После распада СССР всевозможные политические, экономические и военные межгосударственные объединения начали плодиться, как грибы после дождя. По прошествии более чем десяти лет следует признать, что все эти союзы, основным катализатором которых стала выработанная за семьдесят лет советской власти привычка жить в коммунальных условиях, оказались мало приспособлены для жизни. Накануне в Москве была сделана еще одна попытка объединить некоторые постсоветские республики, хотя бы на уровне военного сотрудничества, в жизнеспособное образование. Хотя история эта началась не сегодня.
Договор о коллективной безопасности (ДКБ) - самостоятельное международное соглашение между странами СНГ, которое было подписано 15 мая 1992 года в Ташкенте шестью государствами: Арменией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном. В 1993 году к нему присоединились Азербайджан, Грузия и Белоруссия. После распада СССР необходимо было сохранить единое оборонное пространство, поскольку в ином виде оно тогда еще существовать фактически не могло. Это тогда понимали почти все постсоветские лидеры, еще не слишком увязшие в своих амбициях. Речь, конечно, не идет о прибалтийских республиках - они никогда не скрывали, что единственный военный блок, который их полностью устраивает, это НАТО.
При продлении действия Договора в 1999 году Азербайджан, Грузия и Узбекистан вышли из него. Азербайджан мотивировал свою позицию тем, что военный блок в рамках СНГ доказал свою, мягко говоря, неэффективность во времена конфликта в Нагорном Карабахе. В Баку решили, что оборонный союз, игнорирующий военное противостояние между входящими в него государствами, не стоит того, чтобы раз в год делегировать на встречу в верхах своего военного министра. Грузия, с конца 90-х годов ушедшая в глубокую оппозицию к Кремлю (ведь всеми союзами в рамках СНГ управляет Москва), тоже решила лишний раз не ставить себя в зависимость от ближайших соседей.
С позицией Узбекистана все более запутанно - Ислам Каримов, возможно, рассчитывал на долгосрочные перспективы военного сотрудничества с США и Пакистаном, а может быть, гражданская война в соседнем Таджикистане разуверила его в способности ДКБ решать подобные конфликты. Хотя именно узбекский президент был одним из инициаторов Договора, предложив в 1992 году создать единую армию с долевым участием всех республик. Интересно, что одновременно с выходом из ДКБ Узбекистан вступил в ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия - то есть, по сути, присоединился к тем странам, которые проигнорировали Договор), удлинив его на одну "У". Весной этого года Ташкент заявил о своем выходе и из этой организации - так не следует ли теперь ждать возвращения Узбекистана под крыло ДКБ, тем временем уже превратившегося в ОДКБ?
Договор о коллективной безопасности трансформировался в Организацию Договора о коллективной безопасности в 2002 году. За год до этого были созданы Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР) Центральноазиатского региона коллективной безопасности численностью в 1300 человек - по одному батальону от России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана, и орган управления ими. Появление ОДКБ заставило некоторых экспертов говорить об образовании прообраза военного блока, аналога Варшавского договора, хотя было очевидно, что даже необходимость создания системы коллективной обороны не может преодолеть центробежные силы в бывших советских республиках, а любое межгосударственное образование, даже военного характера, по большей части остается лишь на бумаге, да в громких заявлениях чиновников.
По мнению многих отечественных СМИ, саммит глав стран, входящих в ОДКБ, который состоялся 23 июня в Москве, отличался особой масштабностью и результативностью. По крайней мере, судя по высказываниям президентов, в Москве были приняты действительно вполне конкретные решения, которыми предыдущие встречи похвастать не могли.
Помимо президентов, в российской столице встречались главы внешнеполитических и военных ведомств стран - участниц ОДКБ, а также секретари советов безопасности. Министры иностранных дел говорили о путях укрепления союзнических отношений, развитии интеграции в различных областях, особенно в военной. Участники встреч проанализировали военно-политическую ситуацию в зоне ответственности ОДКБ и прилегающих районах. Речь прежде всего идет об Афганистане, с территории которого исходят угрозы, носящие "наркотический и террористический характер". Войска международной антитеррористической коалиции в этой стране, по мнению генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи, бездействуют. К тому же положение может еще больше ухудшиться, поскольку охрана таджикско-афганской границы на прошлой неделе полностью перешла от россиян к военнослужащим комитета по охране госграницы Таджикистана. Чтобы не оставлять таджикских пограничников один на один со злобными афганскими наркоторговцами и мировым терроризмом, участники встречи заявили о создании рабочей группы по взаимодействию в борьбе с вышеназванными угрозами. Помимо этого, в Москве было принято решение о формировании в дальнейшем совместных миротворческих сил, так как силы КСБР вряд ли могут быть использованы в целях поддержания порядка в конфликтных зонах.
