Еще в апреле новый Папа Римский Бенедикт XVI дал понять, что его задачей "номер один" на ближайшее будущее станет единение церквей внутри христианства. Однако визит в Москву председателя ватиканского совета по содействию христианскому единству кардинала Вальтера Каспера свидетельствует о том, что дальше слов Святейший престол идти пока не готов.
Приезд Вальтера Каспера в Москву был обставлен очень буднично. В аэропорту Шереметьево-2 в понедельник, 20 июня, кардинала встречали апостольский нунций архиепископ Антонио Меннини и несколько других религиозных деятелей. Как заявил пресс-секретарь Ватикана, цель визита кардинала Каспера в Москву - продолжение диалога с Русской православной церковью при понтификате Папы Бенедикта XVI. Не исключено, что этот визит будет освещаться только на уровне скупых сообщений информагентств и не более того, говорит руководитель информационного центра Конференции католических епископов России Виктор Хруль в интервью интернет-сайту "Газета.Ru".
Скромность, разумеется, красит человека, однако в данном случае выглядит, по меньшей мере, странно. Ведь еще несколько месяцев назад кардинал был уверен, что это лето станет чуть ли не поворотным в диалоге между крупнейшими ветвями христианства. Выступая в январе в программе Радио Ватикана, он уверял, что отношения Святейшим престолом и РПЦ значительно улучшились. Клирик даже выразил надежду, что православно-католический богословский диалог, замороженный в последние четыре года, возобновится приблизительно во второй половине года.
Серьезные надежды на миссию кардинала Каспера возлагает и новый Папа Римский Бенедикт XVI. Выступая в начале апреля в Сикстинской капелле, он сказал, что одной из фундаментальных идей своего понтификата видит экуменизм, то есть диалог между католицизмом, православием и протестантизмом в разных его вариантах.
На исключительной важности для Бенедикта XVI идеи единения церквей настаивают и эксперты. "На повестке дня нового понтификата стоят два важнейших вопроса - об отношениях с Китаем и об отношениях с Россией, - уверен один из ведущих экспертов по проблемам современного католицизма Марко Полити. - Мне кажется, что сильный акцент, сделанный на экуменизме, отражает серьезное стремление Папы урегулировать отношения со всеми христианскими конфессиями, в том числе и с православными". По мнению Полити, кардинал Вальтер Каспер является одной из ключевых фигур диалога с РПЦ.
До сих пор иерарх вполне успешно справлялся со своей миссией. По крайней мере, с пустыми руками из Москвы он еще не уезжал. Первый раз кардинал Каспер побывал в нашей стране в феврале 2004 года. Тогда ему удалось добиться аудиенции у патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Предстоятель РПЦ высказал свою озабоченность тем, что "отношения между Церквами за последние годы сложились не лучшим образом". Кардинал, в свою очередь, призвал патриарха "преодолеть предрассудки и отказаться от полемики", отметив, что "сегодня восстановление единства христианских Церквей насущно и важно для единства Европы". В ходе встреч была достигнута договоренность о создании совместной комиссии для разрешения возникающих между католиками и православными разногласий. "Я доволен итогами визита. Диалог продолжается. Мы обменялись аргументами по вопросам взаимоотношений между нашими церквами", - отметил Каспер, отбывая в Ватикан.
Второй визит клирика состоялся всего через несколько месяцев, в августе. На этот раз он привез с собой чудотворную икону Казанской Божьей матери, которая почти десять лет провисела в покоях Иоанна Павла II. Кардинал Вальтер Каспер передал ее РПЦ 28 августа 2004 года на богослужении в одном из московских соборов.
Поначалу газеты назвали передачу иконы одной из крупнейших неудач Ватикана. Как сообщала Frankfurter Rundschau, Иоанн Павел II хотел передать икону лично, что должно было стать кульминационным моментом его первого визита в Россию. Однако до визита дело так и не дошло, как, впрочем, и до желанного для Папы сближения между католиками и православными.
Позднее, правда, выяснилось, что журналисты поспешили с выводами. В октябре на конференции, посвященной итогам Архиерейского Собора РПЦ, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл рассказал о создании совместной комиссии, которая рассматривает случаи "экспансии католической церкви на территории России". "Обе стороны согласились, что проблемы существуют, и начали их рассматривать", - с удовлетворением отметил митрополит.
