В конце прошлой недели на российском рынке междугородней и международной (дальней) телефонной связи состоялось знаменательное событие: у компании "Ростелеком", бывшей ранее монополистом в этом секторе, впервые появился легальный конкурент. Это произошло после того, как Федеральная служба по надзору в сфере связи (Россвязьнадзор), входящая в структуру Министерства РФ по информационным технологиям и связи (Мининформсвязи, МИТС), по итогам заседания своего экспертного совета по вопросам лицензирования 26 мая приняла решение выдать соответствующую лицензию телекоммуникационной компании "Центринфоком".
"Центринфоком" - новая компания, у которой пока нет даже собственного сайта. Фактически она является коммерческим альянсом, созданным группой подмосковных телефонных компаний под эгидой Ассоциации телефонных операторов (АТО) для оказания услуг внутриобластной (зоновой) связи. Однако теперь она собирается выйти на федеральный уровень, для чего к ней присоединяются операторы из других регионов. Как заявил агентству CNews глава АТО Владимир Зайцев, достигнуты договоренности о вхождении в "Центринфоком" многих региональных операторов, включая компании из Сибири, с Урала и Дальнего Востока. Если на первом этапе в "Центринфокоме" участвовали только небольшие компании, то уже сейчас к нему присоединяются крупные операторы, в частности, поволжская сотовая сеть "СМАРТС" и владивостокская "Новая телефонная компания".
"Центринфоком" был четвертым оператором, подавшим заявку на лицензию и первым, ее получившим. 1 июня стало известно, что лицензии на дальнюю связь были также выданы двум другим соискателям - ООО "СЦС Совинтел" (основная операторская компания, принадлежащая холдингу "Golden Telecom") и ОАО "Межрегиональный ТранзитТелеком" (МТТ). Своей очереди ждет "Транстелеком" - крупный оператор связи, магистральные сети которого протянуты вдоль российских железных дорог и прежде всего призваны обеспечивать их нужды, но часть имеющихся в его распоряжении каналов используется и в коммерческих целях.
Кроме того, заявку на междугороднюю и международную коммуникационную лицензию намеревается в ближайшее время подать недавно образованная компания "ОСС-Телеком", также являющаяся коммерческим альянсом. Она создана под эгидой "Корпорации ОСС" и прежде всего призвана представлять интересы малых провайдеров IP-телефонии (VoIP) - новой услуги на мировом рынке голосовой связи, которая обещает его в скором времени перевернуть, так как она базируется на начавшей недавно применяться прогрессивной технологии - передачи голосовой связи по цифровым каналам, в качестве которых могут использоваться, в том числе, обычные интернет-сети. Стоимость междугородних и международных звонков при использовании VoIP-протокола снижается в 3-5 раз по сравнению с традиционной связью. Уже сегодня, по экспертным оценкам, голосовая связь во всем мире на 30 процентов состоит из VoIP-трафика. Российские города заполнены рекламой VoIP-операторов, предлагающих дешевые звонки по России и за рубеж. Как правило, услуга реализуется через продающиеся в розничной сети предоплаченные карты с кодами активации, которые нужно вводить, набрав определенный "городской" номер.
Сейчас в Министерстве связи вообще царят революционные настроения. Как известно, Россия намеревается вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО), в свете чего в прошлом году правительство страны приняло решение о демонополизации рынка дальней связи, поручив МИТС разработать необходимую для этого документацию. После этого в министерстве начали претворять революционные планы в жизнь - одним из основополагающих документов нового порядка стали "Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия", которые 28 марта были утверждены постановлением правительства РФ. Они определяют взаимоотношения местных и федеральных операторов.
ССЫЛКАВСТУПЛЕНИЕ В ВТО - ресурс Министерства экономического развития и торговли РФ
Собственно, как наше издание уже сообщало, эти революцонные правила вызвали резкое недовольство именно у VoIP-компаний, а также у других малых операторов. Правила предусматривают, что компания, намеревающаяся конкурировать с "Ростелекомом", образованным в 1993 году на базе советской телефонной инфраструктуры, должна быть достаточно крупной. В частности, такой компании необходимо иметь инвестирование в размере не менее эквивалента 50 миллионов долларов (по данным издания "Газета"), обеспечить точки присоединения для локальных операторов во всех регионах России, установить как минимум семь коммутаторов междугородней связи и четыре международной.
