но в Россию Владимир Путин был отозван в 1990 году. После возвращения он некоторое время работал помощником проректора ЛГУ по международным вопросам «в штатском». После путча 1991 года будущий президент официально уволился из КГБ. К этому моменту он уже два месяца служил советником председателя Ленсовета – демократа Анатолия Собчака. В 1994 году Путин стал первым зампредседателя правительства Санкт-Петербурга. Как считают многие, годы работы Путина в Питере стали временем формирования вокруг него команды друзей или, если хотите, единомышленников, которые сейчас составляют костяк его администрации и возглавляют дружественные ей коммерческие структуры.

В 1996 году Путин был назначен заместителем управляющего делами президента РФ, в мае 1998 года - первым замруководителя администрации президента, а уже в июле - переведен на должность директора ФСБ. Скорее всего, именно в это время началась операция «Преемник», призванная привести на пост президента страны человека, который смог бы гарантировать сохранность существовавшей системы распределения власти и собственности, и одновременно принести надежду «протестному электорату», которого в стране тогда было большинство. До сих пор неизвестно, кто именно предложил на эту роль кандидатуру никому неизвестного отставного чекиста. По одной из версий, светлая идея пришла в голову зятю Бориса Ельцина Валентину Юмашеву.

Итак, в марте 1999 года Путин стал секретарем Совета безопасности РФ, через пять месяцев - премьер-министром, а уже 31 декабря 1999 года, после добровольной отставки Ельцина - исполняющим обязанности главы государства. Хотя эта должность вкупе с административным ресурсом давали питерцу явное преимущество перед остальными кандидатами на пост президента, нельзя сказать, что его победа была связана только с ними. Как все помнят, политтехнологам удалось превратить Владимира Путина в этакий симулякр, то есть символ, содержание которого определялось чаяниями публики. В 1999- 2000 годах либералы видели в Путине надежду на реформирование экономики, государственники – на возрождение великой России, народ – на улучшение социальной ситуации. Считаются, что повышению популярности Путина способствовало и начало летом 1999 года Второй чеченской кампании, которая привела к возвращению РФ контроля над мятежной Ичкерией.

Тем временем почти сразу после вступления Путина в должность в России началось постепенное «закручивание гаек». Впрочем, первые его «ласточки» казались либо продолжением политики, начатой еще при Ельцине (преследование Владимира Гусинского, приведшее в конце концов к монополизации государством телеэфира были инициированы совсем не Путиным) либо действиями пусть и противоречившими недолгим традициям российского либерализма, но нужными для укрепления государства (таковым, например, казались введение постов полпреда президента в регионах и изгнание из страны Бориса Березовского).

Путинскую власть стали без колебаний называть «режимом» только в 2003 – 2004 году, после начала «дела «ЮКОСа», выборов в Госдуму, отставки правительства Михаила Касьянова, новых президентских выборов, оказавшихся, фактически, безальтернативными, отмены губернаторских выборов и прочих изменений, явно направленных на централизацию политической системы вокруг президента. С точки зрения отношения к главе государства, российское общество сейчас можно условно разделить на несколько групп. Во-первых это чиновники и прочие люди, кровно зависящие от власти, давно запретившие себе думать о Путине плохо. Во-вторых, это либералы и предприниматели, которые никак не могут решить, считать ли президента убежденным сторонником тоталитаризма или главой шайки, стремительно подгребающей под себя основные объекты российской собственности. В третьих – это, собственно, «широкие массы населения». Если доверять рейтингам (чего делать, вообще-то, не рекомендуется), то прошедшей зимой популярность президента упала до рекордно низкой точки в 66 процентов. Объясняется это, однако, не столько вдруг проснувшейся у россиян любовью к свободе, сколько монетизацией льгот, введением ОСАГО и терактами в Москве и Северной Осетии.

Владимир Путин неоднократно заявлял о том, что не собирается искать возможности баллотироваться на третий срок. Во время предвыборной встречи с доверенными лицами он заявил, что в ближайшие годы представит своего преемника. На пост будущего главы государства прочат многих - от главы Минобороны Сергея Иванова до главы президентской администрации Дмитрия Медведева.