Как пример развития диалога двух церквей наблюдатели оценили визит президента Папского совета по вопросам культуры кардинала Поля Пупара в ноябре прошлого года. Католический иерарх прилетел в Москву по случаю открытия католического Культурного центра "Духовная библиотека". Во время своего визита Пупар встретился с Алексием II и посетил Московскую духовную академию.
И все-таки в этот раз кардиналу Касперу будет очень непросто выполнить свои обещания и добиться серьезного прорыва в переговорах с РПЦ. Заявления, сделанные высокопоставленными представителями церквей, свидетельствуют о том, что позиции сторон как никогда далеки друг от друга.
Вопросов, по которым существуют принципиальные разногласия между крупнейшими ветвями христианства, немного, а точнее, всего два - прозелитизм, или "перекрещивание" из православия в католицизм, и конфликт вокруг церковной недвижимости на Западной Украине.
РПЦ рассматривает страны бывшего Советского Союза как свою "каноническую территорию". Любые попытки других конфессий закрепиться в СНГ православные иерархи рассматривают как личный вызов. Когда в феврале 2002 года Ватикан повысил статус четырех российских апостольских администраций до епархий, Алексий II буквально метал громы и молнии. Он назвал католическую церковь "иностранным правительством", которое пытается создать "на российской земле" незаконные властные структуры. По мнению православных иерархов, число российских католиков, которое, по разным оценкам, колеблется от 600 тысяч до 2 миллионов, недостаточно для появления в стране католических епархий. Руководство РПЦ было уверено, что те создаются "на вырост", под будущие успехи мессианской деятельности.
Угрозу национальной безопасности в изменении статуса католической церкви в России усмотрели и чиновники. Как минимум пяти католическим священникам тогда пришлось расстаться с российской визой. И хотя РПЦ официально отрицает свою причастность к экстрадициям католиков, ни для кого не секрет, что из страны были высланы именно самые активные миссионеры.
Римско-католическая церковь не признает понятия "каноническая территория", а в качестве идейной основы продвижения на восток выбрала сугубо демократический принцип. В Ватикане считают, что каждый россиянин имеет право свободно выбрать себе веру.
Конфликт московского патриархата с украинской греко-католической (униатской) церковью - это другая проблема, которая портит отношения между РПЦ и Святейшим престолом. Униатской церковью называют ответвление от православия, которое появилось в 1596 году после того, как часть православных епископов Западной Руси заключили "унию" (союз) с Ватиканом. Православные признали церковную юрисдикцию Папы Римского и полностью приняли католическое вероучение, сохранив при этом обычный богослужебный обряд. В начале 1990-х годов униатская церковь получила в свое распоряжение практически все храмы на западе Украины, что опять-таки сильно обидело Московский патриархат.
Кроме того, Русской православной церкви не нравится, что "униаты" пытаются распространить свое влияние на юг и восток Украины - регионы, где исторически влияние "унии" было слабым. "Широко известно о планах руководства украинских греко-католиков перенести свою главную кафедру из Львова в Киев, где у них также практически нет паствы, и придать Украинской Греко-Католической Церкви статус патриархата в противовес Православной Церкви. Единственным препятствием в осуществлении этих намерений является отсутствие формального одобрения со стороны Святого Престола", - объяснял в апреле в интервью агентству РИА "Новости" суть конфликта секретарь по межхристианским связям Московского патриархата священник Игорь Выжанов.
РПЦ готова пойти на примирение с Ватиканом только в том случае, если тот откажется от мессианской деятельности на территории России. При этом прозелитизм в московской патриархии понимают необычайно широко. Его примерами считают приобретение католическим приходом здания под храм, трансляцию на городском телеканале продукции католической телестудии, благотворительные акции местного католического прихода, обеды для бедных. Фактически речь идет о том, чтобы католическая церковь в России перестала принимать в свои ряды новых прихожан, ограничившись окормлением уже существующих.
В 1992 году папской комиссией "Pro Russia" был создан документ, обязывающий католическое духовенство избегать чрезмерного рвения в пастырской деятельности в России и странах СНГ. Русскую православную церковь вполне устроило, если бы он строго соблюдался. "Проблема состоит в том, что этот документ, равно как многие договоренности между нашими церквами, призванные ликвидировать напряженность в православно-католических отношениях, не был воплощен в жизнь, - объясняет в интервью Aktuell.ru митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. - Глубоко убежден, что при наличии доброй воли у руководства римско-католической церкви и стремления неукоснительно соблюдать взятые на себя обязательства мы сможем вывести наш диалог из создавшегося кризиса".
