В девяностые годы Россию часто называли "сырьевым придатком". Постепенно это выражение вышло из моды - может, из-за введения более справедливых цен на энергоносители, может, из-за развития российской промышленности, а может - и так, само по себе. Интересно, что ситуация в целом изменилась незначительно - российская экономика по-прежнему ориентирована на экспорт сырья, особенно нефти и газа. По-прежнему наш газ поставляется в страны СНГ, Балтии, Европы. Особенно в Европу, потому что там за него платят большие деньги.
Однако есть и отличия. Они заключаются в двух фактах: во-первых, "Газпром", ранее контролируемый государством лишь косвенно, вскоре будет им контролироваться в полной мере. Во-вторых, недавний разговор представителей "Газпрома" и украинского "Нафтогаза" о переходе на денежную форму расчетов вкупе с объявленным изменением объемов поставляемого газа в ближайшие страны, имеет под собой, несомненно, не только экономическую, но и политическую подоплеку.
Российский газ в больших объемах поставляется в десятки стран мира. Так, 40 процентов газа, который получает Европа, приходит из России. Республика Беларусь и страны Балтии импортируют исключительно российский газ. Доля российского газа в импорте газа Молдовой и Украиной доходит до 50 процентов.
Правда, не все страны получают российский газ напрямую. Ко многим он приходит через транзитные страны, которые взимают плату за транспортировку. Больше всего экспортные потоки российского газа зависят от Украины. Идущий через нее транзитом природный газ попадает в Австрию, Болгарию, Венгрию, Германию, Грецию, Италию, Македонию, Польшу, Румынию, Словакию, Турцию, Францию, Чехию и другие страны.
Транспортировка газа по территории Украины оплачивается по бартерной схеме - Украина забирает себе часть газа по установленным межправительственным соглашением тарифам. Таким образом Украина получает свыше 80 процентов достающегося ей российского газа.
"Газпром", который никак нельзя назвать благотворительным обществом, старается перейти на денежные взаиморасчеты со всеми потребителями - чтобы, в частности, платить Украине за транзит своего газа приемлемую цену, а не отдавать ей газ, который на европейском рынке можно было бы продать гораздо дороже. При этом мечтой газовой компании является полная ликвидация или хотя бы значительное сокращение транзитных платежей и вывод цен на европейский уровень.
В принципе, сократить транзитные платежи можно, создав обходные пути - либо таким образом, чтобы не платить никому, либо так, чтобы платить меньше.
День воплощения мечты "Газпрома" совпадет с днем пуска Северо-Европейского газопровода, который сейчас строит "Газпром" совместно с BASF. Газопровод проходит по Балтийскому морю и напрямую свяжет Россию с европейской газовой сетью. СЕГ станет весомым козырем в российско-украинских отношениях, так как на его пути отсутствуют транзитные государства. Это поможет снизить как тарифы на транспортировку газа, так и сами цены на газ для европейских потребителей.
Проект СЕГ развивается уже 8 лет, с 1997 года. Его производительность составит от 19 до 30 миллиардов кубометров газа в год. Ожидается, что первые кубометры газа пойдут по СЕГ в 2010 году. Стоимость строительства СЕГ оценивается в 5,7 миллиардов долларов.
Ответным шагом по отношению к СЕГ является создание новых газопроводов на Украине, так как увеличение объемов прокачки газа в Европу в принципе может способствовать сохранению привлекательности Украины как транзитного государства. Для этого Украиной и Россией на паритетных началах был создан газотранспортный консорциум. Сейчас его значение падает с каждым днем, ведь до пуска газопроводов, альтернативных украинским, остается все меньше времени.
В 2004 году "Газпром" поставил на Украину 34,34 миллиарда кубометров природного газа. Это на десяток миллиардов больше, чем в 2003 году. В 2005 году газовый концерн собирается опустить объем поставок ниже планки 2003 года, когда Украина получила 25 миллиардов кубометров газа.
Вряд ли следует рассматривать это сокращение поставок как обычную экономическую меру. Дело в том, что "Газпром" изменил объем поставок для всех стран СНГ и Балтии. Изменения чрезвычайно характерные - так, на 30 процентов сократятся поставки в Эстонию и Молдавию, на 14 - в Латвию. Зато сэкономленный газ компания собирается подавать Белоруссии, увеличив поставки туда фактически в два раза. Стоит ли говорить, что большая часть сокращений поставок коснулась стран, с которыми у России возникли трения и конфликты?
На первый взгляд, и увеличение поставок Белоруссии выглядит нарочито - многие уже давно махнули рукой на союз Москвы и Минска. Тем более, что платежеспособность Белоруссии оставляет желать лучшего - так, многим еще памятен газовый кризис начала 2004 года, когда "Газпром" прекратил поставки газа в республику. Как известно, Минск получал газ в 2004 году по внутрироссийской ставке в 30 долларов, которая позже была повышена до льготных 46,68 долларов за 1000 кубометров.
