Презрев все правила международного комильфо, жюри XXVII Московского кинофестиваля второй раз подряд присудило "Золотого Святого Георгия" российской картине. Картине, победа которой была предопределена за две недели до открытия ММКФ - в тот день, когда было объявлено о ее изъятии из конкурса "Кинотавра".
Проблема не в том, что фильм Алексея Учителя "Космос как предчувствие" не достоин главного приза. Конкурс Московского фестиваля - вообще не та субстанция, из которой произрастают шедевры: показали штук пять неплохих фильмов - уже удача. В такой ситуации почти любая картина с одинаковым успехом мождет претендовать на Золотого Георгия.
Проблема в том, что все это слишком сильно кое-что напоминает. Церемония открытия, на которой Никита Михалков рапортует о том, что удой скота (то есть, доходы с кинопроката) в этой пятилетке вырастет на столько-то процентов. Русско-советский классик в качестве председателя жюри. Предопределенность выбора, превращающий и без того эфемерный конкурс в полную фикцию.
Результат, подогнанный под победные реляции о возрождении российского кинематографа. Того гляди, на следующий год президентом жюри снова назначат Валентина Черныха (как в свое время неоднократно назначали Станислава Ростоцкого и Сергея Герасимова), в третий раз наградят отечественное, а иностранных гостей начнут выпускать в город только под присмотром переводчиков в погонах. Еще два года назад подобное было невозможно: тогда Никита Михалков так и не смог продавить международное жюри во главе с Сергеем Бодровым-старшим, невзлюбившее (не вполне заслуженно) "Прогулку" того же Учителя. Сейчас - ничего, все довольны.
Но эти печальные наблюдения касаются все-таки скорее не самого фестиваля, сколько страны и города, в котором он проходит. Если отвлечться от политики, в том числе и культурной, и обратить внимание на кинематограф, на показаные во внеконкурсных программах фильмы, то нынешний ММКФ скорее удался, чем наоборот. Причем удался не благодаря, а вопреки: из-за перестановок в "Интерфесте" до последнего момента было не понятно, состоится ли он вообще. Представитель одного из спонсоров в кулуарах пожаловался на чудовищные организационные проблемы и добавил: "Давайте или делать нормально, или не делать вообще". Его можно понять, он тратит деньги своего работодателя. Можно понять и потрясенных западных продюсеров, посещавших российские программы в малом зале Дома кино, пригодном разве что под складское помещение. И тысячу журналистов, которым полагалось пять компьютеров и 20 метров пресс-центра.
Да, неудобный и тесный Дом кино не может быть фестивальным штабом - вне зависимости от цен на аренду свежеотстроенного Манежа. Да, разбросанные по огромному, забитому машинами городу, фестивальные залы должны бы находиться в одном месте (а для этого надо опять-таки найти деньги и арендовать многозальный кинотеатр в центре). Да, нужна массированная наружная рекламная кампания (а не три с половиной афиши, почему-то напечатанные в этом году к самому закрытию). Нужно догвориться с владельцами московских магазинов, которые бы добровльно и бесплатно вешали у себя в витринах фестивальные плакаты (как делают это в Берлине). Нужно платить нормальные деньги нормальным переводчикам, чтобы зрители не слышали откровенного бреда в наушниках.
Но все-таки даже такой фестиваль лучше делать. "За", вне всякого сомнения, проголосуют сотни зрителей, в будний день приходившие на ночной сеанс в "МДМ-кино" на фильмы программы "Азиатский экстрим". И те, кто стоя смотрел "Дитя" братьев Дарденнов в ЦДЛ, и те, кто заполнил зал кинотеатра "Иллюзион", где демонстрировали фильмы программы "Перспективы" - конкурса дебютантов. И пока у нас есть люди, готовые выпрашивать для фестивального показа картины, которые никто в России никогда больше не покажет на большом экране, можно хотя бы делать вид, что мы находимся в контексте не советской, а общемировой кинематографии.
Мария Кувшинова