Из жизни
18:56, 17 июня 2005

А за Линча - ответишь! Сенат США наконец-то официально признал, что линчевание - это плохо

На днях американский Сенат принял специальную резолюцию, в которой принес свои искренние извинения. Извинялись американские парламентарии за то, что в течение 100 лет не могли принять федерального закона, который запрещал бы линчевание. Закон, кстати, так и не принят до сих пор. Но чтобы хоть как-то исправить положение, ряд сенаторов-южан предложили хотя бы извиниться за действия своих коллег. Модная нынче в США политкорректность здесь ни при чем - линчевание по сути есть убийство с особой жестокостью и коли высший законодательный орган государства не находит в себе сил защитить граждан на федеральном уровне, то хотя бы признание своего бессилия уже является поступком. За что сенаторам - большое человеческое спасибо.

Любопытно, что резолюция была предложена демократом от Луизианы Мэри Ландрю и республиканцем из Виргинии Джорджем Алленом, то есть представителями Юга. Линчевание, хоть и было в свое время распространено практически по всем штатам, наиболее тесно связано именно с этим регионом Америки. Показательно и то, что инициатива поступила от представителя Луизианы - этот штат занимает "почетное" второе место по линчеваниям, уступая только Техасу. За период с 1882 по 1962 год в Луизиане был казнен 391 человек, из них 335 негров и 56 белых.

Собственно резолюция, принятая сенаторами, невелика. После продолжительной преамбулы, в которой перечисляются факты и кратко рассказывается о том, что есть линчевание, законодатели "извиняются перед жертвами линчевания за то, что Сенат так и не смог принять закон против линчевания; выражают свои искренние симпатии и не менее искренние соболезнования потомкам жертв; и будут помнить историю линчевания с тем, чтобы не допускать впредь подобных трагедий".

И на этом, похоже, все, поскольку принятие общефедерального закона по традиции будет отложено в долгий ящик. И дело не в махровом расизме американских парламентариев и не в их тайной любви к линчевателям. Просто принятие данного закона может подтолкнуть потомков казненных к требованиям компенсаций, благо подобные прецеденты имеются. А учитывая любовь американцев к сутяжничеству, иски могут пойти лавиной. Естественно, с требованием выплатить суммы, превосходящие как минимум два годовых бюджета какой-нибудь Буркина-Фасо. Вот сенаторы и не торопятся.

Отцы-основатели

Сенатор Мэри Ландрю, автор резолюции, фото с официального сайта
Lenta.ru

Линчевание представляет собой форму самосуда. От других внесудебных расправ, когда подозреваемого банально вешали или топили, линчевание отличается особой жестокостью. Перед смертью над жертвой издевались, изощренно мучили, да и сама казнь порой была на редкость немилосердной - избитого в кровь человека могли волочить на веревке за лошадью, пущенной вскачь. Считается, что жестокие внесудебные расправы были занесены в Америку из Англии. Так, с берегов Туманного Альбиона в Новый свет занесли традицию казнить посредством обмазывания дегтем и вываливания в перьях. Это только на первый взгляд выглядит странной, пусть и жестокой забавой. Дело в том, что деготь предварительно разогревали, поэтому тот, кого им обмазывали, почти всегда умирал от ожогов. Были и другие способы, гораздо более жестокие.

Происхождение слова "линчевание" относится к концу XVIII века. Историки до сих пор спорят, от какого из двух Линчей пошел термин. Одни стоят за полковника иррегулярных войск американских колонистов Чарльза Линча (1736 - 1796), другие - за виргинского плантатора капитана Уильяма Линча (1742-1820). Первый в ходе Войны за Независимость прославился тем, что сформировал собственный суд в округе Бедфорд и внедрял порядок и закон посредством веревки. Жертвами наведения порядка обычно становились сторонники английского короля. К чести Чарльза Линча надо сказать, что он не вешал всех попавших к нему на суд без разбора, а сначала выслушивал суть дела и принимал решение. К тому же, в обстановке тогдашнего хаоса ему удавалось поддерживать относительный порядок. Не стоит забывать, что в стране фактически шла гражданская война - вопреки сусальным голливудским киноверсиям тех событий, вроде фильма "Патриот", американцы в массе своей вовсе не горели желанием встать и сбросить колониальное ярмо. Многие поддерживали англичан, ну а о том, что любителей поживиться в обстановке смуты найдется немало, и упоминать не стоит.