Оппозиция

Парламентскую оппозицию в России в настоящий момент представляют две партии – КПРФ и «Родина». Однако первая теряет свою некогда высокую популярность, и ее рейтинг в апреле составил всего 8 с половиной процентов, а вторая, получившая на выборах 10 процентов голосов избирателей, вообще является креатурой Кремля, слегка заигравшейся в противостояние власти. Более того, ни КПРФ, ни «Родину» нельзя называть оппозицией в прямом смысле этого слова, так как политическая жизнь этих партий зависит от все той же президентской администрации. Это заставляет ее лидеров тщательно взвешивать свои поступки и «не заплывать за буйки». Что касается так называемой «демократической оппозиции», то результаты выборов 2003 года выбили ее представителей из парламента. Теперь такие партии, как СПС (новый лидер - Никита Белых, зампред – протеже Анатолия Чубайса Леонид Гозман), «Яблоко» (лидер – Григорий Явлинский) и “Наш выбор” (лидер Ирина Хакамада) пытаются наладить свое внепарламентское существование, проводя митинги и пикеты, однако никто не может сказать, что их деятельность оказывает серьезное влияние на жизнь страны.

Кроме этого, все известные политики-демократы умудрились тем или иным образом дискредитировать себя в глаза населения. Кто-то – отказом ссориться с властью в период первого путинского срока и причастностью к непопулярным рыночным реформам (как СПС, которая и сейчас, как стало ясно после избрания ее нового руководства и ввиду новых проблем Анатолия Чубайса , останется «конструктивной оппозицией»). Кто-то – наоборот – нежеланием принимать какое-либо участие в управлении государством, как Григорий Явлинский. Кто-то – связями с Борисом Березовским (как оставшиеся в живых и на свободе члены партии «Либеральная Россия»). Предпринимавшиеся под эгидой возглавляемого Гарри Каспаровым «Комитета-2008» попытки объединить демократов пока что терпят поражение, к тому же - далеко не факт, что, образовав единую партию, Явлинский, Хакамада и СПС смогут собрать больше, а не меньше, голосов. Как показывают региональные выборы в Законодательные собрания (в Архангельской области, Воронежской области, Алтайском крае и других), союзы СПС и «Яблока» получают меньше голосов, чем суммарно получали эти партии по отдельности и даже меньше, чем они получили на выборах в ГД.

При этом 22 мая 2005 года все оппозиционные партии, как правые, так и левые, организовали митинг в защиту свободы слова в Останкино, а акции протеста против монетизации льгот осуществлялись при совместной поддержке «Яблока» и КПРФ.
В последнее время в СМИ активно обсуждается (если не сказать – раскручивается) фигура бывшего премьер-министра Михаила Касьянова, который за последнее месяцы дал две пресс-конференции, где выступил с резкой критикой действующей власти и объявил о готовности сплотить ряды оппозиции. По одной из версий, Касьянов – российский Ющенко, по другой – будущий лидер создаваемой Кремлем ручной правой оппозиции.

По мнению многих наблюдателей, в нынешней российской ситуации, почти не оставляющей места для деятельности оппозиции в правом поле, самой эффективной, как ни странно, оказывается деятельность Национал-большевистской партии Эдуарда Лимонова. Ее члены, давно отчаявшиеся получить регистрацию в Минюсте, от Кремля никак не зависят и смело проводят красочные акции прямого действия, обливая политиков майонезом и приковывая себя наручниками в их приемных.

Деятельность российских политических партий и движений далеко не всегда пересекается с деятельностью самого населения, которое периодически начинает бороться за свои права самостоятельно. Недавние примеры тому – майские выступления владельцев праворульных автомобилей против введения новых правил их регистрации, состоявшийся 31 мая у здания Минздрава РФ митинг родителей детей, нуждающихся в трансплантации органов, или зимние протесты против монетизации льгот, в которых партии хотя и участвовали, но не являлись главной движущей силой. Характерно, что организаторы многих стихийных акций протеста использовали оранжевую символику. При этом никто из них не выступал с серьезной политической программой.