Подобные требования являются неподъемными для небольших локальных VoIP-компаний. Но без их выполнения такие компании не могут предлагать услуги дальней связи и обязаны передавать весь свой междугородний и международный трафик "большому" оператору, который до недавнего времени присутствовал в стране в единственном экземпляре - им был "Ростелеком". VoIP-операторы, таким образом, лишаются возможности получать прибыль с наценки на аренду интернет-каналов, и их бизнес становится нерентабельным. Собственно, это и было темой открытого письма президенту Путину, которое операторы направили сразу после принятия правительством "Правил". Они выразили удивление тем, что государство таким образом фактически удушает часть малого бизнеса, хотя высшие руководители постоянно заявляют о желании его поддерживать.
СМ. ТАКЖЕПолитическая дороговизна IP-телефонии - VIP.Lenta.Ru, 01.04.2005
Объем российского VoIP-рынка оценивается в 300 миллионов долларов в год. Эксперты полагают, что лишение VoIP-бизнеса возможности работать на публичном междугороднем и международном рынке приведет к уходу этих денег на "черный рынок" - VoIP-компании никуда не денутся, а переведут свой бизнес на "серые" схемы, так как заставить абонентов, привыкших с появлением IP-телефонии платить за дальние звонки меньшие деньги, вновь звонить традиционными методами и платить больше, вряд ли удастся - в стране действуют законы свободного рынка.
Письмо Путину от VoIP-компаний было не первым письмом против реформы телекоммуникационного рынка. Зимой АТО и Национальный союз организаций и операторов связи написали открытые письма премьер-министру Михаилу Фрадкову и руководителю Мининформсвязи Леониду Рейману. Они также выражали обеспокоенность судьбой малых локальных операторов различных видов связи с грядущим приходом на рынок конкурентов "Ростелекома". По сообщению CNews, функционеры АТО посчитали, что "либерализация рынка дальней связи должна привести к прорыву в российских телекоммуникациях, но следствием подхода, при котором абонент выбирает оператора дальней связи с помощью системы префиксов, может стать падение доходов и инвестиционной привлекательности местных телефонных операторов". По мнению их представителей, когда конкуренция дальних операторов приведет к падению тарифов, упадут и доходы локальных компаний. Ассоциация выступила за то, чтобы местные операторы самостоятельно выбирали партнеров, которые обеспечат их абонентов междугородней и международной связью, и, соответственно, договаривались с ними о тарифах. АТО в письме Рейману заявляла также, что новые правила отрицательно скажутся не только на альтернативных, но и традиционных операторах, входящих в государственный холдинг "Связьинвест" (он, в частности, владеет половиной "Ростелекома").
ССЫЛКАОАО "Связьинвест": вопросы и ответы
Участники индустрии заявляют, что пресловутые "Правила" разрабатывались Мининформсвязи без учета мнений участников рынка и без привлечения экспертизы независимых организаций. "Из всех существующих в мире вариантов взаимодействия местных операторов с дальними в России выбрали наихудший, — заявил CNews вице-президент крупного российского оператора связи "Корбина Телеком" Александр Малис. — Должна быть конкуренция местных телефонных операторов, а не бесконтрольная конкуренция операторов дальней связи друг с другом на сетях, принадлежащих местным телефонным компаниям". "Операторов местной связи превращают в рабочих лошадок для операторов дальней, - считает Малис. - Это при том, что основная нагрузка по телефонизации лежит как раз на местных компаниях". Национальный союз операторов и организаций связи в письме Фрадкову заявил, что внедрение "Правил" приведет к ограничению прав выбора абонентов: "На первом, переходном этапе (когда новые правила уже заработают, а конкуренты "Ростелекома" еще не начнут предоставление своих услуг) монополия "Ростелекома" только усилится".
