В 1997 году в Азии разразился масштабный финансовый кризис, причем одной из наиболее пострадавших стран оказалась Южная Корея. Ким Ву-Чонг, являющийся основателем и бессменным главой компании Daewoo Motors, во время этого кризиса совершил небольшую ошибку, которая стоила жизни его компании и свободы - ему самому.
Ошибкой стала стратегия, основанная на увеличении задолженности компании вместо сокращения производства. В результате корпорация, созданная почти 40 лет назад, входившая в четверку крупнейших в Южной Корее и активно работавшая во многих странах мира, оказалась почти полностью уничтоженной.
Впрочем, сокращения все-таки произошли, но гораздо позднее, когда ничего уже нельзя было исправить. Так, автомобильное подразделение (Daewoo Motors) начало увольнять сотрудников тысячами. Это была даже не агония, а предпродажная подготовка компании, стремящейся как можно быстрее избавиться от самой себя, чтобы избежать принудительной ликвидации.
Большой резонанс крах Daewoo вызвал не только из-за величины компании, но и потому, что Daewoo активно пользовалась помощью правительства. В свое время корейское правительство поставило перед крупнейшими корпорациями пятилетние планы развития, предусматривавшие достижение к концу отчетного периода заданных базовых параметров. В обмен правительство предоставляло корпорациям дешевые кредиты на развитие. Daewoo в этой системе всегда была отличницей.
Ким родился на юге Кореи в городе Дегу, в крайне бедной семье, которую он, будучи ребенком, поддерживал, продавая газеты. Ким начал свой бизнес с открытия фирмы по торговле текстилем, взяв в 1967 году в банке ссуду в 5000 долларов. К концу девяностых ежегодные продажи компании достигали 25 миллиардов долларов в год.
Вначале Daewoo сконцентрировалась на высокодоходном производстве одежды и текстиля, причем из-за больших трудозатрат на производстве в семидесятые годы компания обеспечивала многих корейцев хорошо оплачиваемой работой. Увеличение стоимости рабочей силы заставило компанию перепрофилироваться и вложить деньги в строительство, нефтехимию, а также электромашиностроение.
Основой успеха Кима стали умелое использование ресурсов и врожденный дар организатора. Он мог эффективно договариваться с правительством и неоднократно прибегал к его защите. Кроме того, Ким организовал свой конгломерат компаний таким образом, чтобы зарабатывать многие миллиарды на скупке и перепрофилировании "безнадежных" компаний - после реорганизации в соответствии со схемой Daewoo эти предприятия, как правило, становились процветающими и доходными.
Кроме того, в других странах мира Daewoo предпочитала создавать совместные предприятия с местными компаниями - это позволяло в кратчайшие сроки добиться хороших результатов и получить как можно больше информации о малознакомом рынке. Ким вложил деньги в автозаводы в Индии, Иране, Польше, Румынии и Узбекистане. Политика создания совместных предприятий оказалась успешной и после того, как правительство перестало поддерживать крупные корпорации, стремясь сделать их более агрессивными и конкурентоспособными.
Со временем Ким распорядился реформировать отношения между руководством и рабочими. Это произошло после печального инцидента - двое сотрудников компании не выдержали нагрузки и покончили жизнь самоубийством. Всем руководителям пришлось поработать на конвейере, чтобы понять проблемы, с которыми сталкиваются простые работники. В свою очередь, и рабочие получили возможность занять руководящий пост.
В конце 90-х годов группа компаний Daewoo ежегодно экспортировала товаров на 17,6 миллиарда долларов, что составляло 13,3 процента всего экспорта Южной Кореи. В те дни на корпорацию работало 250 тысяч человек.
Разорилась компания в 1999 году, имея 80 миллиардов долларов долгов. Позднее руководители группы Daewoo признали, что подделали документы таким образом, чтобы значительно повысить стоимость активов компании. Корейские банки, полагаясь на эти оценки, только за 1997-1999 годы выдали Daewoo кредитов на 10 миллиардов долларов.
14 июня 2005 года бывший глава Daewoo вернулся в Южную Корею, чтобы ответить на обвинения в мошенничестве и присвоении денег преступным путем. Ким Ву-Чонгу сейчас 68 лет, и его возвращение поставило точку в его шестилетних розысках, которые вели полицейские Южной Кореи и всего мира.