Силовые структуры

Численность российской армии и флота составляет более миллиона человек, что делает ее крупнейшей по величине армией планеты. Несмотря на объявленную реформу армии, руководство ВС РФ (а пост министра обороны занимает так называемый «питерский силовик» - приближенный Путина Сергей Иванов) сопротивляется переменам. Лоббистские возможности Минобороны позволили ему добиться принятия закона об альтернативной службе, сделавшего АГС непопулярной из-за огромной продолжительности и необходимости проходить ее вдали от родного региона. Недавно министерство также добилось лицензии на федеральное вещание собственного телеканала. Россия является одной из немногих стран мира, обладающих ядерным оружием.

В 2004 году МВД РФ претерпело реформу, а по заявлению президента процесс преобразований в структурах Министерства внутренних дел продолжится и в текущем году. Возможно, речь идет о долгожданном расчленении МВД на муниципальную милицию, федеральную службу расследований, федеральную полицию и национальную гвардию, о котором так долго говорили до весны 2004 года. Однако руководство МВД сопротивляется подобной реформе и сдаваться пока не собирается. В любом случае, ни акции против «оборотней в погонах», ни поступавшие в адрес автолюбителей предложения доносить на гашиников-взяточников не помогли справиться с коррупцией в органах внутренних дел. По данным соцопросов, 70 процентов россиян не доверяют родной милиции. Гражданский контроль над ее деятельностью в России также не налажен.

В подчинении ФСБ РФ, во многом сохранившей не только структуру и дух, но и кадры КГБ СССР, находятся кроме всего прочего пограничные службы и Госнаркоконтроль, а, по данным источников радиостанции «Эхо Москвы», с момента прихода Путина к власти бюджет ФСБ вырос в три раза. Хотя, в соответствии с требованиями Совета Европы СИЗО, до сих пор находящиеся под контролем ФСБ (например, Лефортово), и будут переданы Минюсту, сотрудники службы безопасности продолжат вести следствие. В последние годы актвизировалась деятельность ФСБ по таким, казалось бы, забытым направлениям, как поиск шпионов, в результате чего несколько российских ученых провели долгие сроки в следственных изоляторах или были осуждены.

Еще одна силовая структура РФ, играющая в последнее время ведущую роль в жизни страны – это Федеральная налоговая служба. Кроме ставших уже привычными маски-шоу, налоговики поддерживают работу горячей линии, на которую может позвонить каждый россиянин, чтобы донести на не уплачивающую налоги компанию. Они регулярно проводят повторные и встречные проверки и способны, как показало «дело «ЮКОСа», довести до банкротства любую компанию. Тем более, что принципы, по котором та или иная налоговая оптимизация считается уклонением, в РФ так и не определены. Несмотря на то, что в своем ежегодном послании Федеральному Собранию Путин говорил о необходимости прекратить налоговый рэкет, в настоящий момент нас, вполне возможно, ожидает такое понятие, как устранение срока давности по налоговым сделкам, что еще больше расширит полномочия ФНС. Даже сейчас налоговики в полтора раза перевыполняют план и успели за первые 4 месяца 2005 года собрать 55 процентов от прошлогодней суммы налогов и пеней.

Экономика

ВВП России в 2004 году составил почти 600 миллиардов долларов и вырос почти на 7 процентов. Рост зарплат в РФ в номинальном выражении составил 22,9%, в реальном выражении — 10,8%. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума сократилась до 25,5 млн человек. Средняя зарплата в РФ составила на конец прошлого года 6,8 тысяч рублей, то есть – около 300 долларов США. Сальдо внешнеторгового баланса достигло рекордной суммы в 77 миллиардов долларов. При этом итоги экономического развития России в первые месяцы 2005 года подтверждают самые худшие опасения: по данным МЭРТ, среднемесячный рост ВВП (с исключенной сезонностью) составил 0% в январе и 0,1% в феврале. С 2000 года ВВП удалось увеличить всего на 27 процентов, и удвоения нам в ближайшее время не видать. Согласно последнему прогнозу МЭРТ, в будущем году он достигнет не более 5,8 процентов, зато инфляцию с трудом удастся остановить на уровне 12 процентов. Объем вывезенных за границу капиталов в 2004 году увеличился в четыре раза. Если говорить образно, то экономическую ситуацию в нынешней России можно назвать «панической стагнацией».