На это руководитель департамента Мининформсвязи по государственной политике в области информационно-коммуникационных технологий Виталий Слизень заявил, что в первое время воплощения реформы позиции "Ростелекома" действительно усилятся. "Но это - плата за революцию, которую мы совершаем в российской телекоммуникационной отрасли", - заявил он.
На этом фоне "Ростелеком" пытается показать, что он отвыкает от роли монополиста и вступает в конкурентную борьбу. Накануне, еще до утверждения "Правил", он провел рекламную кампанию в СМИ под девизом "Восемь-гудок-"Ростелеком", а 1 июня государственное агентство РИА "Новости" объявило, что "Ростелеком" открывает точку доступа в Нью-Йорке.
Мининформсвязи, в свою очередь, отступать от выбранного революционного пути не намерено, и внедрение требований "Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия" продолжается. Условия воплощаемой реформы, в частности, предуматривают, что операторы, получившие "лицензию на конкуренцию" с "Ростелекомом", получат свой междугородний префикс, каковым в случае с "Ростелекомом" сейчас является привычная всем "восьмерка". Таким образом абоненты смогут выбирать, через какого оператора они хотят совершить желаемый "дальний" звонок.
Революционные веяния на коммуникационном рынке не проходят и мимо мобильных сетей. 25 мая правительство утвердило разработанный в МИТС документ "Правила оказания услуг подвижной связи", который стал первым нормативно-правовым актом, регламентирующим взаимоотношения абонентов и операторов подвижной радиотелефонной (мобильной) связи. В его рамках описывается очередной пакет требований, необходимых для приведения состояния рынка связи в соответствие с государственной концепцией. В частности, государство полагает, что в России необходимо прекратить взимать плату за входящие звонки, так как эта практика в большинстве развитых стран считается неестественной. Также абонентам, по мнению государства, необходимо предоставить возможность полностью сохранять телефонный номер при смене оператора.
ССЫЛКА"Обсуждаем внедрение услуги переносимости номера абонента" - интернет-ресурс МИТС
"Документ содержит ряд позитивных, социально значимых норм, - говорится в специальном сообщении МИТС. - Теперь абоненту не придется платить за получение от оператора информации о тарифах на услуги, зоне обслуживания, состоянии лицевого счета и задолженности. Бесплатными становятся и все соединения продолжительностью менее 3 секунд независимо от тарифного плана. Кроме того, согласно Правилам, оператор не вправе навязывать абоненту оказание дополнительных услуг за отдельную плату, а также обусловливать оказание какой-либо услуги оказанием других услуг. Наряду с этим, оператор обязан уведомлять своих абонентов о новых тарифах или изменении текущих тарифов на услуги за 10 дней до их введения. В целях недопущения получения операторами необоснованных доходов, максимальный размер единицы тарификации определен Правилами как равный одной минуте. Оператор также не имеет права отказать потенциальному абоненту в заключении договора и обязан компенсировать стоимость услуги в случае ее некачественного предоставления. Отдельного внимания заслуживает вводимое Правилами положение о том, что оператор обязан предоставлять доступ к информационно-справочным службам других участников рынка на тех же условиях, что и к собственным информационно-справочным службам".
Кроме того, в нем отмечается: "В Правилах также четко определено, что до введения единого номера вызова экстренных служб с 2008 года, вызов таких служб должен осуществляться по номерам, используемым в стационарных сетях связи (01, 02, 03). Более того, с момента вступления Правил в силу, в случае израсходования абонентом своего баланса по тарифу, не предусматривающему абонентскую плату, оператор связи обязан сохранять возможность вызова абонентом экстренных оперативных служб. Правилами закрепляется право абонента, приобретающего карту оплаты услуг связи, получить от оператора неизрасходованные по карте средства вне зависимости от того, какой срок действия на ней указан. Более того, возможность возврата абоненту неизрасходованных средств относится к любым авансовым платежам за оказание услуг подвижной связи. В случае утраты абонентом SIM-карты, согласно Правилам, абонент обязан немедленно сообщить об этом оператору. Мининформсвязи России считает, что принятие данных Правил позволит повысить прозрачность взаимоотношений между абонентами и операторами подвижной радиотелефонной связи, что будет способствовать дальнейшему цивилизованному развитию рынка связи в стране."