Разгадка последних изменений проста - за льготным договором с Белоруссией стоят апрельские тезисы Владимира Путина о том, что на этом направлении тарифы не будут меняться ни в 2005, ни в 2006 году. Кроме того, Минск был вынужден предоставить льготы "Газпрому" на строительство газоперерабатывающей станции.
Здесь надо отметить, что российские чиновники собираются строить в Белоруссии газопроводы для поставок газа в Западную Европу. Кроме того, транзит газа по территории, подведомственной Лукашенко, обходится "Газпрому" в несколько раз дешевле, нежели транспортировка по украинской территории. Изменение объемов поставок может означать только одно - жирный намек на новую расстановку сил в недалеком будущем.
Действительно, шаги "Газпрома" укладываются в одну простую цепочку - любыми способами избежать транзита газа через Украину. СЕГ строится для этого, дружба с Лукашенко - тоже для этого. Сокращение поставок Киеву - опять же для этого.
Сделаем небольшое лирическое отступление. Политическая воля России и оптимальная политика "Газпрома" долгое время не совпадали. Очевидно, что "Газпром" предпочел бы поставлять во все страны газ по мировым ценам. Однако тарифы и объемы поставок, которые устанавливаются в контрактах, прилагаемых к межправительственным соглашениям, служат не только обогащению "Газпрома" - это барометр внешнеполитических отношений страны-потребителя с Россией.
"Газпром" определяет газовые тарифы для стран-потребителей в индивидуальном порядке. Условия поставок закрепляются межправительственными соглашениями. На основе этих соглашений заключаются ежегодные контракты, где и устанавливаются цены на газ, объем поставок, транспортный тариф.
Ранее цены устанавливались достаточно просто - страны СНГ получали газ примерно по одной ставке, Балтия - по другой, Европа - по третьей. Теперь происходит переход от "зонной" ценовой политике к индивидуальной по отношению к каждой стране. При этом, если ранее "зонная" политика применялась Россией в ущерб себе (при поставках по льготным ценам в Белоруссию), то теперь цели государства, стремящегося ответить Украине на недавний бензиновый кризис, "оранжевое" настроение и не удовлетворяющий Россию инвестиционный климат, частично совпадают с планами "Газпрома".
Рассмотрим, как выглядят цены в такой перспективе. Для России цена газа в 2004 году составила 30 долларов за тысячу кубометров (без НДС). В Западной Европе тысяча кубометров российского газа в 2004 году стоила 134 доллара. В Восточной - 126. Страны СНГ в 2004 году платили за 1000 кубометров газа в среднем по 51 доллару, а страны Балтии - по 84.
Итак, в ходе переговоров "Нафтогаза Украины" и "Газпрома", где обсуждался большой объем накопившихся проблем, прозвучало и предложение о том, чтобы перейти на денежную систему расчетов. Это, в частности, подразумевает резкое удорожание газа для украинской стороны, тем более что "Газпром" решил увеличить тарифы до европейского уровня, то есть - в три раза, примерно до 160 долларов за 1000 кубометров.
Конечно, реакция Украины на это предложение была крайне болезненной. Так, украинские СМИ выпустили заявление о том, что никаких конкретных документов о повышении цены на российский газ подписано еще не было, хотя российская сторона и выступила с предложением перейти к уплате услуг за транзит газа денежными средствами. Так как расчет за транзит жестко связан с ценами на газ, переход на денежные расчеты спровоцирует и повышение этих цен. Это заявление украинской стороны можно истолковать однозначно - Украина всеми силами будет сопротивляться новой ценовой политике, не подписывая предложения. Это может привести страну к газовому кризису, так как "Газпром", если считать его намерения серьезными, может просто отказаться от поставок газа на Украину.
Введение повышенных цен на газ подорвет и производимый Украиной реэкспорт российского газа европейским потребителям. Так, Юлия Тимошенко 8 июня объявила о том, что украинское правительство договорилось с европейцами о поставках газа по более высоким ценам. Ожидается, что реэкспорт поддержит Украину, которой в данный момент не хватает примерно 8 миллиардов кубометров газа, причем поставки 5 из них целиком зависят от договоренностей с "Газпромом".
В один из наиболее бурных периодов новейшей украинской истории, а именно - осенью 2004 года в подземных газохранилищах Украины находилось свыше 7 миллиардов кубометров газа - почти четверть всех российских поставок прошлого года. В течение полугода "Газпром" пытался обеспечить отбор этого газа, послав НАК "Нафтогаз Украины" свыше 40 заявок для поставок топлива по экспортным контрактам.
Ни одна из этих заявок удовлетворена не была.
"Газпром", который отчаялся получить от Киева если не свой газ, то хотя бы объяснение - где он находится, с апреля требует либо вернуть газ, либо купить его, так как "Газпром" им распорядиться не в состоянии. Украина, в свою очередь, постоянно пыталась то найти газ, то взять время на принятие решения.