«Панической» - потому что после налоговых дел, банковского кризиса лета 2004 года (когда ЦБ объявил, что собирается отнять лицензии у ряда коммерческих банков, но забыл сказать, у каких, в результате чего разразился кризис на рынке межбанковских кредитов) и четкого ощущения, что государство не собирается на деле снижать свое присутствие в экономике заставляют отечественных и иностранных инвесторов уносить ноги из России. 31 мая в СМИ появились слухи о том, что даже российские владельцы ТНК-BP собираются продавать свою долю в этой крупнейшей компании.

«Стагнации» - потому что приток валюты в Россию, связанный с высоким уровнем цен на нефть, сопровождается почти полным отсутствием в России интересных инвестиционных предложений. Как известно, даже деньги, которые правительство получает, взимая пошлины со сверхдорогой нефти, оседают в стабилизационном фонде не только из-за боязни вызвать инфляцию, вложив их в экономику, но и из-за полного непонимания, куда именно можно и нужно вкладывать. При этом административная реформа пока не достигла своих целей и предприниматели во всей стране до сих пор страдают от взяточничества и бюрократии. Впрочем, как и другие реформы: пенсионная, так и не приведшая к появлению в стране серьезных частных пенсионных фондов, или реформа жилищного законодательства, пока что так и не создавшая базы для развития ипотечного кредитования. До сих пор под вопросом находится и реформа естественных монополий. Руководству «Газпрома» пока что удается защищать свою компанию от посягательств рыночников, а реформа РАО «ЕЭС», вполне вероятно, замедлится после энергетического кризиса мая 2005 года.

Выборы

На президентских выборах 2000 года Владимир Путин получил 53 процента голосов. На выборах 2004 года – 71 процент голосов. Хотя ОБСЕ и другие организации отметили однобокость СМИ во время выборов и излишнее рвение членов местных администраций, поддерживавших Путина, в целом выборы были признаны честными и справедливыми. Следующие выборы состоятся весной 2008 года. Имена кандидатов пока неизвестны, точных гарантий того, что Путин не будет баллотироваться на третий срок, сейчас никто дать не может. Человека, чей рейтинг может сравниться с рейтингом действующего президента, в настоящий момент в России нет. По результатам выборов в Госдуму декабря 2003 года «Единая Россия» получила около 37 процентов голосов, КПРФ - 12,7 процента голосов. ЛДПР - 11,8 процента голосов, Блок "Родина" - 9,02 процента голосов. Не прошли в четвертую в новейшей истории России Думу партии "Яблоко" (набрала 4,3 процента), СПС (3,9 процента), а также Аграрная партия (3,8 процента) и Партии пенсионеров (3,2 процента). В настоящий момент вместе с одномандатниками у фракции ЕР - 304 места в Думе, у КПРФ - 47, у ЛДПР – 35, у «Родины» - 40 у независимых депутатов – 21. Выборы были признаны ОСБЕ честными и справедливыми, а Верховный Суд отказался удовлетворить иски КПРФ, «Комитета 2008» и прочих политиков, пытавшихся оспорить их результаты. Выборы в ГД в 2007 году пройдут по новым правилам. Процент прохождения в парламент составит 7 процентов, а не 5, такое явление, как депутат-одномандатник, исчезнет из российской политической жизни. Более того, непонятно, кто будет баллотироваться в Госдуму пятого созыва. По мнению многих аналитиков, существующая сетка политических партий мало соответствует народным чаяниям. Да и из Кремля поступают слухи о намерении власти расколоть ЕР или создать несколько новых партий.

