В ночь с 4 на 5 июня в английском городе Манчестере чемпион мира в первом полусреднем весе Константин Цзю проиграл техническим нокаутом британцу Рикки Хаттону. Тренер Константина Джонни Льюис не выпустил его на последний раунд, посчитав, что он неспособен продолжать бой. Это поражение 35-летнего Цзю вряд ли уже способно повредить его репутации одного из величайших бойцов в истории первого полусреднего веса, однако теперь перед бывшим чемпионом встает вопрос о том, что делать дальше: смириться и тихо уйти на покой или попытаться повернуть время вспять и закончить карьеру на более мажорной ноте?
Практически все эксперты, которых спрашивали о том, как закончится бой Цзю-Хаттон, были единодушны: Цзю уверенно победит, причем, скорее всего - нокаутом. Шансы Хаттону давали лишь его соотечественники, да и то они были предельно осторожны в прогнозах, обычно предсказывая победу Рикки по очкам. А категоричнее всех высказался экс-чемпион мира Роджер Мейвезер, когда-то ставший одной из первых жертв Цзю на его пути к боксерскому Олимпу: "Цзю и Хаттон вообще в разных лигах. Если Хаттон будет нападать, бой закончится быстро. Если будет медлить, бой закончится чуть позже. Хаттон неплох, но он еще не дрался ни с кем близко похожим на Цзю. Цзю отправит его в нокаут, никаких сомнений".
Рикки Хаттон, несмотря на то, что никогда не был обладателем престижных чемпионских поясов и не имел в своем активе особенно громких побед, пользуется в Англии огромной популярностью. Поэтому известие о том, что он подписал контракт на бой с признанным королем своего веса, вызвало среди британских болельщиков настоящий фурор. Достаточно упомянуть, что 22 тысячи билетов на бой были распроданы в течение двух часов после поступления в продажу, несмотря на то, что в угоду американским телезрителям, смотревшим шоу в прямой трансляции, начиналось все очень поздно - Хаттон и Цзю вышли на ринг лишь в два часа ночи по местному времени.
Как только стало известно, когда и где пройдет бой, начались разговоры о том, что эти условия играют на руку Хаттону и против Цзю, которому придется коренным образом ломать режим, чтобы подстроиться под одиннадцатичасовую разницу во времени, и выступать перед толпой враждебно настроенных болельщиков. Впрочем, сам Константин сразу отмел все сомнения, заявив, что позднее начало боя ему наоборот более выгодно, поскольку это Хаттону придется подстраивать свои биологические часы под выступление ночью. Сам же он собирался продолжать жить в Британии по австралийскому времени, по которому два часа ночи соответствуют часу дня - времени, в которое Константин обычно проводит свою основную тренировку.
За две недели до боя Хаттон действительно начал перестраивать режим, проводя спарринги по ночам и совершая поздние пробежки. Во время одной из них его даже остановили полицейские, которым показался подозрительным молодой человек, бегущий по улице в два часа ночи в надвинутом на глаза капюшоне. Впрочем, Рикки быстро узнали и отпустили.
А вот Цзю через несколько дней после своего приезда в Англию неожиданно заявил, что тренироваться по ночам не будет и сохранит свой обычный распорядок дня, перестроившись под британское время. Из отрывочных данных, просачивавшихся из лагеря Цзю, складывалось впечатление, что тренироваться по ночам он все-таки поначалу пытался, но по каким-то причинам эти тренировки у него, что называется, "не пошли". Однако Константин объяснил отказ от своих первоначальных планов тем, что ночные тренировки - это практически то же самое, что работа в ночную смену, которая, как известно, очень выматывает, и этот аргумент сочли убедительным.
Однако гораздо больше вопроса местного времени поклонников Цзю беспокоило другое. Все-таки Константину уже 35 лет, что для боксера, выступающего на самом высоком уровне, совсем немало. Конечно, полгода назад Костя убедительнейшим образом разгромил Шармбу Митчелла, но тот быстротечный поединок не дал ответа на вопрос о том, как будет себя чувствовать чемпион, если бой перейдет в поздние раунды. Да и история бокса знает немало случаев, когда бойцы старели буквально за один вечер, и за блестящим выступлением возрастного боксера в одном бою следовало полное фиаско в следующем.
Вопрос о возрасте с завидной регулярностью возникал на всех последних пресс-конференциях Константина, однако он всегда отвечал в духе Рабиновича из известного анекдота: "Не дождетесь". "Если ведешь здоровый образ жизни, не имеет значения, сколько тебе лет - 25 или 35", - сказал Цзю в одном из последних интервью перед матчем, добавив, что если бы ему сейчас пришлось встретиться с самим собой 25-летним, то без сомнения победила бы его более возрастная версия, поскольку он стал гораздо сильнее и опытнее.
Впрочем, спарринг-партнеры Цзю и просто независимые наблюдатели, которым приходилось видеть тренировки чемпиона ранее, также в один голос утверждали, что он находится в отличной форме и ничуть не утратил своих навыков.
Еще один вопрос, который уже достаточно давно беспокоил всех, кому небезразлична судьба русского австралийца, был связан с его весом. Очень многие боксеры с возрастом переходят в более тяжелые весовые категории, однако Цзю всю свою карьеру провел в весе до 63,5 килограммов. Его вес между боями порой довольно значительно превышал эту цифру, но к нужному сроку он всегда без видимых проблем укладывался в необходимые рамки.