Сейчас над поправками в федеральный закон "О связи", предусматривающими оплату входящих звонков для абонентов, платящих за связь повременно, работает Госдума РФ. Полностью законодательную базу обещают подготовить к концу 2005 года. Между тем много шума наделало сообщение о том, что согласно требованиям Мининформсвязи с 1 июня операторы фиксированной связи должны будут начать взимать плату за звонки на мобильные телефоны. Эту информацию озвучил 24 мая, накануне утверждения "Правил оказания услуг подвижной связи", заместитель министра Реймана Борис Антонюк. Он также сослался на еще одни новые правила - принятые 18 числа "Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи". Согласно им, тарифы на звонки со стационарных телефонов на мобильные будет устанавливать Федеральная служба по тарифам, если абонент пользуется услугами государственной компании фиксированной связи. Если абонент пользуется услугами альтернативного оператора, то тарифы устанавливает сама компания. По словам замминистра, "новая норма приведет к перераспределению доходов между сотовыми компаниями и операторами фиксированной связи".
Противники реформ, внедряемых МИТС, выступили и здесь. На следующий день заявление Антонюка подверг критике холдинг "Связьинвест", который распространил заявление с комментариями по поводу сложившейся ситуации. "Предложенные принципы взаимодействия операторов связи отвечают основным мировым тенденциям развития телекоммуникационной отрасли и рекомендациям Международного союза электросвязи", - указали в компании. Однако в "Связьинвесте" отметили, что реализация данного принципа тарификации на практике требует учета специфики российского рынка телекоммуникаций. "Данное решение было преждевременным по ряду причин, - говорится в сообщении компании. - На сегодняшний день у фиксированных операторов связи нет оснований для обращения в Федеральную службу по тарифам с просьбой тарифицировать исходящие телефонные звонки с фиксированного телефона на мобильный. Подобное обращение могло бы иметь место только после получения операторами мобильной связи лицензий на предоставление услуг зоновой телефонной связи. В настоящее время на эту категорию звонков не существует тарифов. Они не относятся ни к одной существующей тарифной зоне. Отсутствуют правила тарификации звонков с фиксированного телефона на мобильный".
"Мы поддерживаем принцип оплаты соединений звонящей стороной, но призываем регулятора подойти к ситуации взвешенно", - заявил директор департамента информационного обеспечения "Связьинвеста" Олег Михайлов. В "Связьинвесте" отмечают, что введение тарифов на звонки с фиксированного номера на сотовый приведет к удорожанию услуг связи для абонентов фиксированной связи, в том числе для малообеспеченных слоев населения. При установлении данного тарифа произойдет перераспределение затрат на услуги связи: уменьшатся расходы у абонентов сотовой связи и возрастут у абонентов фиксированной связи. Это, в свою очередь, повлечет за собой снижение трафика у операторов фиксированной связи и ускорение процесса оттока абонентов фиксированной связи в сети операторов мобильной связи, - говорится в заявлении холдинга.
С опровержением заявления Антонюка быстро выступил сам Леонид Рейман. Он сказал, что переход к системе оплаты звонков по принципу "платит тот, кто звонит" возможен только при одновременном изменении операторами связи сложившейся практики тарификации входящих вызовов. А для этого потребуется значительное время и утверждение ряда подзаконных актов.
В целом, налицо желание регулирующих структур внедрить на рынке связи механизмы, соответствующие, по мнению государственных экономистов, современным условиям мировой экономики и требованиям ВТО. Однако попытка немедленного внедрения соответствующих реформ натолкнулась на неподготовленность рынка и ряд национальных особенностей. Участники рынка приходят к выводу, что предусмотренные реформами изменения навязываются слишком резко и фактически внедрить их в предлагаемые государством сроки не удастся. "Революция" в сфере коммуникаций, таким образом, должна стать медленной и "бархатной".
Сергей Рублёв