Книга, посвященная истории линчевания в Монтане, иллюстрация с сайта www.downtownbillings.org
Lenta.ru

Второй Линч, плантатор, также прославился внесудебными расправами, но в основном над рабами-неграми. Обвинять Уильяма Линча в животном расизме бессмысленно - он был человеком своего времени, и для него, как и для подавляющего большинства американского населения, негр и белый являлись принципиально разными существами. Плантатор Линч верил, что он защищает закон и содержит свои "одушевленные вещи" (именно так тогда воспринимали негров) в должном порядке. Опять же не стоит представлять его маньяком, который начинает каждое свое утро с жестокой казни кого-нибудь из рабов - раб в первую очередь являлся ценным имуществом, и просто так разбазаривать его не позволял элементарный здравый смысл.

Как это часто бывает, имя собственное дало жизнь имени нарицательному. В России премьер Петр Столыпин "подарил" свою фамилию вагону для арестантов, а с легкой руки журналистов в обиход вошло понятие "столыпинский галстук" - то, на чем вешали бунтовщиков в 1905-1906 годах. То же случилось и с Линчами - их фамилия превратилась в глагол "линчевать", появились понятия "суд Линча" и "право Линча". Линчеванием постепенно стали называть в принципе всякий самосуд, как связанный с жестокими издевательствами над осужденными, так и нет. Речь шла о расправе в отсутствие представителя законной власти, например, шерифа или окружного судьи, которую устраивал отдельный человек, или группа людей, взявшие на себя право вершить суд, при попустительстве и открытом одобрении агрессивно настроенной толпы зрителей.

Забудьте слово пощада

Как это ни удивительно, но со времен Войны за Независимость и примерно до последней трети XIX века линчевание было не очень распространено. Положение изменилось после Гражданской войны 1861-1865 годов. После того как главнокомандующий армиями Юга генерал Роберт Ли капитулировал, Север установил на покоренном Юге жестокий оккупационный режим, попавший в учебники истории под названием "периода Реконструкции". Для самих южан политика "восстановления" Юга стала самой черной полосой за всю историю Америки. Практически все белое население Юга было поражено в правах и рисковало попасть в тюрьму за пустяковый проступок. В то же время агенты "Бюро по делам свободных людей" объясняли неграм, что они теперь свободны, могут делать, что хотят, и им за это ничего не будет. Горечь поражения, ненависть к победителям-северянам, слом привычного миропорядка, в котором "негр знал свое место", соединившись в гремучую смесь, породили Ку-клукс-клан.

Количество линчеваний по штатам с 1882-1927 на миллион населения. Щелкните по картинке, чтобы увеличить.
Lenta.ru

Организация, от скуки придуманная бывшими офицерами-южанами, не преследовала поначалу никаких политических целей. Но постепенно она перешла к "защите белых людей от распоясавшихся негров". Отчасти в этом был смысл - получившие свободу вчерашние рабы просто не знали, что с ней делать, а потому пускались во все тяжкие, напиваясь и буяня. При этом федеральное правительство старалось не обращать на подобные выходки особого внимания. Правосудие в свои руки взяли люди в белых балахонах. Тем не менее, Клан в своем стремлении насаждать террор в какой-то момент перешел все границы - даже его предводитель, генерал Натан Форрест, официально отказался от членства в Клане.

С распоясавшимися неграми, которыми Клан был недоволен, поступали просто - их могли схватить средь бела дня на улице или в доме, притащить к ближайшему дереву и вздернуть или просто застрелить. С белыми, опозорившими себя, поступали иначе - приглашали на тайный суд, проходивший обычно ночью, где-нибудь в лесу. Судили как мужчин (в основном за политические взгляды), так и женщин (за связь с неграми). Обвиняемый мог покаяться в содеянном, и порой это устраивало клановский суд. Ну а если он или она упорствовали, то расправа была жестокой. Женщину могли остричь в знак позора, избить кнутом или выжечь на теле клеймо. Наиболее упрямых вешали.