После того как Ким сошел с трапа, он был немедленно арестован и уведен на допрос о его участии в 80-миллиардном банкротстве, рядом с которым даже корпоративные скандалы вроде тех, что произошли в свое время с Worldcom или Enron, выглядят не очень крупными.
В специальном письменном заявлении Ким принес свои извинения. В частности, бизнесмен извинился за то, что ситуация с Daewoo негативно повлияла на жизнь многих людей. Он сообщил, что готов нести ответственность за инцидент с группой Daewoo, и глубоко сожалеет о случившемся. Ким также заявил, что пожертвовал все свое состояние на гарантии кредиторам.
Как известно, следователи так и не сумели найти Ким Ву-Чонга. После того как Ким покинул Корею осенью 1999 года, его видели в Германии, Судане, Сенегале и даже в Ницце, где, как говорят, находится его роскошная вилла. В 2001 году, после проведения расследования действий руководства компании, полиция Южной Кореи даже объявила Кима в международный розыск.
Прокуратура обвинила магната в завышении стоимости активов компании на 41 триллион вон (41 миллиард долларов) с целью незаконного заимствования 10 миллиардов долларов в кредитных организациях страны. Кроме того, он подозревается в вывозе за границу 20 миллиардов долларов. Прокуратура также полагает, что Ким создавал фонды для подкупа должностных лиц - политиков и членов правительства.
В апреле Верховный суд Южной Кореи поддержал обвинения против семи бывших руководителей Daewoo, приговорив их к семи годам лишения свободы каждого за нарушение валютного режима и хищения. Суд также постановил взыскать с руководства Daewoo в общей сложности 23 триллиона вон (23 миллиарда долларов) штрафа.
К Киму в Южной Корее сегодня относятся по-разному. Так, у аэропорта собрались демонстранты, выкрикивающие лозунги "Наказать Ким Чу-Вонга" и "Без пощады". В то же время правительство явно не держит зла на бывшее руководство Daewoo, так как уже четверых из семи осужденных руководителей Daewoo коснулась амнистия, проведенная президентом Южной Кореи и затронувшая около 30 предпринимателей. Этот акт милосердия может означать в недалеком будущем помилование и для самого Кима.
Эта версия подкрепляется и фактом крайне скверного состояния здоровья 68-летнего основателя Daewoo. Врач Кима заявил, что его пациент тяжело болен и нуждается в госпитализации. Судя по всему, у него серьезное заболевание сердца.
В результате этого скандала правительство Южной Кореи порядком поиздержалось, потратив почти 30 миллиардов долларов на то, чтобы выручить связанные с Daewoo компании и перекупить безнадежные долги у затронутых кризисом финансовых институтов. Позже эти долги и доли в капитале бывших дочек Daewoo были проданы всего за 7,7 миллиарда долларов. Среди этих активов была и Daewoo Motors, которую в 2002 году купил General Motors.
В те годы положение компании было настолько скверным, что аналитики шутливо заявляли, будто General Motors предлагает за автомобильное подразделение Daewoo несправедливую сумму, собираясь приобрести его за 5,9 миллиарда долларов. Они утверждали, что более справедливой ценой были бы 5 долларов 90 центов.
История Кима Ву-Чонга - одна из наиболее захватывающих в череде корпоративных скандалов, потрясших мир в конце 90-х годов. Она отличается от многих других подобных ей историй тем, что показывает, насколько может быть опасна суперкорпорация, которую поддерживает, но не контролирует целиком государство.
История самой Daewoo - это предупреждение об опасности бурного развития, потому что махинации в крупных компаниях (как показывает и расследование ситуации в AIG, например) начинаются с того момента, когда компания начинает думать только о доходах своих акционеров и рыночной привлекательности.
Кроме всего прочего, это еще и история о непотопляемости бывшего гиганта, так как, несмотря на все усилия руководства компании, неверные решения и растраты, группа компаний Daewoo все еще существует. После кризиса она была реорганизована в три компании - Daewoo International, Daewoo Engineering & Construction и Daewoo Corporation. Daewoo Motors тоже существует, однако известна под маркой Daewoo лишь в Южной Корее и Вьетнаме. В остальном мире General Motors продает автомобили Daewoo под маркой Chevrolet.
Через полтора года "Большой Вселенной" исполнится 40 лет.