По итогам саммита, помимо политического заявления, в котором участники Организации отразили свое отношение ко всем международным проблемам, от ситуации на Корейском полуострове до вывода в космос ядерного оружия и пересмотра морально-этических оценок Второй мировой войны, было принято 11 документов. Так, президенты приняли решение об утверждении приоритетных направлений деятельности ОДКБ во втором полугодии 2005-го - в первом полугодии 2006-го года и Плана основных мероприятий по всестороннему укреплению межгосударственного сотрудничества, формированию и развитию системы коллективной безопасности в рамках ОДКБ на 2006-2010 годы. Также приняты документы "О концепции программы военно-технического сотрудничества государств-членов ОДКБ на 2006-2010 годы", "О межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству ОДКБ", "Об отчете об исполнении бюджета ОДКБ за 2004 год и корректировке долевых взносов государств-членов ОДКБ на финансирование деятельности рабочих органов организации в 2005 году". Кроме того, принято решение о создании Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию обороту наркотиков и о развитии и совершенствовании противовоздушной обороны государств-членов ОДКБ. Отдельный документ касается реализации Плана мероприятий по координации деятельности государств-членов ОДКБ в вопросах постконфликтного обустройства Афганистана и мерах по совершенствованию этой работы.
То есть планов, если исходить из количества подписанных бумаг, громадье. К тому же теперь претворяться в жизнь эти планы будут под чутким руководством российской стороны. Владимир Путин принял полномочия председателя Совета коллективной безопасности от своего казахского коллеги Нурсултана Назарбаева, а глава Минобороны РФ Сергей Иванов стал председателем Совета министров обороны ОДКБ. При этом начальником Объединенного штаба ОДКБ был назначен начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Юрий Балуевский, а его первым замом стал генерал-полковник Иван Бабичев, который до этого занимал должность первого заместителя начальник штаба по координации военного сотрудничества стран СНГ.
Впрочем, детали подписанных документов, так же, как и их претворение в жизнь, для широкой публики так и останутся тайной за семью печатями. Согласитесь, за 13 лет своего существования ДКБ, а впоследствии ОДКБ не стал той структурой, за деятельностью которой чутко следят рядовые граждане, будь то россияне, жители Казахстана или Армении. Однако лидеры государств позаботились о том, чтобы и простой, как говорится, слушатель ощутил важность и историческое значение прошедшей встречи.
Так, Владимир Путин заявил о намерении ОДКБ наладить сотрудничество с НАТО "на двусторонней основе и на блоковой основе". По сути это означает, что участники Договора собираются ни много ни мало строить свои отношения с альянсом на равных (в уставе ОДКБ даже есть глава, фактически копирующая аналогичную натовскую: угроза одному из государств считается угрозой всем и, соответственно, влечет за собой коллективный ответ). Российский президент, кстати, уже на следующий день, 24 июня, на встрече с генсекретарем НАТО Яапом де Хооп Схеффером поднял этот вопрос - в частности, предложил НАТО совместно готовить специалистов по борьбе с афганским наркотрафиком. Помимо этого, подводя итоги саммита, Путин отметил целесообразность использования сил ОДКБ для миротворческих миссий и поведал о коллективном намерении стран-участниц развивать объединенную систему ПВО.
В отличие от своего российского коллеги, президент Белоруссии Александр Лукашенко не стал ограничиваться ролью ОДКБ на постсоветском пространстве, которая, считает он, является одним из центров сил, обеспечивающих международную безопасность. По словам Лукашенко, большинство государств придерживаются позиции, согласно которой мир не может быть однополярным. "Значит, и система международной безопасности не должна опираться только на один мировой центр силы. После распада СССР система сдержек и противовесов была разрушена, в то же время ООН не всегда проявляет себя как инструмент обеспечения международной безопасности. Сегодня возникает вопрос: что мир получит в ближайшей перспективе — или однополярную диктатуру со стороны одной супердержавы, или новую разумную систему, равновесие которой будут обеспечивать несколько международных объединений или центров силы? Одним из таких центров могла бы стать ОДКБ", — подчеркнул белорусский лидер. В качестве примера действенности ОКДБ Лукашенко привел совместную операцию "Канал-2004", в ходе которой было изъято более 5 тонн наркотиков, около 500 единиц огнестрельного оружия, выявлено свыше 4 тысяч наркопреступлений и раскрыто 12,5 тысяч уголовных правонарушений. "Это не под силу было бы одному государству, а от совместных усилий — эффект потрясающий", — подчеркнул президент.
Бодрые заявления Лукашенко, в которых всегда сквозит ностальгия по славному советскому прошлому, объясняются еще и тем, что в следующий раз, в 2006 году, президенты шести стран-членов Организации соберутся в Минске. А поскольку Белоруссия будет хозяином встречи, Лукашенко заменит Путина на должности председателя Совета.
Получится ли у России и ее ближайших союзников превратить ОДКБ во внятную военную структуру, которая не только потрясала бы воображение труднопроизносимым названием, но и имела бы реальный политический вес, сказать пока сложно. Единственное, что можно сказать с уверенностью - все издержки по созданию миротворческих сил или реализации любой из долгосрочных программ ОДКБ лягут на плечи России. И это закономерно, поскольку ни в одной другой стране СНГ, похоже, не стремятся реанимировать нечто похожее на институты советского времени, чтобы с их помощью дать ответ Западу, так, как у нас.