Справедливости ради стоит заметить, что вопрос веса в этом бою мог стать достаточно острым для обоих соперников. Хаттон, несмотря на свою молодость, всегда славился способностью поправляться между боями до такой степени, что его лицо начинало напоминать формой полную луну, а сам он становился гораздо больше похож на обычного завсегдатая британских пабов, чем на боксера мирового класса. Ехидные британские журналисты из-за этой слабости Рикки полюбили обыгрывать его фамилию Hatton, превратив ее в Fatton - "Толстяк".
Но на этот раз Хаттон начал готовиться к поединку на полтора месяца раньше, чем обычно, уже задолго до назначенного срока сбросил вес, о чем с гордостью сообщил на одной из своих пресс-конференций, состоявшейся чуть ли не за месяц до боя, в качестве доказательства продемонстрировав журналистам четкие кубики мышц брюшного пресса. Константин Цзю отнесся к этому пиар-ходу соперника очень спокойно, отметив, что тот волен делать со своим весом все, что ему заблагорассудится, а сам он не собирается отклоняться от своего плана подготовки, в котором все рассчитано буквально по минутам и граммам.
Однако на взвешивании, состоявшемся за день до боя, выяснилось, что план Константина дал небольшой сбой. Впервые за долгое время ему не удалось уложиться в рамки весовой категории с первой попытки и пришлось немного попотеть, чтобы сбросить лишние несколько десятков граммов. Казалось бы, пустяк - что значат какие-то 60-100 граммов? Тем более, Цзю снова очень убедительно объяснил этот незначительный инцидент тем, что встал на весы на час раньше, чем рассчитывал, и поэтому просто не успел согнать эти лишние пару унций. Но некоторый тревожный осадок все же остался.
Существует знаменитая фраза о том, что исход боя определяется столкновением стилей боксеров. Ее можно понимать и так, что объективно более слабый боксер порой может побить более сильного, если обладает необходимым для этого стилем.
Говоря о возможных путях развития боя Цзю-Хаттон, многие эксперты отмечали, что Рикки может получить шанс на победу, если ему удастся навязать Константину удобный для себя бой. А удобным для Хаттона является бой, проходящий на ближней дистанции и в высоком темпе. Следовательно, таким его и надо попытаться сделать, и Хаттон не скрывал, что в этом и заключается его план.
Естественно, легко это все звучит только на словах. На деле мало кто верил в то, что Рикки удастся осуществить задуманное, поскольку ему предстояло выйти в ринг против одного из объективно сильнейших боксеров мира вне зависимости от весовой категории, известного умением навязывать сопернику свою волю. Но Хаттону удалось посрамить скептиков.
На финальной пресс-конференции перед боем Рикки Хаттон заметно нервничал, однако, выходя в ринг, выглядел если и не убийственно спокойным, то намного менее нервным чем за день до этого. В конце концов, отступать ему было уже некуда.
Видимо, понимая это, он с самого начала пошел вперед, сближаясь и осыпая Константина Цзю градом ударов. Далеко не все они были точными, многие приходились по защите или попадали вскользь, но просто за счет активности и общего "навала" ему удалось выиграть первые раунды в карточках всех судей. В принципе, Цзю известен тем, что долго разогревается и часто отдает сопернику начало боя, и на этот раз все, казалось, идет к тому же.
Ближе к середине поединка Константин начал перехватывать инициативу. Он бил реже, но точнее и пару раз слегка потряс соперника, который, однако, продемонстрировал неплохую способность держать удар. Казалось, что бой вот-вот окончательно повернется в пользу Кости.
В седьмом раунде Цзю получил от рефери замечание за неумышленный удар ниже пояса. В девятом раунде ситуация повторилась, и немедленно после того как рефери сделал Константину замечание, Хаттон сам нанес ему удар в пах, от которого Цзю оказался на полу и потом довольно долго приходил в себя, взяв предусмотренную для этого правилами паузу.
После возобновления боя выяснилось, что инициативу уже прочно взял в свои руки британец, который практически доминировал на ринге в десятом и одиннадцатом раундах. В результате, после одиннадцатого раунда Цзю не вышел из своего угла, подчинившись указанию тренера Джонни Льюиса, решившего, что он не должен продолжать поединок.
После боя, комментируя свое поражение, Константин признал, что Хаттон в этот вечер был сильнее и его победа была вполне заслуженной. "Я не знаю, означает ли это конец моей карьеры. Возможно, да, но, может быть, и нет. Но сегодня я проиграл более сильному сопернику", - сказал Цзю.
Хаттон, которому победа принесла титул чемпиона IBF в первом полусреднем весе и неофициальное звание сильнейшего боксера этой весовой категории, также отдал должное своему сопернику, отметив, что будет счастлив, если его чемпионская карьера сложится хотя бы вполовину так же удачно, как у Цзю.
Что будет делать дальше Константин Цзю, сейчас известно лишь ему одному. Рикки Хаттон уже заявил, что готов дать ему реванш, и условие об этом имеется в контракте на бой, однако неизвестно, захочет ли Константин воспользоваться им. Скорее всего, мы узнаем об этом лишь через несколько дней или даже недель.
Андрей Сенцов