Но если Клан, с именем которого понятие "линчевание" слилось практически воедино, пытался придать хоть какую-то видимость законности своим судилищам, то в других случаях не было и этого. Так, в 1893 году в Техасе толпа в несколько тысяч человек собралась поглазеть на казнь умственно неполноценного негра, обвиненного в убийстве ребенка (причем явных доказательств того, что именно он совершил преступление, не было). Жертву долго истязали раскаленной докрасна кочергой, и после других, не менее жестоких, пыток сожгли на костре. Толпа свистела и улюлюкала. После чего довольные зрители разошлись по домам.

Жертвами линчевания становились не только негры. На Диком Западе линчевали в основном похитителей скота. Поскольку край был действительно диким, то убийство человека там могло сойти с рук, но вот за кражу коня или угон коровы вешали беспощадно. В 9 из 10 случаях "судьи" не затрудняли себя доставкой обвиняемого в ближайший город, где мог быть шериф или судья - выбиралось дерево повыше и веревка покрепче. В пустынных районах жертву могли завести в пустыню, раздеть, связать руки и бросить на произвол судьбы - если повезет, то выберется. Не выбирался никто - без воды, оружия и лошади остаться в живых на дикой территории, полной враждебных индейцев, было невозможно. Одно время на Западе прославился самочинный судья Рой Бин, судивший незатейливо - он клал револьвер по правую руку от себя, а нож - по левую. Вот вам, дескать, Конституция, а вот и Библия - от них и суд.

Линчевали всех - мужчин и женщин, негров и белых, мексиканцев и индейцев, итальянцев и евреев. Линчевали за политические убеждения, за неподобающее поведение, за то, что пошел наперекор общественному мнению, за принадлежность к красным или профсоюзам, за связь с неграми, за "совершенно очевидное преступление" - в принципе за все, что угодно. В Монтане в 1917 году так называемым "комитетом бдительности" был похищен, избит и повешен активист радикальной рабочей организации "Индустриальные рабочие мира" Фрэнк Литтл. В 1918 году толпой в одном из городов Джорджии были убиты 8 негров, а также беременная женщина. Летом 1893 года в Мемфисе толпа взяла штурмом тюрьму, где содержался негр, подозреваемый в убийстве, и казнила его.

Одним из наиболее известных случаев самосуда стала расправа над Лео Франком - единственным за всю историю Америки евреем, подвергшимся линчеванию. Утром 26 апреля 1913 года на заводской территории в Атланте была найдена мертвой тринадцатилетняя Мэри Фаган. В убийстве обвинили Франка - он был евреем, к тому же не бедным, а значит удобным объектом для ненависти. Его приговорили к тюремному заключению, а через три месяца его похитили из камеры и повесили на дереве в одном из пригородов Атланты. Инициаторов и исполнителей полиция не нашла...

Лучше поздно, чем никогда

Линчевание продолжалось в Америке до 1960-х годов. После этого линчевание перестали классифицировать как отдельное преступление, а начали рассматривали как убийство с отягчающими обстоятельствами. При этом не стоит забывать, что внесудебные расправы чинились порой при полном попустительстве местных властей. Даже если линчевателей и судили, то зачастую оправдывали. Автору этих строк в середине 1990-х годов довелось общаться с США с 90-летним стариком, состоявшим в первой половине ХХ века в Ку-клукс-клане. Джон Доу (назовем его так) спокойно рассказывал, что принимал участие в нескольких линчеваниях. По его словам, это не было чем-то из ряда вон выходящим. А рассказывать об этом можно спокойно, поскольку сроки давности вышли, свидетелей давно уже нет, да и возраст таков, что ближе суд вышний, нежели земной.

Нельзя, конечно, сказать, что правительство США полностью закрывало глаза на подобные безобразия. Например, президент Вильсон в 1918 году обратился к соотечественникам с просьбой прекратить суды Линча. Всего за отмену линчевания выступали семь президентов, однако убедить сенат принять закон против самочинных расправ им не удавалось.

И вот сенаторы покаялись. С одной стороны - это просто формальная декларация, всего лишь слова, за которыми не стоит никаких конкретных мер. С другой же - это, как ни крути, поступок, за который законодатели заслуживают определенного уважения. Можно только пожелать им не останавливаться на достигнутом.

Сергей Карамаев

< Назад в рубрику