Впрочем, похоже, что дело сдвинулось с мертвой точки. 8 июня в ходе переговоров между "Нафтогазом" и "Газпромом" глава "Нафтогаза" Алексей Ивченко заявил, что Украине удобней заплатить за российский газ, тем более что она собирается докупать дополнительные объемы, чтобы покрыть дефицит баланса.
Исчезновение такого количества газа, тем не менее, серьезно повлияло на тон переговоров между Россией и Украиной.
Создание российско-украинского газотранспортного консорциума позволило бы "Газпрому" значительно увеличить объем транзита газа через украинскую газотранспортную систему. Идея консорциума родилась в тот момент, когда "Газпром", подумывавший о строительстве обходных путей, еще не располагал для этого достаточными свободными средствами.
Так как стратегически "Газпрому" гораздо выгоднее поставлять газ в Европу, а не в страны СНГ, похоже, идея консорциума исчерпала себя. C этим согласны и украинцы, которые не видят у проекта перспектив и которых интересует роль Украины как продавца, а не транспортировщика газа в Западную Европу.
Например, министр топлива и энергетики Украины Иван Плачков уверен, что консорциум прекратит развитие, если не появится новых проектов. Сходной позиции придерживается и глава подкомитета по вопросам газовой промышленности комитета Верховной Рады по вопросам теплоэнергетического комплекса Александр Гудыма, который выступил за организацию нового консорциума с участием России, Украины, Франции и Германии и ликвидацию старого.
Высказался и посол России на Украине Виктор Черномырдин: "По сути дела все затихло. Я думаю, кто-то должен этот вопрос правомерно поставить - или мы занимаемся консорциумом, или не надо голову морочить никому - ни себе, ни западным партнерам".
Похоже, что жить газотранспортному консорциуму осталось недолго.
Цены на газ - один из важных факторов ценообразования для промышленных предприятий. В целом после трехкратного увеличения цен на российский газ кубометр этого топлива будет в среднем обходиться украинскому потребителю в два раза дороже. Это, в свою очередь, приведет к удорожанию электроэнергии не менее чем в полтора раза. Резко возрастет себестоимость продукции украинских предприятий, что в конце концов приведет к инфляции и замедлению экономического роста.
Если события будут развиваться так, как этого хочет "Газпром", подстегиваемый российским правительством, то это негативно отразится на всей экономике Украины - ведь газ является традиционным видом топлива для получения электроэнергии (в России, например, газ обеспечивает производство почти половины электроэнергии).
В случае, если кризис разразится всерьез, отношение к российскому бизнесу на Украине существенно охладится, да и условия работы ухудшатся. Повышение цен ударит, например, по металлургам, в частности, по "РУСАЛу", который владеет Николаевским и Днепровским комбинатами. Коснется взлет цен и принадлежащих россиянам Одесского (ЛУКОЙЛ), Лисичанского (ТНК-BP), Херсонского ("Альянс") НПЗ. Резкое подорожание электроэнергии станет для этих НПЗ дополнительным аргументом в пользу ухода с рынка. Это усугубит и без того непростое положение в топливно-энергетической отрасли Украины.
Будет только естественно, если после этого "оранжевый" режим возьмет контроль над нефтью и газом в государственные руки или передаст соответствующие предприятия национальным предпринимателям. Это навевает невеселые мысли о планах по реприватизации и восстановлению справедливости по-украински, тем более что 8 июня Тимошенко заявила, что правительство берет деятельность "Криворожстали" под полный контроль. Это фактически - объявление войны российскому бизнесу.
Как известно, украинское правительство уже работает над консолидацией принадлежащих ему пакетов акций НПЗ. Теперь, надо полагать, они удвоят свои усилия на этом и других фронтах.
Кроме того, не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы предсказать окончательный поворот внешней политики Украины в сторону Европы, так как отличия, которые были между ними на рынках энергоносителей, постепенно стираются, а значит - исчезает привлекательность России как стратегического партнера, которая заключалась в льготных ценах для стран-членов СНГ.
Нынешнее состояние украинской экономики не позволит Киеву смириться с европейскими ценами на газ - предложение России приведет Украину как в Азербайджан, где уже собираются подписывать соответствующий нефтегазовый договор, так и к Туркменбаши, который известен своей жесткой и непредсказуемой ценовой политикой.
Конечно, в ход идут и дипломатические уловки, и заявления о том, что стороны друг друга не поняли. Ведь пока что главным результатом переговоров "Газпрома" с "Нафтогазом" стали не предложения российской стороны, а реакция украинской. Вопрос на встрече стоял так: может ли правительство России отныне и в будущем успешно использовать объем поставок газа как средство для доставки политических посланий?
Ответ очевиден. Может.