Позиции США и ЕС

За последние два года Россия, несмотря на явный подъем патриотической риторики внутри страны, сумела доказать, что неспособна сохранить влияние на внешнюю политику. До определенного времени проблемы Ирака и международного терроризма помогали нашей стране сближаться с Западом. То Джордж Буш переставал очень уж резко критиковать РФ за Чечню, узнавая о том, что Басаев – большой друг «Аль-Каеды». То лидеры Германии и Франции называли Путина лучшим другом, занявшим правильную позицию в отношении бесчеловечной войны в Ираке. Постоянные телерепортажи о веселых деньках, которые Путин проводил с Герхардом Шредером и Сильвио Берлускони убеждали россиян в том, что в сфере внешней политики у нашей страны все отлично. На самом деле за прошедшие годы РФ проиграла почти все важнейшие сражения: не смогла добиться нормальных условий калиниградского транзита, согласилась торговать с новыми членами ЕС на невыгодных для себя основаниях, так и не вошла в экономическую «Большую семерку», не добилась вступления в ВТО, не уговорила ЕС признать свой особый статус по сравнению с другими соседями Евросоюза…

Настоящее обострение в отношениях РФ с Западом началось после «орнажевых революций». Ни одну страну, где РФ серьезно вступала в политическую игру против США и ЕС, нам отстоять не удалось. Неприглядная роль РФ в событиях на Украине, поддержка РФ режима Лукашенко и сепаратистов Абхазии и Южной Осетии подлили масла в огонь антироссийских настроений, который зажегся после ареста Михаила Ходорковского. Пламя было видно особенно хорошо в преддверии празднования 60-летия Победы, когда все прогрессивное человечество требовало от РФ покаяться за оккупацию Восточной Европы. Однако по-настоящему антироссийская позиция озвучивается не властями западных стран, а журналистами и оппозиционными политиками. Лидеры же стран Запада пока не определились с тем, хотят ли они видеть не Путина и его преемника, а кого-то другого на посту президента РФ. Ничего не позволяет говорить о том, что Запад готовит в РФ «оранжевую революцию». В конце концов, даже Джордж Сорос не открыл, а закрыл свой офис в нашей стране.

Нежелание США и ЕС вмешиваться во внутреннюю политику РФ понятно. Даже если в нашей стране установится настоящая тирания, это не будет беспокоить Запад до тех пор, пока положение в РФ будет стабильным, а экспортные поставки нефти – регулярными. Лобби сторонников демократии и правозащитников гораздо слабее лобби крупного бизнеса, с которым у администрации Путина налажены стабильные связи. Поэтому уверенность в себе, которую демонстрирует президент РФ, общаясь с иностранными журналистами и политиками, вполне обоснована.

2008

Владимир Путин уверенно движется к середине своего второго президентского срока. Не думать о том, что случится в РФ в 2008 году, фактически невозможно. Никто не скрывает, что к новым выборам Кремль готовит России преемника. Чтобы операция по его приходу к власти прошла успешно и без эксцессов, необходимо, чтобы такая ситуация, кроме самого Кремля, устроила еще как минимум две группы граждан РФ – бизнесменов и население. Последнее пойдет на избирательные участки, только если политтехнологам удастся предложить им свежую и незаезженную концепцию. Ни стабильностью, ни выбором из двух зол в России уже никого не удивишь. Однако даже если креативность разработчиков операции «Преемник» окажется на высоте, для ее реализации потребуются средства. В настоящий момент Путин пользуется в отношении российских бизнесменов политикой кнута и пряника, пугая их тюремными сроками и утешая либеральными обещаниями. Возможно, для того, чтобы бизнес поддержал преемника Путина, кремлевской администрации придется пойти с ним на некий компромисс в отношении дальнейшего развития РФ. Некоторые опасения с этой точки зрения вызывает тот факт, что соратники Путина, судя по их действиям, слово «компромисс» давно забыли. Если бизнес «проголосует деньгами» в западном направлении или станет финансировать оппозиционного кандидата, в России может начаться небольшая информационно-административная война. Однако в данный момент трудно представить себе ситуацию, при которой в этой войне деньги победят власть.

Елена Любарская

< Назад в рубрику