Долгое время Ватикан не был готов пойти на уступки и оставить Россию за православной церковью. "У католического мира всегда было большое тяготение к России, но это тяготение было обусловлено все-таки тем, что католицизм - это "истинная религия, которую надо принести славянским братьям, чтобы приобщить их к мировой католической церкви", - говорил два года назад в интервью радио "Свобода" редактор приложения к "Независимой газете" "НГ Религия" Марк Смирнов.
Кстати сказать, именно идея мессианства помешала Папе Римскому побывать в России, несмотря на приглашения от светских властей. Напомним, что первым в Москву Иоанна Павла II приглашал еще Михаил Горбачев, впоследствии это приглашение подтверждали Борис Ельцин и Владимир Путин. Однако каждый раз понтифик отказывался - он хотел побывать в России не как частное лицо, а как пастырь, а это невозможно без согласия РПЦ.
Аналитики возлагали большие надежды на то, что с приходом нового папы позиция римско-католической церкви по российской проблеме изменится. "Я считаю, что от нового Папы можно ожидать конкретных шагов вперед, направленных на устранение тех расхождений и разногласий, которые существуют сейчас между двумя церквами", - говорит Марко Полити. Разумеется, речь не идет о том, чтобы ликвидировать созданные Иоанном Павлом II епархии, которые в свое время наделали столько шума. "Но, полагаю, можно будет прийти к согласию по вопросу о том, что католические иерархи в России будут заниматься исключительно духовными проблемами католиков, не пытаясь втянуть в свои ряды людей, принадлежащих к православной традиции", - говорит Полити.
И действительно, выступая с публичными речами, иерархи католической церкви неизменно называют РПЦ не иначе как "церковью-сестрой" и заявляют о готовности идти на уступки. Тот же кардинал Каспер на Международном евхаристическом конгрессе заверил делегацию православной церкви в том, что Ватикан не планирует экспансию на восток. "Православные братья, у нас нет намерения превращать ваши страны, где многие столетия проповедовалось Евангелие, в католические. Прозелитизм не является нашей политикой и нашей стратегией", - заявил кардинал.
Однако иерархов РПЦ слова кардинала Каспера не очень впечатлили. "Отношения между обеими церквами не могут считаться удовлетворительными, потому что на самом деле они находятся в состоянии соперничества, а не сотрудничества, на которое многие рассчитывали в самом начале православно-католического диалога", - говорит архиепископ Ярославского и Ростовского Кирилл. РПЦ нужны конкретные доказательства того, что Ватикан отказался от экспансии на Восток. А Святейший престол, похоже, не готов их предоставить.
В глазах православных иерархов демонстрацией серьезности мотивов со стороны Ватикана могло бы стать наказание главы российских католиков Тадеуша Кондрусевича. Недавно епископ позволил себе высказаться против преподавания религии в российских светских школах (Кондрусевич заявил, что для средних школ больше подходит такой предмет, как религиоведение, основам же веры следует обучать в церквях), чем сильно расстроил РПЦ. А в понедельник Союз православных граждан направил Папе Римскому письмо, в котором обвинил Тадеуша Кондрусевича в "солидарности с агрессивными антихристианскими силами" и призвал Бенедикта XVI строго покарать главу российских католиков. Но во вторник кардинал Каспер встретился с оплошавшим епископом, после чего стало известно о том, что Кондусевич сохранил свой пост.
"Визит кардинала - это традиционная дипломатическая встреча между сторонами, - говорит в интервью "Газете.Ru" руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира Максим Шевченко. - Для каких-то реальных подвижек в этом направлении Ватикан должен отказаться от фундаментальных стратегических задач в отношении России. Пока этого не происходит. Так что, скорее всего, никаких экстраординарных документов и заявлений визит Каспера не повлечет". Получается, что даже после смены Папы, римско-католическая и русская православная церковь по-прежнему не готовы сближению. А раз так, то и разговоры об экуменизме - это всего лишь не подкрепленная реальными шагами "маниловщина".
Андрей Ломкин